27-06-2023
Сторожевые катера проекта 1400 | |
---|---|
Сторожевые катера проекта 1400 «Гриф» / Zhuk class | |
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы |
|
Годы постройки | 1969—1990 |
Годы в строю | с 1969 |
Построено | более 300 |
В строю | более 100 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 35,9 т (стандартное) 39,7 т (полное) Ширина максимальна — |
Длина | 21,7 м (по КВЛ) 23,8 м (максимальная) |
Ширина | 3,8 м (по КВЛ) 5 м (максимальная) |
Осадка | 1 м (по КВЛ) |
Двигатели | 2 дизеля М-401БТ и дизель-генератор ДГ-40 |
Мощность | 2000 л. с. + 400 кВт |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 29 узлов (полная) 9 узлов (экономичная) |
Дальность плавания | 450 миль (13 узлов) |
Автономность плавания | запас провизии на 5 дней |
Экипаж | 10 человек (1 офицер) |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | РЛС «Лоция», «Градус-2М», компас КИ-13 |
Радиолокационное вооружение | РЛС госопознавания «Хром-К» |
Радиоэлектронное вооружение | радиостанции Р-617 (КВ) и Р-619-2 (УКВ) |
Артиллерия | 14,5-мм пулемётная установка 2М-7 или 2М-5 или 12,7-мм пулемётная установка «Утёс-М» |
Изображения на Викискладе | |
Сторожевые катера проекта 1400 / 1400М типа «Гриф» (классификация НАТО: англ. Zhuk class) — патрульные катера, состоящие на вооружении Пограничной службы ФСБ Российской Федерации, ВМС Украины и военно-морских сил других стран.
Проектирование сторожевых катеров для морских частей погранвойск КГБ СССР началось с середины 1960-х годов. В 1967 году в ЦКБ «Алмаз» командой главного конструктора В. М. Бурлакова и главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга В. И. Литовского был создан проект 1400 под кодовым шифром «Гриф». Катера подобного проекта предназначались для охраны государственной морской границы в прибрежных районах, проливах и на открытых рейдах портов, на речных и озерных участках, а также для обеспечения морских КПП. Катера также выполняли поисково-спасательные операции, занимались обслуживанием средств навигационной обстановки, экологическим контролем и лоцманской службой.
Катер имел размеры, позволяющие перевозить его по железной дороге. Основным вооружением была спаренная пулемётная установка 2М-7 калибра 14,5 мм, расположенная в кормовой части. Двухвальная энергетическая установка состояла из двух V-образных дизелей М-401А мощностью 1000 л. с. каждый. Корпус проектировался клёпаным из алюминиевого сплава марки В48-4Т1.
С учётом пожеланий иностранных заказчиков, в 1974 году в ЦКБ «Алмаз» был разработан специальный техпроект 1400-Э, предназначенный специально для экспорта в страны с жарким и тропическим климатом. Экспортные катера такого типа отличались наличием дополнительной турельной пулемётной установки калибром 14,5 или 12,7 мм, установленной на баке; системой кондиционирования воздуха и дополнительным дизель-генератором ДГ-40. Корпус был клёпаным, изготавливался из того же алюминиевого сплава В48-4Т1.
Позднее проект был значительно откорректирован: модифицированный проект 1400-М предполагал изготовление сварного корпуса из сплава АМГ-61, что позволило применить блочный метод постройки и максимальную унификацию узлов и элементов с двумя предыдущими проектами. В качестве двигателей использовались более современные дизели М-401БТ и дизель-генераторы ДГКН-40 и ДГ-40, управляемые системой «Орион-3М». В шутрманское вооружение вошли система «Градус-2М» и авторулевой «Самшит-В221», в навигационное оборудование вошли бинокулярная морская труба БМТ-110, НРЛС «Лоция» и дополнительно ответчик госопознавания «Хром-К».
Основным вооружением ялвлялась турельно-башенная пулемётная установка «Утес-М» калибром 12,7 мм. Экспортная модификация принципиально практически ничем не отличалась от своего советского аналога. В зависимости от желания заказчика на катере устанавливались типы 2М-5 или 2М-1 в носу или корме (в корму можно было встроить прожектор МСП-45К).
На базе «Грифа» был создан разъездной катер проекта 14670 «Гурзуф» (всего 10 единиц) и правительственный катер проекта 1400-А, который не имел вооружения, но за счёт более объёмной надстройки имел помещения повышенной комфортности.
Головной катер строился на ПО «Алмаз» в 1968 году, там же были построены ещё три катера установочной серии. Массовое производство для пограничников было развёрнуто в 1969 году на Феодосийском ПО «Море» (всего ттам было построено около 30 катеров). С 1974 года строились экспортные катера проекта 1400-Э, а с 1976 года и проектов 1400-М и 1400-МЭ. Всего с 1969 по 1991 годы на ПО «Алмаз», ПО «Море» и Батумском ССЗ было построено около 300 катеров. На Украине их строительство продолжалось и в 1990-х годах.
Первые катера были проданы за границу в 1971 году на Кубу и Экваториальную Гвинею. Из более чем трёхсот катеров чуть больше ста было отправлено на экспорт в 23 страны Африки, Азии и Америки. Ещё два катера получила Эстония после распада СССР (в 1992 году) и несколько десятков корпусов достались Украине при разделе Черноморского флота (один передан Грузии). К настоящему времени практически все катера проекта 1400-М были списаны, и в составе морских частей ФПС России насчитывается не более 20 единиц.
Сторожевые катера проекта 1400.