30-06-2023
Карл Страсс | |
Karl Struss | |
Страсс в 1912 году, фото Кларенса Х. Уайта |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
15 декабря 1981 (95 лет) |
Место смерти: |
Санта-Моника, штат Калифорния, США |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: |
1910—1970 |
Направление: | |
Награды: |
«Оскар» (1929) |
IMDb: |
ID 0835365 |
Карл Фишер Страсс (англ. Karl Fischer Struss; 30 ноября 1886, Нью-Йорк — 15 декабря 1981, Санта-Моника) — пионер трёхмерной кинографики, один из инноваторов стереокинематографа, успешный популяризатор цветного фотоискусства, работавший в области пикториализма. Первый в истории обладатель премии «Оскар» за постановку классики немого кино «Восход солнца», дважды призёр Каннского кинофестиваля[1].
На раннем этапе своей карьеры был известен в Америке как блестящий фотограф, тесно общавшийся с Альфредом Стиглицем и Кларенсом Х. Уайтом[2]. Изобретатель так называемых мягкофокусных одноэлементных «линз Страсса», владелец нескольких фотостудий по всей стране, печатавшийся в ведущих изданиях того времени[1][2]. С 1920 года вошёл в сферу кино, за свою полувековую карьеру снял более 140 лент, работал с ведущими голливудскими режиссёрами, среди которых и близкий друг Страсса Сесиль Б. Демилль.
Самые известные работы Страсса — «Бен-Гур: история Христа» Фреда Нибло, «Восход солнца» Ф. В. Мурнау, «Доктор Джекилл и мистер Хайд» Рубена Мамуляна, «Великий диктатор» и «Огни рампы» Чарли Чаплина, «Муха» Курта Ньюманна[en]. В 1970 году объявил об уходе на пенсию, скончался спустя 11 лет в 95-летнем возрасте.
Родился 30 ноября 1886 года в Нью-Йорке, в семье производителя ткани Генри Страсса-младшего и его супруги, Мэри, немки по происхождению[1]. Карл был младшим и самым любознательным из шести детей[2]. В 1896 году впервые приобщился к фотоискусству, увидев, как на свою новую камеру Pony Premo делает снимки его брат Уильям[2].
Среднее образование получил в школе ДеУитт Клинтон[en] на Манхэттене[2]. В 1903 году едва не умер от пневмонии, после чего всю оставшуюся жизнь оставался сторонником здорового образа[2]. Оправившись от болезни, устроился на работу в семейную фабрику Seybel & Struss, принадлежавшую его отцу[2].
В 1910 году начал профессионально фотографировать, познакомился с Альфредом Стиглицем, высоко оценившим его первые труды[2]. Именно благодаря Стиглицу фотографии Страсса были презентованы в нью-йоркской галерее Олбрайт[en][2][1]. Приступил к обучению на ночных курсах Колумбийского университета, где его преподавателем был видный пикториалист Кларенс Х. Уайт[2].
В 1913 году фотографии Страсса активно печатали не только журналы, специализирующиеся на фотоискусстве, но и другие издания, например, New York Evening Post[2]. В октябре того же года основал журнал Platinum Print[2]. Долгое время работал на Бермудах[2]. В 1914 году запатентовал мягкофокусные одноэлементные линзы, сильно пригодившиеся Страссу во время осуществления портретных фотографий[2].
С началом Первой мировой войны был призван на фронт, предварительно пройдя базовую подготовку в лагере Вэйл, штат Нью-Джерси[2]. После был отправлен на военную базу Лэнгли-Филд[en], откуда вышел уже сержантом[2]. Недолгое время обучался авиационному делу в Корнелльском университете[2]. Немецкие корни Страсса незамедлительно дали о себе знать — были допрошены его друзья и преподаватели, подняты на поверхность его прежние заявления о симпатии к Германии[2]. В декабре 1917 года начальник штаба сухопутных войск США, военный министр Тэскер Г. Блисс[en] разжаловал Страсса до звания «рядовой» и отправил нести службу в форте Лэвенворт[en], где тот стал официальным фотографом заключённых[2].
