21-05-2023
Сет, Сутех (егип. Stẖ) | |||
---|---|---|---|
Первоначально: защитник солнца-Ра от Апопа, владыка воинской доблести и смелости. После эпохи Нармера и особенно Птоломеев демонизирован: покровитель далеких от Нила стран и чужеземцев, мирового зла, пустыни, сближён с Апопом, антагонист в дуализме Сета и Осириса-Хора. |
|||
Мифология: | египетская | ||
Период жизни: | почитался с Додинастического периода | ||
Толкование имени: | Покровитель царской власти, его имя в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь») и в именах фараонов XIX династии. Позже иероглиф «зверь Сета»
|
||
В иных культурах: | отождествлялся с финикийским Баалом | ||
Местность: | покровитель Верхнего Египта, северо-восточная Дельта Нила | ||
Отец: | Геб | ||
Мать: | Нут | ||
Брат: | Осирис | ||
Сестра: | Исида, Нефтида | ||
Супруга: | несколько включая: Нефтида, Таурт, угарито-финикийские Анат и Ашторет | ||
Связанные персонажи: | Немти, Аш, Тешуб, Апоп, Тифон, Сатана, Сатурн, Баал, Яхве, Кали и Шива | ||
Связанные события: | День его рождения — третий предновогодний — считался в Египте несчастливым | ||
Атрибуты: | скипетр Уас и анх; стихия — пустыня, песчаные бури | ||
Характерные черты: | с головой похожей на осла или шакала («зверь Сета»); крокодил[2], гиппопотам[3], змея[4], гиппопотам в шкуре крокодила[5], чёрная свинья[6] | ||
Иллюстрации на Викискладе? |
Сет в иероглифах |
||||||
|
Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети егип. Stẖ) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, входящий в гелиопольскую Эннеаду. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Сет — бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Гора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Гор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.
В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.
Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг.
Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период, в эпоху Накада I (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады. Родиной Сета был Омбос, а некрополь находился в Накаде . В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титулатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.
Культ Сета процветал в Омбосе (вблизи Накада), Ком-Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной Дельте Нила. В оазисе Дахла вплоть до XXII династии существовал оракул Сета. Хотя уже во времена 26 династии этот бог стал явным олицетворением зла.
Папирус Анастаси II пишет о событиях времён Рамзеса III[7]:
Его Величество (Рамзес III) построил себе укреплённый дворец, именуемый «Великий в победах». Он находится между Речену и Тамери, изобилует пищей и запасами. Он построен по образцу Гермонтиса, а его протяжённость — такая же, как у Хут-ка-Птаха. Солнце восходит на обеих своих световых горах (понятие из египетской мифологии), а опускается в центре этого города. Все люди покидают свои города и селятся в округе (этого города). На западе (города) располагается храм Амона, на юге — храм Сета. Астарта находится на востоке, а Уто — на севере. Укреплённый дворец, который находится в этом городе, (так же велик), как обе световых горы неба. Рамзес II в нём как бог, «Монту в Обеих землях» как докладчик, «Господин Солнце» как визирь, дружественно настроенный к Египту.
Сет был младшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба. Являлся братом Осириса, Исиды и Нефтиды, для последней он также был мужем. Есть версия, по которой он был рождён в районе города Су (оазис Файюм). Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать практически никаких важных дел.
Имел несколько жён: Нефтида, Таурт, угарито-финикийские богини Анат и Ашторет[8] и др. Издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой[9]
Самое раннее изображение бога выявлено на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I.
|
По легенде Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама — Исиду Хесамут. Согласно мифу, после того, как Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу, где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона, представляющими собой борьбу двух божеств.
С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций (см. миф «Тяжба Хора и Сета»). После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей Апоп или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.
Сопоставления Сета с другими египетскими богами и божествами пантеонов других народов.
Древнеегипетская религия | ||
---|---|---|
Мифология | Дуат • Ка • Пантеизм • Политеизм • Эманация • Язычество | |
Боги | Айхи • Амон • Анубис • Анукет • Апис • Апоп • Атон • Атум • Баст • Бес • Геб • Гор • Исида • Кук • Маат • Мафдет • Менхит • Меритсегер • Месхенет • Мин • Мут • Монту • Нейт • Нефертум • Нефтида • Нехбет • Нун • Нут • Онурис • Осирис • Пахт • Птах • Ра • Ра-Горахти • Рат-тауи • Сатис • Себек • Селкет • Сет • Сехмет • Сешат • Сокар • Сопду • Сопдет • Татенен • Таурт • Тефнут • Тот • Уаджит • Усрет • Хапи • Хатмехит • Хатхор • Хека • Хекат • Хепри • Хех • Хнум • Хонсу • Четыре сына Хора • Шу | |
Тексты | Амдуат • Книга врат • Книги дыхания • Книга земли • Книга мёртвых • Книга Небесной Коровы • Книга пещер • Литания Ра • Тексты пирамид • Тексты Саркофагов • Книга перемещения вечности | |
Верования | Атонизм • Философия • Погребальные обряды • Формула подношения • Храмы | |
Портал «Древний Египет» |
Сет (мифология).