Lt304888.ru

Туристические услуги

Сорок сороков (движение)

14-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Движение Сорок Сороков
ДСС
Дата основания

1 июня 2013 года

Тип

общественное движение

Число участников

10 000[прим. 1]

Координатор

Андрей Кормухин

Официальный сайт

http://vk.com/sorok_sorokov

Внешние изображения
Логотип движения «Сорок сороков»

Сорок Сороков, Движение Сорок Сороков[1], «Сорок сороков», Движение «Сорок сороков»[2] (сокр. ДСС[1]) — общественное движение, созданное 1 июня 2013 года и объединяющее лиц православного вероисповедания с активной гражданской позицией[2].

Координаторы и основатели «Сорока сороков» — композитор, Андрей Кормухин и чемпион России по боксу Владимир Носов[3][2]. В июне 2015 года ряды движения насчитывали 10 000 человек[4]. Для движения характерен многонациональный состав участников[5][6].

Деятельность движения многообразна[2]. Важнейшая задача, которую движение ставит перед собой, — защита строящихся православных храмов[7]. Проекты движения включают гуманитарную помощь жителям Донбасса, социальную работу с детскими домами, бездомными и заключенными, организацию спортивных турниров и участие в них[1].

Идея создать «Сорок сороков» обусловлена, по словам Андрея Кормухина, желанием преодолеть «кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны». Для этого он считает важным не ограничивать свою деятельность границами своеобразного гетто — церковной ограды[7]. Движение в лице его координатора Андрея Кормухина выступает за жёсткие меры противодействия гей-пропаганде во всех её формах, а также против публичного использования символики ЛГБТ[8].

В деятельности общественного движения принимают участие видные спортсмены (см. ниже).

Деятельность «Сорока сороков» отмечена грамотами Правительства Москвы и Русской православной церкви[2], личным вниманием Патриарха Кирилла[9] и сопровождается разноречивыми отзывами, включая резко отрицательные.

История

Предыстория

Решение объединиться было принято Кормухиным и его единоверцами-спортсменами в тот момент, когда они «столкнулись с противоборством строительству храмов в Москве»[10].

Как считает Кормухин, программа строительства православных храмов в Москве не всем «пришлась по душе»[10]:
Когда стали нападать на строителей, натравливать на них собак, оскорблять батюшек, мы поняли, что нам пора сказать своё слово. Так возникло движение «Сорок сороков».

Общественное движение «Сорок сороков» было создано 1 июня 2013 года[2].

Создание движения стало ответной реакцией на информационную кампанию 2012 года, направленную против Русской православной церкви, и на скандал с «Pussy Riot». В тот момент времени движение видело себя, прежде всего, как защитника нового храмового строительства в рамках программы РПЦ «200 храмов»[4], но не ограничивалось этим.

В частности, члены движения сопровождали Дары волхвов в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде и Киеве. Поездка в Киев состоялась в разгар Евромайдана, с 24 по 30 января 2014 года. Она оказалась особенно памятной: в отличие от Москвы, где охрану святыни и паломников обеспечивали две тысячи полицейских, в Киеве власти выделили всего лишь 25 милиционеров[10]. В охране святыни вместе с членами движения участвовал и малоизвестный в ту пору Игорь Стрелков[11].

Уже через год после создания, летом 2014 года, выяснилась «востребованность» молодой организации[12]. Движение росло численно. Как сообщил в конце июля 2014 года Владимир Носов, число участников, зарегистрированных на странице движения в социальной сети «ВКонтакте», составило 4 040: «Читается сорок сороков. Тоже символично»[13].

Быстрый количественный рост рядов движения удивил основателей, которые не рассчитывали на массовый приток новых членов и растерялись. Движение испытало «болезнь роста». Оправившись от растерянности, организаторы стали выстраивать структуру, систему управления и координации. Приток новых членов Андрей Кормухин связывает не со своими талантами и способностями и не с талантами и способностями единомышленников[4]:

В большей степени мы развивались по воле Божией и не благодаря чему-то, а вопреки.

