22-10-2023
Сорочинская ярмарка | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Валентина Ивашёва |
Оператор |
Николай Кульчицкий |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
94 мин. |
Страна | |
Язык | |
Год | |
«Сорочинская ярмарка» — музыкальная комедия режиссёра Николая Экка, снятая по мотивам одноимённой повести Николая Гоголя в 1938 году на Киевской киностудии.
Картина относится к числу кинораритетов, так как это один из первых цветных фильмов в СССР и первый — в украинском кинематографе.
Премьера состоялась 19 июня 1939 года.
На Сорочинскую ярмарку направляется вереница повозок. Возле моста возникает небольшой затор, и этой паузы молодому парню Грицько хватает на то, чтобы познакомиться с девушкой Парасей и повздорить с её мачехой Хиврей. Разъярённая Хивря посылает в адрес парубка ругань и проклятия.
В первый же день ярмарки Грицько предлагает Парасе руку и сердце. Отец девушки — Солопий Черевик — не возражает. Однако мачеха, узнав об этом, приходит в ярость и запирает падчерицу в хате. Расстроенный Грицько отправляется на берег реки, где разместился цыганский табор. Один из цыган, узнав, из-за чего кручинится парень, просит привести двадцать волов, обещая, что дивчина станет его женой. Происходит короткий торг, и цыган соглашается устроить счастье влюблённых за пятнадцать волов.
Далее начинается череда организованных цыганом ярмарочных приключений, включающих появление «чёрта в красном свитке». Завершается фильм шумной свадьбой, на которой гуляет всё село. Мачеху Хиврю народ с праздника прогоняет.
Основное внимание было уделено не столько отлично воссозданному староукраинскому народному быту, сколько цветовому решению картины. И здесь все отмечали многокрасочную симфонию пейзажей и натюрмортов, которые иногда даже оттесняли на второй план сюжетную канву повести.
— Владимир Семерчук[1]
|
Создатели фильма первыми на Киевской киностудии применили бипачный метод, при котором съёмка велась одновременно на две плёнки, сложенные эмульсиями друг к другу[2][3]. В работе использовалась продукция фабрики «Свема»[4]. Поскольку двухцветная технология считалась экспериментальной, в киногруппу для контроля и консультаций был направлен инженер «Свемы» Давид Золотницкий — в титрах он значится как руководитель цветной лаборатории[5].
Фильм был одобрительно встречен советской кинокритикой. Так, рецензент М. Коваленко отметил не только «направляющую гоголевскую мысль», которая проведена через всю картину, но и работу композитора Якова Столляра, а также игру актёров, включая участников цыганского ансамбля[1].
За фильм «Сорочинская ярмарка» Николай Экк был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, о чём режиссёр, почти на два десятилетия отлучённый от кинематографа, отдельно упомянул в письме к секретарю ЦК КПСС Михаилу Суслову[6].
Актёр | Роль |
---|---|
Валентина Ивашёва | Парася |
Константин Короткевич (в титрах А. Короткевич) | Грицько |
Варваря Чайка | Хивря |
Антон Дунайский | Солопий Черевик |
Франц Гловацкий | Цыбуля |
Татьяна Барышева | Кума |
А. Бизёв | цыган |
Дмитрий Капка | зазывала, чёрт, бурсак, дедок |
Виталий Пережогин | Афанасий Иванович |
Надежда Михайлова | цыганка (пение) |
Александра Кононова | цыганка (танец) |
Андрей Настенко | Цыбулько |
«Сорочинская ярмарка» в Энциклопедии отечественного кино. В справке неверно указан год создания; в титрах фильма значится 1938-й
Фильмы Николая Экка | |
---|---|
Как надо и как не надо (1929) • Путёвка в жизнь (1931) • Груня Корнакова (1936) • Сорочинская ярмарка (1938) • Когда идёт снег… (1962) • Мамочка и два трутня (1963) • Человек в зелёной перчатке (1967) |
Сорочинская ярмарка (фильм).