Lt304888.ru

Туристические услуги

Соломенное (район Петрозаводска)

02-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Соломенное

Соло́менное — район города Петрозаводска. Расположен в северной части города.

Содержание

История

Стоянки человека в районе Соломенного известны с раннего неолита. Упоминания о селе Соломенном можно встретить еще с XV века. Происхождение его наименования связывается многими исследователями со словом финского происхождения «salmi» — пролив[1].

Первое наименование Петрозаводской губы было Соломенная губа или озеро Соломялахта[2].

Село Соломенное входило в состав Шуйской волости Петрозаводского уезда. Рабочий посёлок Соломенное был организован 17 декабря 1931 года согласно постановлению Президиума Карельского Центрального исполнительного комитета. В его состав вошли село Соломенное и поселок Красный Прибой. С этого времени стал действовать Соломенский поселковый Совет. С 20 июня 1934 года в состав посёлка вошли посёлок лесозавода имени Октябрьской революции и Соломенского кирпичного завода.

С 30 июля 1938 года посёлок был перечислен из Прионежского района в сельскую местность города Петрозаводска с подчинением его совета Петрозаводскому городском совету. С 1945 года рабочий поселёк Соломенное был подчинен в административно-хозяйственном отношении Первомайскому райсовету города Петрозаводска, а 1948 года вернулся в подчинение Петрозаводского городского совета.

С 19 марта 1958 года в состав Соломенного вошло село Заозерье, которое было в его составе до 1963 года. 30 января 1974 года рабочий поселок Соломенное был передан в административное подчинение Октябрьскому райсовету, а с 1977 года полностью утратил самостоятельность (был упразднён поселковый совет) и вошёл в состав Петрозаводска.

Природа

Соломенное расположено на берегах Петрозаводской губы Онежского озера и Логмозера, соединенного с ним проливом. Имеется несколько небольших прудов.

Для поселка характерны скальные обнажения серого диабаза — соломенская брекчия. На восточной границе Соломенного располагается жерло потухшего вулкана — Соломенский некк[3].

Соломенский диабаз был использован для внутренней отделки Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Храмы

Соломенский Петропавловский монастырь был основан не позднее конца XVI века, при новгородском митрополите Александре. Обитель была упразднена в 1764 г. В 170-х годах храмы и монастырские строения погибли при пожаре.

В 1786 году на средства петербургского купца Ильи Кононова была возведена церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. В 1798 году рядом была построена церковь во имя Сретения Господня. Сретенская церковь была закрыта в 1931 году, перестроена под школу. В 2003 году открыта вновь[4].

Кладбища

Имелось кладбище при Петропавловской церкви, ныне не существующее. Существует Соломенское кладбище на Рабочей улице.

Промышленность

Соломенский паровой лесозавод Громова был открыт 7 марта 1874 года. Завод эксплуатировался им совместно с Ратьковыми-Рожновыми[5].

В 1901 году на юго-западном берегу Логмозера был открыт паровой лесозавод Пименовых. 6 декабря 1905 года он сгорел. В 1910 года на его месте был построен паровой лесозавод А. П. Беляева.

В августе 1914 года первый лесозавод был продан Беляеву и К.

С января 1917 года находился в ведении Петрозаводского акционерного лесопромышленного общества. 10 ноября 1918 года был национализирован и в дальнейшем получил номер 3. С 1922 года в системе Кареллеса. С 22 августа 1963 года слился с Петрозаводской мебельной фабрикой в Петрозаводский лесопильно-мебельный комбинат. В настоящее время предприятие именуется ЗАО «Соломенский лесозавод»[6].

В 1885—1889 годах на мызе Лачинова в Соломенном действовал мыловаренный завод Моисея Перцовича Холодного.

С 1935 года существовал Соломенский кирпичный завод, в дальнейшем предприятие — Петрозаводский кооператив «Керамик».

В 1933 году была построена тепловая Соломенская ГЭС, закрыта в 1956 году.

Транспорт

Водный транспорт

Изначально в село добирались водным транспортом. С появлением в Петрозаводске пароходов, существовали рейсы пароходов, принадлежащих лесозаводу, для доставки рабочих на завод.

С начала 1920-х годов Северо-Западное речное пароходство организовало пассажирские рейсы парохода «Шиповка» из Петрозаводска в Соломенное и далее в Шую[7]. Кроме того, на линии работали моторные лодки Петрозаводского центрального рабочего кооператива[8]

С 1925 года его сменил пароход «Кудама» («Рабочий вождь»), совершавший рейсы на линии Петрозаводск-Соломенное-Судострой-Зимник-Петрозаводск. В послевоенное время линию на Соломенное обслуживал «Джамбул» Беломорско-Онежского пароходства.

В 1950-х годах от пристани Соломенное также осуществлялись рейсы Соломенное-Судострой (Шликин Наволок) — Лехнаволок мотокатера МК-14 и прогулочные рейсы теплохода «Москвич-172». В 1962 году линия Петрозаводск-Соломенное-Шликин Наволок была закрыта по причине убыточности. Причал и пассажирский павильон пристани Соломенное были перенесены на Чёртов Стул.