Он также отмечает, что «были правильно сформулировали вызовы». Среди этих формулировок важнейшее место занимает тезис, согласно которому Россия может существовать только как православная страна, и этот тезис нашёл отклик. Ряды «Сорока сороков» по состоянию на июнь 2015 года насчитывали 10 тысяч человек[4].

Идейная база движения

Мировоззрение лидера

Описанный выше тезис («вызов») Кормухин облекает в различные формулировки. В частности, по его словам, «Россия не может существовать вне Православия», в ином же случае она либо просто погибнет, либо распадётся на части, либо станет «исламским проектом», либо, наконец, «колонией Америки»[4].

Комментируя это утверждение, Кормухин указывает на то, что все нынешние политологические теории говорят о способности народов выжить лишь при условии осуществления цивилизационного проекта, включающего не менее 300 миллионов человек. К таким проектам (или цивилизациям) можно отнести США, Китай и даже Евросоюз, Россия же со своими 145 миллионами, даже если брать её вместе с Казахстаном и Белоруссией, не может на этот статус претендовать. По мнению Кормухина, «включить механизмы выживания в глобальном смысле» может только православная вера, способная дать крепкие многодетные семьи и настоящих патриотов[4].

Другие элементы мировоззрения лидера

Патриотизм и национализм

Положительно относится к патриотизму, однако считает, что этот термин может иметь очень разное наполнение: «Все мы сейчас патриоты, но для каждого это понятие наполнено разными смыслами». Полагает невозможным ставить родину выше Бога. Утверждает, что в отсутствие веры в Бога «начинается винегрет» (возникает идейный хаос), при котором «каждый воюет за свою родину»[4].

Считает неприемлемым поставить национальное, этническое начало выше евангельского[4] (см. ниже).

Нетрадиционные религиозные течения

В начале 1990-х годов на Россию «спускались многие религиозные проекты», такие как протестантизм, сайентология, «Свидетели Иеговы», которые, хотя и втянули в свою деятельность отдельных лиц, в целом стали отвергаться обществом, поскольку русским свойствен «православный код»: «Их либо запрещало государство, либо они закрывались, либо уходили в подполье»[4].

Неоязычество

Неоязычество — деструктивная технология, запущенная с целью подорвать «русский мир» изнутри, обладает бо́льшим потенциалом в сравнении с ранее упомянутыми «религиозными проектами»: «язычество включило другие коды, чем оно и опасно». Опасность языческого «проекта» обусловлена тем, что «определенные силы» сумели «найти близкий понятийный аппарат для молодежи»[4].

Неприемлем, в частности, такой факт: неоязычники, даже провозглашая, «что Православие – это хорошо, это вера предков», ставят евангельское начало ниже, чем национальное, этническое[4].

Программа «200 храмов»

Строительство храмов по «Программе 200» — дело чрезвычайной важности: «Каждый храм защищает границы наших морально-нравственных ценностей…» Противодействие строительству православных храмов — составная часть скоординированной деятельности[14]:
Православие всех раздражает, в войну с Православием вкладываются огромные деньги. Организованные группы ездят по всей Москве и противодействуют строительству храмов.

Направления деятельности

Защита строительства православных храмов

Участники движения устраивают на местах строительства храмов так называемые молитвенные стояния. По словам Андрея Кормухина, защита строительства храмов осуществляется «мягкой силой». При таком подходе на конфликтную площадку строительства храма «выходят ребята-спортсмены, гордость России» — чемпионы мира по силовым видам спорта[7]:

И это сильно. Ребята никого не агитируют, они приезжают не подраться, не вступить в конфликт, а помолиться.

Одна из акций состоялась в октябре 2013 года: участники движения, самые сильные люди России, пришли на молитвенное стояние на Ходынское поле, чтобы выразить поддержку восстановлению храма в честь преподобного Сергия Радонежского[15].