В нью-йоркских фотокругах стал персоной нон грата[2]. В феврале 1919 года был выпущен из форта Лэвенворт[2]. Так как в форте Страсс увлёкся кино, посмотрев десятки картин, он отправился в Лос-Анджелес, где начал новую жизнь[2]. Там познакомился с ассистентом режиссёра Хорвицем, который, посмотрев фотоработы Страсса, решил представить его именитому постановщику и продюсеру Сесилю Б. Демиллю[3]. В марте приступил к работе в кинокомпании Lasky Studios[en] под началом Демилля[3].
Вначале являлся ассистентом оператора (в основном, Элвина Уискоффа[en]), затем фотографом на съёмочных площадках и к середине 1920-х годов, наконец, стал полноценным оператором-постановщиком[1][3]. В 1924 году был вызван на киностудию MGM самим Ирвингом Тальбергом для съёмок эпического блокбастера «Бен-Гур: история Христа»[3]. С картиной было множество проблем, её состояние было подвешено в воздухе[3]. Страсс, по его словам, снял около половины всего материала, после чего был заменён несколькими другими операторами[3].
После «Бен-Гура» сошёлся с Чарльзом Рошером, с которым поставил несколько лент, в том числе классический «Восход солнца»[3]. Эта операторская работа принесла и Страссу, и Рошеру первую в истории премию «Оскар». В конце десятилетия вступил в ряды Американского общества операторов[1].
Был постоянным оператором Мэри Пикфорд, с её участием снял практически все фильмы[3]. Работал с Чарли Чаплином и Рубеном Мамуляном (постановка «Доктора Джекилла и мистера Хайда» вновь была отмечена номинацией на «Оскар»)[3].
В последние годы снимал рекламные ролики и телесериалы, в частности, вестерн «Мой друг Фликка[en]»[4]. За свои рекламные видео был дважды удостоен специального приза Каннского кинофестиваля[1]. Его заключительной работой в кино стал фильм ужасов «Люди-аллигаторы[en]».
В 1970 году объявил об окончании карьеры, вышел на пенсию, занимался воспитанием внуков[4]. В качестве дани почёта Страссу в 1976 году техасским музеем Амона Картера[en] была проведена ретроспектива его работ, которую посетил он сам[4].
Смерть дочери в июне 1981 года подкосила Страсса, сердце начало сдавать. Ушёл из жизни 15 (по другим данным, 16[5]) декабря 1981 года в госпитале святого Джона в Санта-Монике, штат Калифорния[6]. Похоронен на нью-йоркском кладбище Вудлон.
В феврале 1920 года в обществе коллег пикториалистов встретил фотографа Этель Уолл (1898—1983), с которой почти год спустя вступил в брак[3]. У пары родилась дочь Барбара (1922—1981)[3].
До самой смерти строго поддерживал здоровый образ жизни, увлекался гольфом и теннисом[2]. От последнего хобби отстранился только в 88 лет, когда уже зачастую отказывали лодыжки[2].
Премия «Оскар» за лучшую операторскую работу (1928—1940) | |
---|---|
Чарльз Рошер / Карл Страсс (1928) • Клайд Де Винна (1929) • Джозеф Т. Ракер / Виллард Ван дер Вир (1930) • Флойд Кросби (1931) • Ли Гармс (1932) • Чарльз Лэнг (1933) • Виктор Мильнер (1934) • Хэл Мор (1935) • Тони Гаудио (1936) • Карл Фройнд (1937) • Джозеф Руттенберг (1938) • Грегг Толанд / Эрнест Холлер / Рэй Реннахан (1939) • Джордж Барнс / Жорж Периналь (1940) Полный список • (1928—1940) • (1941—1960) • (1961—1980) • (1981—2000) • (2001 — настоящее время) |
Страсс, Карл.