22-10-2023
Софроний Иерусалимский | |
Икона святителя Софрония |
|
Рождение: | |
---|---|
Смерть: | |
Почитается: | |
В лике: | |
День памяти: |
11 марта (по юлианскому календарю) |
Атрибуты: |
епископские одежды, Евангелие |
Труды: |
богословские, агиографические («Житие Марии Египетской») и гимнографические сочинения |
Подвижничество: |
борьба с монофелитами |
Софроний Иерусалимский (греч. Σωφρόνιος Α΄ Ιεροσολύμων; около 560 года, Дамаск — 638 год) — иерусалимский патриарх. Почитается в православии в лике святителей, память совершается 11 марта (по юлианскому календарю).
Содержание |
В молодости Софроний был учителем словесности («софистом»). Рано ушёл в монастырь — в лавру святого Феодосия, где познакомился и сблизился с Иоанном Мосхом. Вместе с Иоанном Софроний совершил поездку по палестинским и сирийским монастырям. Однако нашествие Хосрова помешало им возвратиться в Палестину и Софроний вместе с Иоанном направились в Александрию, где жили довольно долго при святом Евлогии и при святом Иоанне Милостивом. Вероятно, в эти годы они объезжают монастыри и святыни Египта. После Александрии Софроний через Кипр совершил поездку в Рим где Иоанн Мосх скончался около 620 года. Позже Софронием его прах был перенесён в лавру святого Феодосия. В 630 году Софроний снова приехал в Египет где в тот период было активно монофелитское движение. Он выступил против александрийского патриарха Кира. В 634 году он был избран на иерусалимскую кафедру. Это было время сарацинских (арабских) нашествий, и вскоре после взятия Иерусалима Омаром в 638 году Софроний скончался.
Софроний не был академическим богословом, на догматические темы он высказывался как пастырь. Особую важность представляет его окружное послание, изданное при вступлении на иерусалимскую кафедру, где Софроний предлагает подробное исповедание веры в виду проявившейся монофелитской ереси. Впоследствии на VI Вселенском соборе оно было принято, как точное изложение веры. Послание Софрония написано очень сдержано, он настаивает только на основных догматах:
|
Из неизменности двух естеств Софроний выводит различие двух действий (о двух волях он не говорит): «Мы исповедуем то и другое естественное действие в том и другом естестве и существе, из которых ради нас соделалось во Христе неслитное соединение, и соделало единого Христа и Сына всецелым Богом, которого нужно признать также и всецелым человеком». Оба действия Софроний относит к единому Христу по нераздельному единству его ипостаси: «И по человечеству действует Бог Слово. Однако, все человеческое Христос переживает «по-человечески» и «естественно», хотя и не по необходимости или невольно». Акцент Софороний делает на слове: «по-человечески», но без той «страдательности» или пассивности, которая характерна для «простой» то есть грешной, природы человека.
В историю христианской письменности Софроний входит не столько как богослов, сколько как агиограф и песнописец. Гомилии Софрония интересны по тем историческим деталям, которые позволяют представить себе жизнь Церкви в завоеванном Иерусалиме.
Софронию принадлежит знаменитое «Житие Марии Египетской», которое читается в Православной Церкви на пятой неделе Великого поста за богослужением, называемым «Мариино стояние».
Он закончил и издал «Луг Духовный» — труд своего покойного друга Иоанна Мосха. Долю его участия в написании этого труда определить сложно. Считается что ему принадлежит похвала и сказание о чудесах святых Кира и Иоанна целителей (поводом к составлению было его чудесное исцеление от глазной болезни).
В догматическом отношении особенно важно его слово на Благовещение. Софроний был песнописцем, но не всегда можно удостоверить истинную принадлежность приписываемых ему песнопений (например, песнопения под его именем, включённые в Постную Триодь ему не принадлежат). Считается что им был написан сборник «анакреонтических» стихотворений. Это не богослужебные песнопения, а гомилии, написанные в стихотворной форме. Софронию приписывается объяснение литургии, но существует мнение, что данный труд не его авторства. Следует отметить работу Софрония над церковным уставом. Симеон Солунский именно Софронию приписывал введение устава обители святого Саввы в общее употребление в Палестине.
Предшественник: Модест Иерусалимский |
Патриарх Иерусалимский (634—638) |
Преемник: Анастасий II |
Патриархи Иерусалимские | |
---|---|
Еврейские епископы Иерусалимские |
Иаков<ап70> • Симеон<ап70> • Иуст • Закхей • Товия • Вениамин I • Иоаким I • Матфей I • Вениамин II • Сенека • Иуст II • Левий • Ефрем I • Иосиф I • Иуда Кириак |
Епископы Элии Капитолины |
Марк • Кассиан • Пувлий • Максим I • Юлий • Гай (Гайан I) • Симмах • Гай II • Юлиан или Уалис • Капион • Максим II • Антоний • Уалис • Долихиан • Нарцисс I • Элиос или Зевс • Германион • Гордей • Александр • Мазаван • Именей • Замвда • Ермон • Макарий I • Максим • Кирилл I • Иоанн II • Правлий I |
Епископы Иерусалимские | Макарий I • Максим • Кирилл I • Евтихий<а> • Ириней<а> • Хиларий<а> • Иоанн II • Правлий I • Ювеналий |
Патриархи Иерусалимские | Ювеналий • Феодосий<мнфз> • Анастасий I • Мартирий • Саллюстий • Илья I • Иоанн III • Петр I • Макарий • Евстохий • Иоанн IV • Амос • Исаакий • Захария • Модест • Софроний I • Анастасий II • Иоанн V • Феодор I • Илья II • Феодосий<ант> • Георгий II • Фома I • Василий • Иоанн VI • Сергий I • Соломон • Феодосий • Илья III • Сергий II • Леонтий • Афанасий I • Христодул I • Агафон • Иоанн VII • Христодул II • Фома II • Иосиф • Орест • Феофил • Никифор I • Иоанникий • Софроний II • Евфимий I • Симеон II |
Патриархи Иерусалимские в изгнании |
Савва • Иоанн VIII • Николай • Иоанн IX • Никифор II • Леонтий II |
Восстановление иерусалимской кафедры |
Досифей I • Марк II • Евфимий II • Афанасий II • Софроний III • Григорий I • Фаддей • Афанасий III • Григорий II • Лазарь • Арсений • Дорофей • Феофил II • Феофан I • Иоаким • Феофан II • Афанасий IV • Иаков II • Авраам • Григорий II • Марк III • Дорофей II • Герман I • Софроний IV • Феофан III • Паисий • Нектарий • Досифей II • Хрисанф • Мелетий • Парфений • Ефрем II • Софроний V • Аврамий • Прокопий I • Анфим • Поликарп • Афанасий IV • Кирилл II • Прокопий II • Иерофей • Никодим • Герасим • Дамиан • Тимофей • Бенедикт • Диодор • Ириней • Феофил III |
<ап70> — апостол от 70-и • <а> — арианин • <мнфз> — монофизит • <ант> — антипатриарх |
Софроний I.