По состоянию на февраль 2015 года движение помогло со строительством приходских храмов четырнадцати общинам Москвы[9]. Привлекшее особое внимание так называемое противостояние на Торфянке обсуждается ниже.

Иная деятельность

Проекты движения включают так называемые Сороченские встречи в Новоспасском монастыре (проводятся еженедельно), гуманитарную помощь жителям Донбасса, помощь паломникам во время поклонения святыням православного мира, организацию спортивных турниров и участие в них. Движение, изначально организованное как братство, в 2015 году создало Сестричество «Сорок сороков», которое ведёт социальную работу с детскими домами, бездомными и заключенными[1].

В частности, в 2013-2014 годах движение организовало два крупных культурно-спортивных праздника «Православие и спорт», участниками которых стали, среди прочих, известные спортсмены — чемпионы по единоборствам и другим силовым видам спорта[9].

Молодежный отдел Московской городской епархии выразил, в числе иных организаций, благодарность движению «Сорок сороков» за помощь, оказанную его членами во время пребывания в Георгиевском храме-памятнике десницы (кисти правой руки) святого великомученика Георгия Победоносца, доставленной с Афона в Москву к 70-летию Победы над фашизмом[16].

В честь 70-летия Победы движение организовало автопробег и флэшмоб[17].

5 июня 2015 года в Москве на Воробьёвых горах представители «Сорока сороков» и других общественных движений сорвали акцию противников установки памятника князю Владимиру[18].

13 августа Интерфакс сообщил, что представители движения «Сорок сороков» доставят на Донбасс, в Горловку, несколько тонн гуманитарного груза, который, согласно пресс-службе движения, будет состоять из продуктов питания, медикаментов, средств гигиены и православной литературы. Груз планировалось доставить в Горловку через Донецк и Дебальцево[19].

14 августа 2015 года представители православной общественности (включая координатора «Сорока сороков» Андрея Кормухина) выступили с резолюцией, в которой предложили ввести уголовную ответственность за пропаганду гомосексуализма и других половых извращений, призвали ввести административную или уголовную ответственность за публичное использование символики ЛГБТ, попросили поддержать противоабортные инициативы[8].

Документ также содержит призыв к правоохранительным органам «принять меры» к ряду представителей партий «Яблоко» и КПРФ, ЛГБТ-движений, леворадикальных группировок. По мнению авторов резолюции, деятельность этих лиц носит противоправный характер и «направлена на борьбу с Церковью и со строительством храмов»[8].

Освещение деятельности движения

Сайт Интерфакса:
число найденных документов
(по состоянию на 19 августа 2015 г.)
Поисковый запрос в новостях агентства в материалах печатных СМИ
Андрей Кормухин[20]
30
8
Владимир Носов[21]
9
1

Деятельность движения и высказывания его представителей освещали, среди прочих,

а также «Журналистская правда»[37], «Медуза»[38][39], «Ридус»[12][40];
  • пресс-служба Русской Православной Церкви[16], иные информационные ресурсы[15].

Хотя у движения два основателя (см. выше), именно Кормухин чаще является фигурантом публикаций СМИ (см. таблицу).

Противостояние на Торфянке

Московский парк Торфянка и возникшее в нём противостояние привлёкли особое внимание СМИ.

В этом противостоянии, возникшем летом 2015 года, представители православного движения «Сорок сороков» приняли активное участие[41][42][43][44]. Движение «Сорок сороков» активно комментировало связанное с событиями в парке Торфянка решение Бабушкинского районного суда, принятое 31 августа 2015 года[39]. Несколько позже, 7 августа 2015 года, оно выступило с открытым обращением по ситуации вокруг строительства храма[37]. О важной роли движения в противостоянии на Торфянке свидетельствует сообщение Интерфакса о распространении возле парка Торфянка фальшивых листовок с логотипом движения «Сорок сороков»[23].

