12-10-2023
Снегурочка | |
---|---|
«Снегурочка», художник Васнецов, 1899 г. Сопровождает Деда Мороза на празднике Нового года. |
|
Мифология: | славянская |
Период жизни: | жива и сейчас |
Толкование имени: | вероятно, уменьшительно-ласкательное от Снегура (имя для ребёнка, родившегося зимой)[1] |
Имя на других языках: | укр. Снігуронька белор. Снягурка |
Местность: | Кострома[2] |
Связанные понятия: | новогодняя ёлка, подарки |
Связанные персонажи: | Дед Мороз |
Связанные события: | Новый год |
Иллюстрации на Викискладе? |
Снегу́рочка — новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом[3], что функционально соответствует древнегреческим демонам и христианским ангелам. Возраст варьируется: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда молодой девушки. Последнее чаще, под влиянием литературного образа Снегурочки и как практическая необходимость для оказания праздничных услуг (сопровождение Деда Мороза). Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки как молодой девушки произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов[3].
Содержание |
Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском народном обряде[3].
Возможным прототипом Снегурочки может быть праздник святой Люсии стран Балтики, которая в Германии XVI—XVII веков, во время запрета на Святого Николая, заменяла в Рождество доброго дедушку и Иисуса. Традиция не прижилась в Германии, но укоренилась в Швеции в XVIII—XIX веках.
В русском фольклоре Снегурочка появляется в XIX веке, как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу»[5]. В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки. Одета в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички.
Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Однако в 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех[3].
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала[3].
После революции религия находилась под всё возрастающим давлением и контролем государства, в том числе Рождество и все связанные с ним обычаи. Окончательная точка была поставлена в канун 1929 года. Рождество и по старому и по новому стилю было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по городу и всматривались в окна, не стоит ли там ёлка . Вместе с ёлкой и Дедом Морозом перешла на нелегальное положение и Снегурочка[6][нет в источнике].
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее[3].
В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, обычно светловолосых[3].
Для фильма «Снегурочка» (1968) у реки Мера была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены под Кострому, где возник парк «Берендеевка». Кроме этого, в Костроме теперь есть «Терем Снегурочки», в котором та круглый год принимает гостей[2]. В 2009 году впервые официально отмечался день рождения Снегурочки, которым решили считать ночь с 4-го на 5-е апреля. Это не соответствует сюжету сказки, в которой Снегурочка рождается зимой. Однако, по объяснениям организаторов, «у Снегурочки отец — Дед Мороз, а мать — Весна, и поэтому у неё день рождения весной»[7]. В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из своей резиденции в Великом Устюге[8], официально подтвердив статус Костромы как основной резиденции своей спутницы и помощницы.[9]. Вместе с тем, накануне празднования нового 2012 года исламские проповедники Дагестана усмотрели в образе Снегурочки вызов традиционной культуре (из-за «коротенького развратного сарафанчика»), что привело к игнорированию торжеств в ряде школ республики[10].
Снегурочка.