19-06-2023
Стояночный тормоз (Ручной тормоз, ручник) — система, предназначенная для удержания транспортного средства в неподвижном относительно опорной поверхности состоянии.[1]
Ручной тормоз предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на уклонах.[2]
Содержание |
Инструкторы в автошколах учат парковаться заносом, включив первую передачу, вывернув руль и затянув ручник.[3]
В большинстве автомобилей, чтобы привести в действие ручной тормоз, используется специальный трос.[4]
Чтобы затормозить автомобиль, водитель натягивает рукоятку ручного тормоза на себя. Для оттормаживания колес автомобиля водитель должен немного потянуть на себя рукоятку ручного тормоза, повернуть и поставить ее в исходное положение.[5]
Стояночный (ручной) тормоз имеет механический тросовый привод на колодки задних тормозов. Рычаг стояночного тормоза соединяется тросом с задними тормозными механизмами, в которых находится устройство, приводящее в действие штатные колодки.[6]
Водитель натягивает рукоятку, увлекая вместе с ней проложенный в оболочке трос и коромысло. Коромысло уравнивает натяжение тросов и через них натягивает рычаги в тормозных устройствах правого и левого колес, которые, опираясь на планки, раздвигают тормозные колодки в разные стороны.[5]
На большей части автомобилей, особенно на внедорожниках, ручник действует не на колеса, а на трансмиссию.[3]. Например ручной тормоз автомобилей ГАЗ-51 А, ГАЗ-63 А, М-21 и М-13 действует на карданный вал и именуется еще центральным тормозом.[7]
Для проверки стояночного тормоза можно затянуть его до отказа, включить первую передачу и плавно отпускать сцепление. При исправном стояночном тормозе двигатель должен глохнуть вплоть до полной остановки. Если автомобиль медленно движется, что-то не в порядке.[8]
При выключенном зажигании удержание автомобиля на поверхности может быть осуществленно включением пониженной передачи. Однако при значительном уклоне эта мера не сможет гарантировать нескатывание машины .
Стояночный тормоз.