Взаимодействие со СМИ

Некоторым журналистам было трудно получить информацию у представителей движения. К примеру, журналистка Дудкина (журнал «Сноб») не смогла побеседовать с руководителями движения, хотя пообщалась с двумя другими его участниками, один из них — Иван Катанаев[29]. Последний отказался, однако, давать комментарии журналисту проекта «Медуза»[38]. Журналист радиостанции «Свобода» Илья Кизиров, пытаясь пообщаться с участниками движения, также потерпел неудачу[33].

Обвинения в связях с неонацизмом

Запрос Валерия Рашкина

Весьма критическое отношение к движению продемонстрировал первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин, представляющий фракцию КПРФ, который обратился к руководству ФСБ с запросом, в котором, среди прочего, сказано, что движение «использует в своей фирменной символике и для своего обозначения аббревиатуру „СС“»[45].

Валерий Рашкин считает, что как заявления лидеров и участников движения, так и размещённые ими в Интернете фото- и видеоматериалы позволяют утверждать, что движение тесно сотрудничает с радикальными экстремистскими группировками, включая футбольных фанатов, и само является радикальным формированием, многие члены которого придерживаются неонацистской идеологии. Рашкин далее заявил, что имеются многочисленные свидетельства граждан об угрозах физической расправы со стороны членов движения, а также фото- и видеоматериалы, запечатлевшие «насильственные действия физического характера в отношении активистов различных неполитических организаций»[45].

Депутат, кроме того, считает, что деятельность движения и его членов нарушает законодательство, подпадая под действие ряда статей Уголовного кодекса России, и призвал к ликвидации движения[45][прим. 2].

Валерий Рашкин сослался при этом, в числе прочего, на материалы самих членов «Сорок сороков», будто бы подтверждающие их участие в погромах — в частности, в разгроме московского офиса Национал-большевистской партии[45].

Ответ Андрея Кормухина

Андрей Кормухин, вступив в заочную полемику с Рашкиным, сообщил, что движение никогда не использовало аббревиатуру СС (правильный вариант — ДСС), и указал, что аббревиатура КПСС также содержит две стоящие рядом буквы «С»[5].

Далее Кормухин отметил, что в ряды движения входят русские, грузины, армяне, корейцы, казахи, гагаузы, ассирийцы, среди которых — народный артист России, мингрел Гия Гагуа (см. Гагуа), армяне Давид Арустамян (чемпион России по боксу) и Юрий Вартабедьян (чемпион России по пауэрлифтингу). Кроме того, по его словам, известные молдавские спортсмены хотят открыть отделение «Сорока сороков» у себя на родине. Как считает Кормухин, эти факты трудно согласовать с обвинениями в неонацизме[5].

Кормухин допускает, что в рядах движения «могут быть бывшие фанаты, националисты, троцкисты, „неоязычники“, и т.д.», однако добавил, что одна из целей возглавляемого им движения — «помочь людям вырваться из деструктивных течений и сект» и привлечь их к созидательной общественной деятельности. Кормухин официально заявил о том, что сторонники движения с момента его основания «ни в каких погромах не участвовали». По его словам, особенно нелепо обвинение в разгроме офиса Национал — большевистской партии, поскольку Кормухин и активист НБП, известный писатель Захар Прилепин, связаны давней дружбой[5].

Действия Рашкина, по мнению Кормухина, обусловлены тем, что движение «встало на пути» московской организации КПРФ, которая выступила против нового храмового строительства в Москве и программы «200 храмов»[5].

При этом Кормухин отметил, что глава партии, Геннадий Андреевич Зюганов, «неоднократно положительно оценивал роль Православия и Русской Православной церкви (РПЦ) в 1000-летней истории России и заявлял о том, что новая компартия будет дружественно относиться к РПЦ»[5].

Иные направления критики

1. Один из пунктов критики движения выдвигается противниками храмового строительства. Согласно журналу «Коммерсант-Власть», они утверждают, что храмов и так достаточно, ходят в них редко, и они пустуют[46]:

Чтобы подтвердить свои слова, субботним утром Ястребов приглашает проехать с ним по основным религиозным сооружениям САО.

