Синагогальный ковчег (ивр. אֲרוֹן הַקֹּדֶש, арон а-кодеш — Ковчег Святыни) — специальное хранилище для свитков Торы.
В синагогах, появление которых, по мнению учёных, относится ко времени разрушения Первого Храма (586 г. до н. э.), была создана символическая замена Ковчегу Завета.[1]
Первоначально подобное хранилище было либо в виде ниши[2], либо в виде переносного шкафа, который помещали в такую нишу. В Мишне и Талмуде шкаф для свитков Торы называется тева (ивр. תבה)[3], а ниша, в которую он помещался — хейхал (букв. чертог)[4].
Существует многовековая традиция изготовления и украшения ковчега:
- На ранних изображениях такого ковчега[5] отчётливо видны внутренние отделения, в каждом из которых хранится в горизонтальном положении свиток.
- В XII веке, по-видимому, уже существовали синагогальные ковчеги, имевшие форму шкафа, в которых свитки Торы помещались вертикально, как в наше время. На миниатюрах рукописей XIV—XV веков испанского, итальянского и немецкого происхождения появляются изображения подобного двухъярусного шкафа, в верхнем ярусе которого хранились свитки, в нижнем — ритуальная утварь.
- В Средние века ковчеги завершались готическими шпилями[6].
- Образцом оформления в стиле эпохи Ренессанса может служить двухъярусный с росписью ковчег из Урбино (1550).
- В XVII веке в голландских синагогах на верхней части ковчега стали помещать изображение Скрижалей Завета, на которых высечены два первых слова каждой из Десяти заповедей.
- В XVII веке в Голландии и Германии начала XVIII века все ковчеги изготовлялись в барочном стиле: с колоннами, пилястрами, фронтонами и вазами[7]. Оттуда этот стиль вскоре проник и в Восточную Европу. Где на ковчеге изображались львы, птицы, дельфины, орлы и олени.
- Ковчеги в мавританском стиле (купола, разноцветный геометрический орнамент) сооружались с середины XIX века[8].
Несмотря на различия в декоративном стиле, все ковчеги имеют общие элементы:
- искусно вышитая золотыми, серебряными и шёлковыми нитями по бархату или шёлку завеса парохет (ивр. פָרֹכֶת), которая символизирует парохет Святая святых Храма;
- нер тамид (ивр. נֵר תַּמִיד, букв. «постоянный светильник»), в память о храмовой меноре, которая должна была гореть всю ночь возле парохет и также называлась нер тамид.
- сами свитки Торы, которые также богато украшаются;
- часто по бокам стоят колонны, называемые Яхин и Боаз, которые напоминают о колоннах при входе в святилище Храма Соломона;
- в некоторых случаях над парохет помещают полосу из материи, которая должна напоминать крышку Ковчега Завета — капорет.
К классическим мотивам арки Ковчега относятся также корона, скрижали, пара ревущих львов — символ колена Иегуды и власти Всевышнего, Маген Давид, Менора, а также Древо жизни.[1]
Арон а-кодеш в синагогах диаспоры всегда обращён к Земле Израиля, в Израиле — к Иерусалиму, а в самом Иерусалиме — к Храмовой горе. В большинстве современных еврейских общин, находящихся к западу от Земли Израиля, Ковчег стоит у восточной стены синагоги. Место у Ковчега, и с ним вся восточная сторона (Мизрах) считаются в синагогах самыми почётными. У Ковчега молится кантор, перед Ковчегом выступает с речами и раввин.[1]
В старину евреи верили, что арон а-кодеш обладает чудодейственными свойствами.[1] Иногда женщины произносили молитвы о здоровье детей или заболевших родственников, держась за завесу арон а-кодеш. Распространён был также обычай, раскрыв дверцы ковчега и положив голову между свитками Торы, вознести личную мольбу (об исцелении тяжелобольного, избавлении от угрожающей опасности, и т. п.). И в наши дни молитвы, имеющие особо важное значение, произносятся перед раскрытым Ковчегом, который символизирует открытые небесные врата. Когда дверцы ковчега открыты, молящиеся обычно стоят. Открытие и закрытие Ковчега считается важным обрядом. Вынос Торы сопровождается чтением библейских стихов «И было, когда Ковчег продвигался…» (Чис.10:35).
Примечания
- ↑ Ковчег Завета — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ например, изображение на монетах, чеканенных в годы восстания Бар-Кохбы (131—135 гг.), а также ниша первоначальной синагоги в Дура-Европос, самой ранней из известных (конец II — начало III вв.)
- ↑ В Библии это слово используется для обозначения Ноева ковчега и корзины, в которую был положен младенец Моисей.
- ↑ Тосефта, Мегила 3:5
- ↑ стенные росписи, золочённые стеклянные блюда III—IV вв. из еврейских катакомб Торлония и Монтеверде в Риме
- ↑ Особенно богатой отделкой отличаются ковчеги синагог в Праге (Альтнойшул, XIV век), в Модене (1505)
- ↑ Так, ковчег в стиле барокко сефардской синагоги Амстердама (1675) занимает почти всю ширину нефа.
- ↑ типичный пример — ковчег синагоги на улице Виа Фарини во Флоренции (1882)
Ссылки