Lt304888.ru

Туристические услуги

Символические изображения Христа

29-07-2023

Иконы Спасителя

Православная иконография Иисуса Христа (христологический ряд) включает многочисленные варианты изображения Христа в православном искусстве. Основными типами являются Пантократор и Спас Нерукотворный.

Содержание

Список

Название Икона Описание
Ангел Великого совета Ангел Великого совета — одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис.9:6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций («Сотворение мира», «И почил Бог в день седьмый…» и других)[1], оказало влияние на сложение в рус. искусстве XVI в. иконографии Иисуса Христа «Благое Молчание».
Благое Молчание
(Спас Благое Молчание, Ангел Благого Молчания)

Иван Дьяконов (?). Икона из местного ряда центрального иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле.
Спас Благое Молчание — иконографический тип изображения Иисуса Христа, представляющий Его в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб еще не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде(единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа).Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.
Великий Архиерей Спас Великий Архиерей  — символическое изображение Христа в образе священника. Библейским источником иконографии служит, по всей видимости, 109 псалом: «Ты еси иерей вовек по чину Мелхиседека…» (Пс. 109, 4).
  • «Ты еси иерей во век» — вариант иконы Троицы Новозаветной «Христос Распятый Серафим», названной по тому же псалму
Ветхий денми Христос Ветхий денми (Ветхий днями) — изображение Иисуса Христа в облике седовласого старца. Одежды традиционны для икон Христа, нимб обычно кресчатый.

Эпитет «Ветхий деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила Бог описывается в виде старца — «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна»  (Дан.7:9). Понимание библейского Ветхого денми как Бога-Отца, первого Лица Святой Троицы, приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображения Троицы, как Отечество и Сопрестолие. Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества (Быт 3: 8; 32: 24-28; Исх 6: 1, 33: 23; Дан 7: 9, 13 и др.), приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын. В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого денми.

Первые изображения Христа Ветхого денми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век).

Всевидящее Око
Деисус Икона или группа икон, имеющая в центре Христа Пантократора, а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционных жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисусного чина — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.

Ангельский деисус — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Существует достаточно спорное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы[2].

Добрый Пастырь Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя. Иисус изображается виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи (Лк.15:3-7).

Была распространена в раннехристианском искусстве, затем сошла на нет. В иконописи появляется в регионах, находящихся под западным влиянием.

Древо Иессеево Икона Древо Иессеево часто представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах.
Единородный Сыне и Слове Божий Фактически - Новозаветная Троица. В центре иконы изображены мир разума и духовный мир Земли с твердью. Образ мира разума — Премудрость или Свет Разума со свитками Истины, управляющая человеческими душами. Выше изображен Господь Бог Творец и Созидатель Земли и Неба. В Его нимбе видим два квадрата, образ полноты знаний духовного мира и мира разума. Управляют днем и ночью на Земле Солнце и Луна. Слева виден Дворец Царствия Небесного. Ниже изгнанные из рая в Змея лукавого владения Адама и Еву за первородный грех — нарушение первой заповеди Господа Бога: не ешь плодов с дерева добра и зал, смертию умрешь. Образ смерти — ад, где предстоит вечное пребывание грешным душам в адских мучениях.
Лоза Истинная
(Виноградная лоза)
Спас Лоза Истинная — редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь»  (Ин.15:1), «Аз есмь лоза, вы же гроздие»  (Ин.15:5). В ранних вариантах (XV век) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII века) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается «Αμπελος», что, собственно и означает «виноградная лоза».
Недреманное Око Спас Недреманное Око (Христос Анапесон) — особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад.

Иконография складывается на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт.49:8-9, Откр.5:5 и др.). Льву приписывался ряд фантастических свойств (среди которых сон с открытыми глазами), символически истолковывавшихся, как прообразы спасительной смерти и Воскресения Христа.

В византийском искусстве иконография использовалась преимущественно в стенописи, на Руси с XIV века одинаково часто и в монументальном искусстве, и в иконописи.