Подобные доводы уязвимы для встречной критики, что отмечает и журналист[46][прим. 3].

2. Намерение движения вынести свою деятельность за пределы ограда храма также подвергают критике: оппоненты утверждают, что этот шаг противоречит светскому характеру государства, записанному в Конституции России[7].

3. Наличие в рядах движения грузин и калмыков даёт повод противникам называть его участников «чурками»[6].

4. Наконец, можно отметить, что выражение «сорок сороков» понимается представителями движения как указание на то, что в дореволюционной Москве было примерно 40 × 40 = 1600 храмов[7]. Однако такой взгляд неверен, по статистике начала XX века число московских храмов было меньшим, отметил иеромонах Иов (Гумеров) ещё несколько лет назад. Данный фразеологизм вообще не означает какое-то конкретное число[47] (см. также: Сорок сороков).

Пояснения

  1. По состоянию на июнь 2015 года.
    • В цитируемой публикации указаны:
    1. статья 282 УК РФ — «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»;
    2. статья 212 УК РФ — «Массовые беспорядки».
    • Статья 287, обозначенная в публикации как «Создание незаконного вооруженного формирования», указана ошибочно:
    1. статья 287 УК РФ озаглавлена иначе — «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации»;
    2. в УК РФ нет статьи с заголовком «Создание незаконного вооруженного формирования»;
    3. в УК РФ имеется, однако, статья 208 — «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нём».
    См. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015).
    • Андрей Кормухин в таких случаях приглашает своих оппонентов на экскурсию по улице Сергия Радонежского:
      Там есть такой пятачок, где на развилке дорог стоит большой храм преподобного Сергия, а рядом, буквально на территории одного квадратного километра, еще три или четыре огромных храма. И по воскресеньям они полны народу!
    См: Александр Кондратенко. Стражник храма // «Фома», № 5 (145), май 2015 г.

