01-09-2023
|
|
Франциско Гойя | |
Собака, 1819—23 | |
Perro semihundido | |
Настенная живопись, перенесённая на холст. 131×79 см | |
Прадо, Мадрид |
«Собака» (исп. El perro) — одна из «Мрачных картин» Франциско Гойи, написанная в 1819—23 гг. Авторское название картины неизвестно. Это произведение также известно как «Тонущая собака» (исп. Perro semihundido) или «Голова собаки».
Это произведение, скорее всего незавершённое, является частью группы работ с верхнего этажа «Дома Глухого», где Гойя жил с 1819 года. Невозможно определить изначальное намерение художника. Голова собаки то ли появляется из-за склона, то ли выныривает из мутной воды. Собака смотрит вверх пронзительным, почти человеческим взглядом, вызывая глубокое беспокойство, обостряемое огромным пустым пространством сверху. Картина производит неизгладимое впечатление на зрителя[2].
Композиция «Собаки» перекликается с «Монахом у моря» Каспара Давида Фридриха, написанным примерно на десять лет раньше. Однако, если Фридрих оставляет пейзаж узнаваемым[3], то Гойя идёт ещё дальше в разрыве с традиционной композицией. Он доводит до абсолюта упрощение среды и практически полное отсутствие формальной организации. «Тонущая собака» стала источником вдохновения для многих художников. Так влияние Гойи заметно в картинах Пьера Боннара «Красная клетчатая скатерть» (1910)[4] и Антонио Саура «Воображаемый портрет Гойи» (1966)[5].
Франсиско Гойя | ||
---|---|---|
Живопись | Маха обнажённая (1797—1800) · Маха одетая (1800—1805) · Портрет маркизы Санта-Круз (1805) · Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде (1814) · Третье мая 1808 года в Мадриде (1814) · Мрачные картины (1819—1823) · Молочница из Бордо (1825—1827) | |
Серии офортов | Капричос (1797—1798) · Тавромахия (1815) · Бедствия войны (1810—1820) · Диспаратес (1820—1823) |
Собака (картина Гойи).