Не рыдай Мене, Мати Не рыдай Мене, Мати… — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Происхождение честных древ Животворящего Креста Развитие иллюстрации к 11-му кондаку Акафиста Богоматери «Пение всякое побеждается». Смысл данного сюжета связан с цельбоносным «Спасовым источником» у монастыря Всемилостивого Спаса при городской стене Константинополя, куда на праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня направлялся крестный ход из Софии Константинопольской с частицей Истинного Креста, постоянно хранившейся в императорских покоях[3].
София Премудрость Божия
Спас Вседержитель
(Пантократор)
Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκράτωρ — всевластный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

Существует несколько подтипов:

  • Спас в силах. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных».
  • Спас на престоле
  • Психосостер (Душеспаситель)
  • Елеемон (Милующий)
Спас оплечный (Спас оглавный) Источником иконографии послужила часто используемая в искусстве раннего Средневековья композиционная формула, заключающая оплечное изображение Спасителя или святого в медальоне.
Спас в рост
  • Спас Всемилостивый (икона)
  • Спас Смоленский (Спас с припадающими, проскинесис) — иконография Спасителя, изображающая Иисуса Христа в рост с Евангелием в руке и припадающими святыми Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.
Спас Нерукотворный
(Нерукотворенный Убрус Господень)
Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик. Изображение обычно оглавно. Два основных варианта:
  • на убрусе (плате)
  • или чрепии, на керамиде (черепице, кирпичной кладке — «Чрепие», Святая Керамида, Керамидион).
  • На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа — «Спас Мокрая брада» — изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.
Спас Эммануил Спас Эммануил, Еммануил — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф.1:21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.
Царь Иудейский Христос Царь Иудейский — композиция католического происхождения, представляющая Христа в терновом венце и багрянице. Изображение чаще всего поколенное, руки Спасителя связаны, в правой руке трость. (См. также Ecce homo и Муж скорбей).

Источник названия и иконографии — евангельская сцена поругания Христа римскими солдатами (Мф. 27, 27-30).

Царь Славы
(Христос во гробе)
Иконографический композиция, представляющая поясное изображение Христа, обнаженного по пояс, с низко опущенной головой.
Царь царем и Предста Царица Царь царем (Царь царей) — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (1Тим.6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей»[4].
Церковь Христова
Хвалите Господа с небес сложная иконографическая композиция, иллюстрирующая 148-й псалом. Верхняя часть посвящена воспеванию небес, в центре которой — Христос, восседающий на престоле в окружении ангелов. Ниже размещены группы пророков, апостолов, святителей и все праведные народы, внизу — реальные и мифические звери.
Христос Агнец Божий
(Се Агнец)
Христос Халки, Христос Халкит Христос Халки (Христос Халке) — иконографический образ Христа, в котором за Его головой изображён крест, а нимб отсутствует. (По другой версии — Спас в рост)

См. также

Ссылки

  • icon-art.info
  • Тематическая галерея[1][2]

Литература

  • Н. П. Кондаков. Иконографія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Лицевой иконописный подлинникъ. Томъ. I. СПб., Комитет попечительства о русской иконописи. 1905. Репринт. М. «Паломникъ». 2001.
  • Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., Изд-во «Паломникъ», 2001.- 224 с.: ил. ISBN 5-87468-110-8
  • Ю. Г. Бобров Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996. — 256 с., ил. (Малая история культуры) ISBN 5-86457-024-9
  • Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима.. — СПб.: Сатисъ, 2002. — С. 105. — 336 с. — ISBN 5-7373-0208-3

Примечания

  1. Иллюстрированный словарь по иконописи
  2. Иллюстрированный словарь по иконописи
  3. И. Л. Бусева-Давыдова «БОГ ПОСРЕДИ НЕГО»: О РЕДКОЙ ИКОНОГРАФИИ СПАСА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ
  4. Иконография Иисуса Христа

Символические изображения Христа.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01