Примечания

  1. ↑ ДВИЖЕНИЕ СОРОК СОРОКОВ (ДСС) ОТМЕТИЛО 2-Ю ГОДОВЩИНУ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ // Православие.Ru, 8 июня 2015 г.
  2. ↑ Движению «Сорок сороков» исполнилось два года // «Фома», 9 июня 2015 г.
  3. Строители офлайн-государства. Даниил Туровский рассказывает о православном движении «Сорок сороков», Медуза (22 СЕНТЯБРЯ 2015). Проверено 22 сентября 2015.
  4. ↑ Андрей Кормухин: «Спасаться нужно “бандой”» // Православие.Ru, 17 июня 2015 г.
  5. ↑ Парламентская газета, 25 августа 2015 г.
  6. ↑ Храм в «Торфянке»: противостояние продолжается // «Русская планета».
  7. ↑ Стражник храма // «Фома», № 5 (145), май 2015 г.
  8. ↑ Православные просят запретить деятельность астрологов, ужесточить ответственность за гей-пропаганду и кощунство // Интерфакс-религия, 14 августа 2015 г.
  9. ↑ Патриарх Кирилл подарил координатору движения «Сорок сороков» на 45-летие икону // Интерфакс-религия, 24 февраля 2015 г.
  10. ↑ Мужское братство // журнал «Православный паломник»
  11. Православные воюют и молятся за Игоря Стрелкова и Новороссию — Андрей Кормухин (видео) // «Русская весна», 14 сентября 2014 г.
  12. ↑ Зачем столько храмов? // «Ридус», 07 июля 2014 г.
  13. ↑ Есть ли мужской и женский нательный крест? Какие различия? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. В гостях Владимир Александрович Носов, куратор движения «Сорок сороков». // «Радонеж», 30 июля 2014 г.
  14. Андрей Кормухин: «Ядерное оружие русского народа — это его духовность» // «Православный Взгляд».
  15. ↑ Координатор общественного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин о ситуации на Ходынке // Программа строительства православных храмов в городе Москве. Русская Православная Церковь, 09 октября 2013 г.
  16. ↑ Более 500 молодых добровольцев помогали в организации поклонения деснице святого великомученика Георгия Победоносца в Москве // Русская Православная Церковь, официальный сайт Московского Патриархата, 12 мая 2015 г.
  17. ↑ Православные провели в Москве автопробег и флэшмоб в честь Победы // Интерфакс-религия, 12 мая 2015 г.
  18. ↑ Православные сорвали акцию противников установки памятника Крестителю Руси в Москве // Интерфакс-религия, 05 июня 2015 г.
  19. Православные доставят из Москвы на Донбасс гуманитарную помощь // Интерфакс-религия, 13 августа 2015 г.
  20. Результаты поиска
  21. Результаты поиска
  22. Православные усмотрели в «Оке Саурона» проект по внедрению в Москве «царства зла» // Интерфакс-религия, 10 декабря 2014 года г.
  23. ↑ Возле «Торфянки» распространяют фальшивые листовки с призывами строить храмы в каждом дворе // Интерфакс-религия, 07 августа 2015 г.
  24. Патриарх освятил построенный за день храм Владимира для Крыма // РИА Новости, 26 июля 2015 г.
  25. Православные поздравили сограждан с Победой флешмобом на Ходынке РИА Новости, 11 мая 2015 г.
  26. Москву лишили "Ока Саурона" // Независимая газета, 11 декабря 2014 г.
  27. Храмострой увяз в «Торфянке» // Независимая газета, 01 июля 2015 г.
  28. «Программа-200» выстраивает площадки для политического протеста // Независимая газета, 15 июля 2015 г.
  29. ↑ Церковь против парка. Битва за «Торфянку» // «Сноб», 24 июня 2015 г.
  30. Горожане против православных активистов: нужны ли России новые храмы? // Би-би-си, 10 июля 2015 г.
  31. Битва за Торфянку: нужны ли России новые храмы? // «Свобода», 29 июля 2015 г.
  32. Чьи мощи, чей князь? // «Свобода», 22 июля 2015 г.
  33. ↑ Стояние в Торфянке // «Свобода», 24 июня 2015 г.
  34. «Ночные волки» попробовали образумить противников памятника князю Владимиру// Lenta.ru, 5 июня 2015 г.
  35. Лосиноостровский «майдан» // Православие и мир, 26 июня 2015 г.
  36. Торфянка — из зала и около суда // Православие и мир, 07 июля 2015 г.
  37. ↑ Открытое обращение Общественного движения Сорок Сороков по ситуации вокруг строящегося Храма Казанской иконы Божией Матери в парке Торфянка // «Журналистская правда», 7 августа 2015 г.
  38. ↑ «Одни новые джинсы на уме»: Москвичи добились приостановки строительства храма в парке «Торфянка» // «Медуза», 26 июня 2015 г.
  39. ↑ Суд прекратил дело о строительстве храма в парке «Торфянка» // «Медуза», 31 июля 2015 г.
  40. Столичный парк Торфянка: майдан в вашем дворе // Ридус, 25 июля 2015 г.
  41. Храмострой увяз в «Торфянке» // Независимая газета, 01 июля 2015 г.
  42. «Программа-200» выстраивает площадки для политического протеста // Независимая газета, 15 июля 2015 г.
  43. Лосиноостровский «майдан» // Православие и мир, 26 июня 2015 г.
  44. Торфянка — из зала и около суда // Православие и мир, 07 июля 2015 г.
  45. ↑ Депутат Рашкин призвал ликвидировать движение «Сорок сороков» // Парламентская газета, 21 августа 2015 г.
  46. ↑ Храмообразующее предприятие // «Коммерсант-Власть», № 32, 18 августа 2014 г., стр. 20.
  47. Вопрос: Что означает выражение «сорок сороков»? // Православие.Ru, 8 декабря 2009 г.

Сорок сороков (движение).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01