Автобус

В феврале 1929 году Карельским управлением местного транспорта была открыта автобусная линия от Гостиного двора до Соломенного по льду Онежского озера[9].

В 1930 году была построена дорога до Соломенного, и во время отсутствия речной навигации по ней ходили автобусы до Соломенного. К концу 1930-х годов эта линия стала регулярной и работала во все сезоны.

С 26 декабря 1946 года линия площадь Кирова — Соломенное получает номер 4, под этим номером долгое существует единственный маршрут в Соломенное, с 1954 года он продлён до улицы Гоголя, с 1964 года до телецентра. В настоящем виде (от Древлянки) существует с 1998 года.

С 1984 года в Соломенное также ходил маршрут № 14 Мясокомбинат — Соломенное, просуществовавший несколько лет. В настоящее время, кроме 4-го маршрута, Соломенное обслуживают общегородские маршруты 23 Кемская-Соломенное (с 2004 года), 8 Кемская-Соломенное (с 2003 года), 7 Древлянка-Соломенное (с 2012 года).

Через Соломенное также проходит городской маршрут Древлянка-Зимник, пригородные рейсы до Пиньгубы, Лехнаволока, Суйсари.

Железнодорожный транспорт

С 1955 по 2008 год существовала железнодорожная ветка Томицы — Соломенное для доставки продукции ПЛМК[10].

В 1970-е годы работала узкоколейная железная дорога кирпичного завода.

Паром

Для связи Беляевской стороны с Громовской стороной изначально существовала лодочная переправа. С 1910-х годов был паром.[11][12][13].

В 1969 году паром был заменен наплавным мостом. Настоящий мост — четвёртый появился в 2006 году[14].

Деление

Исторически состоит из трёх частей — Борнаволок на одноименном полуострове, Новая Деревня от ПЛМК до ГЭС-городка, Громовское за Соломенским проливом. Основные улицы (в 1978 году после вхождения в черту города поселка улицы, совпадавшие по наименованию с петрозаводскими, были переименованы)[15].

Улицы

  • Борнаволокская улица
  • Ботаническая улица
  • Ботанический сад
  • Горная улица
  • Дачная улица
  • Улица 9 Января
  • Детская улица
  • Кольцевая улица (до 1978 года — Кирпичная улица)
  • Лесопильная улица (до 1978 года — Первомайская улица)
  • Логмозерская набережная
  • Логмозерская улица
  • Малая улица
  • Мебельная улица (до 1978 года — улица Пушкина)
  • Молодёжная улица (до 1978 года — Комсомольская улица)
  • Новая улица
  • Октября улица
  • Петрозаводское шоссе
  • Улица Пионеров
  • Прибрежная улица (до 1978 года — Онежская набережная)
  • Приозёрная улица
  • Улица Пришвина
  • Пролетарская улица (до 1978 года — Советская улица)
  • Рабочая улица (до 1978 года — Заводская улица)
  • Революционная улица (до 1978 года — Мебельная улица)
  • Садовая улица (до 1978 года — Улица Калинина)
  • Сенной переулок
  • Скалистая улица
  • Соломенская улица (до 1978 года — Улица Кирова)
  • Улица Фёдора Тимоскайнена (до 1978 года — Улица ГЭС-Городок)
  • Улица Труда
  • Улица Трудовых Резервов
  • Проезд Энергетиков
  • Ялгубское шоссе

Ссылки

  • Соломенное
  • История Соломенного
  • Церкви Соломенного

Примечания

  1. Керт Л. Момонтова Н. Загадки карельской топонимики. Петрозаводск: «Карелия», 1982, л.31
  2. История города в географических названиях
  3. Платонова Е. Чёртов стул в Ботаническом саду
  4. Петрозаводск. //Путеводитель по православным святыням Карелии//Под редакцией О. И. Сидловской, Петрозаводск, 2003.-л.22
  5. Кораблев Н. А. Предпринимательство в Карелии во второй половине XIX-начале XX веков. Петрозаводск. 2011.-л.149
  6. История компании
  7. Карельская Коммуна. 1923. 7 мая
  8. Красная Карелия. 1925. 24 мая.
  9. Красная Карелия. 1929. 19 февраля
  10. Ленинское знамя. 1955. 24 мая
  11. На лесозаводе «Октябрьской революции» для проезда через пролив был паром. Сейчас он разрушен. Необходимо сделать новый. Красная Карелия. 1924. 18 апреля
  12. На лесозаводе «Октябрьской революции» перевоз через пролив будет. Петрозаводский уездисполком дал согласие на восстановление перевоза и примет на себя его содержание//Красная Карелия. 1924. 18 мая
  13. Для переправы рабочих с Громовской стороны на Беляевскую администрация предоставила две лодки, но без перевозчика, так как на перевоз назначаются рабочие со смены и когда рабочих почему-либо недостаточно, то перевоз не работает. На Беляевской стороне есть пристань, а на Громовской рабочие высаживаются на скалу//Красная Карелия. 1924. 25 июня
  14. У разбитого моста
  15. Хакала В. В. Петрозаводские улицы // Петрозаводск.2002.8 февраля

Соломенное (район Петрозаводска).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01