Lt304888.ru

Туристические услуги

Слуцкий пояс

18-08-2023

Вацлав Ржевуский (Wacław Rzewuski) в костюме с поясом
Слуцкий пояс

Слуцкий пояс (белор. Слуцкі пояс) — элемент богатого мужского костюма польской и литвинской (белорусско-литовской) шляхты. Считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца. Наименование происходит от названия города Слуцк в Белоруссии.

Содержание

Описание

Слуцкие пояса ткались из тонких шёлковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метра, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям — узорной каймой, а концы — пышным, главным образом растительным орнаментом, в котором народные узоры сочетались с восточными мотивами. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонние (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценимыми считались четырёхсторонние слуцкие пояса — каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. Середник пояса имел орнамент с поперечными гладкими или узорными полосами, реже узор был сетчатым, в горошек и пр. Концы пояса имели сложный орнамент, чаще с двумя мотивами: чаще всего — овал, окруженный листьями со стеблями и цветами. В углу пояса с обеих сторон ткалась метка на старославянском и латинском языках (Слуцк, В городе Слуцке, Сделано в Слуцке). Концы пояса иногда обшивались бахромой. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша — мужской верхней одежды, к поясу крепилось оружие.

Начало производства в Беларуси

Первоначально пояса привозились с Востока — из Османской империи, Персии, поэтому их называли стамбульскими или персидскими. В 1758 году была организована мануфактура с целью производства поясов. Назывались такие мануфактуры — «персиарни» (белор. персіярні), от места происхождения прототипа слуцкого пояса. Наиболее известной была Слуцкая мануфактура, создателем которой был Михаил Казимир Радзивилл (1702—1762 годы), великий гетман Литовский.

В конце 1757 года в Слуцк был приглашён знаменитый турецкий мастер Ованес Маджаранц, армянин по национальности. Он некоторое время работал в Станиславе (Ивано-Франковск), затем в Несвиже. В Станиславе проходили обучение два слуцких художника — Ян Годовский и Томаш Хаецкий. В 1758 году Ованес Маджаранц заключает договор с Михаилом Казимиром Радзивиллом о создании «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотом и шелком» с обязательным обучением «работе перской» местных умельцев.

Первоначально были приглашены мастера из Османской империи и Персии. Поэтому первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов — незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба.

В Речи Посполитой имя Ованеса Маджаранца было переделано на местный манер — Ян Маджарский.

Его правнучка Елизавета является матерью Монюшко Станислава — знаменитого композитора и дирижера.

Сын Маджарского — Левон (Лявон) на рубеже 18-19 веков становится арендатором Слуцкой мануфактуры, где уже работали около 60 ткачей.

Мастерство местных ткачей было настолько велико, что кунтушевые пояса, сделанные даже за пределами Слуцка, стали называть слуцкими.

Распространение и «закат» производства

Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Их производство было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств.

На территории современной Польши наиболее известные персиарни находились в Кобылке и Липкове под Варшавой. Несколько производств находились в Кракове и Гданьске. Эти фабрики находились под большим влиянием Слуцкой мануфактуры.

Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года. После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях вошедших в состав Российской империи было запрещено носить слуцкие пояса[1], меняются тенденции моды. Под влиянием этих факторов изменяется характер производства — начинается выпуск тканей для церковных нужд.

Период после окончания производства

Во второй половине XIX — начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества.

Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, ныне утеряны.

Музеи, в собраниях которых хранятся слуцкие пояса

Интересные факты

Ткачеством в мануфактурах по изготовлению слуцких поясов занимались только мужчины. Было принято считать, что при прикосновении женской руки к золотым и серебряным нитям они потускнеют и пояс будет испорчен[6].

Узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками.

При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.

На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота.

Стоимость пояса составляла от 5 до 50 дукатов (один дукат равнялся 3 золотым рублям). Цена в злотых доходила до 1000, что приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой.

Примечания

  1. Древнебелорусское искусство
  2. Почему Россия не отдает Беларуси слуцкие пояса?
  3. Шедевры Слуцка
  4. Смоленский государственный музей-заповедник
  5. Фонды молодечненского музея
  6. Официальный сайт Республики Беларусь

Литература

  • Якунина Л. И. Пояса слуцкие в собрании Государственного Исторического Музея. М., Наркомпрос РСФСР. 16 страниц; 1941 г 570 экз. [1]
  • Якунина Л. И., Слуцкие пояса, Минск, 1960.

Ссылки

  • Слуцкие пояса
  • Слуцкие чудо-пояса
  • Львовские музеи
  • Судьба слуцких поясов

Слуцкий пояс.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01