У этого термина существуют и другие значения, см.
Стрелок.
«Стрелок» |
|
|
Винтовой клипер «Стрелок» в доке |
Основная информация |
Тип |
Клипер |
Государство флага |
Россия |
Порт приписки |
Кронштадт |
Верфь |
"Балтийский завод",
Санкт-Петербург |
Строительство начато |
1878 год |
Введён в эксплуатацию |
22 октября 1879 года |
Выведен из состава флота |
22 ноября 1907 года |
Современный статус |
Разобран в 1916 году |
Параметры |
Водоизмещение |
1334 т |
Длина |
65,21/70,34 м |
Ширина |
10,06 м |
Осадка |
4,27 м |
Технические данные |
Силовая установка |
1 горизонтальная машина двойного расширения тронкового типа (Балтийский з-д), 4 котла |
Мощность |
1528 индикаторных л. с. |
Винты |
1 |
Скорость |
11,8 узла (21,85 км/ч) |
Экипаж |
5 офицеров и 102 матроса |
Вооружение |
Артиллерийское вооружение |
3 × 152-мм/28,4,
4 × 87-мм,
4 × 47-мм/43,
6 × 37-мм/20,
1 × 64-мм/20
После 1892 года
6 × 37-мм,
1 × 64-мм |
Торпедно-минное вооружение |
С 1878 года: шестовые мины, буксируемые мины Гарвея, мины на кормовом буксируемом плотике, бросательные мины, «минные рамы» для четырех торпед. С 1878 по 1880 год к клиперу была приписана миноноска «Крокодил». |
Стрелок — русский парусно-винтовой клипер (крейсер 2-го ранга) четвёртой серии (типа «Крейсер»).
История службы
- 24 июня 1880 — Отправился из Кронштадта на Дальний Восток через Атлантику, Средиземное море и Индийский океан.
- 26 сентября 1880 — Прибыл в Нагасаки и приступил к службе.
- Крейсерская служба у берегов Камчатки.
- 1881 — Ходил в Северный Ледовитый океан на поиски американской яхты «Жаннетта» с экспедицией Д. В. Де Лонга. Дойдя до мыса Сердце-Камень вернулся, не обнаружив экспедицию.
- Декабрь 1881 — Встал на зимовку в Иокогаме.
- Апрель 1882 — Получил приказ вернуться в Петербург, обойдя мыс Доброй Надежды.
- 27 апреля 1882 — Встал на докование в Гонконге.
- 2 октября 1882 — Вернулся в Кронштадт.
- 5 февраля 1883 — Переведён в Гвардейский экипаж.
- С практикантами-гардемаринами на борту включён в эскадру контр-адмирала П. А. Чебышева, патрулировавшую вдоль греческого архипелага и побережья Малой Азии в Красном море.
- 28 января 1885 — Ушёл из Марселя в Америку.
- 11 февраля 1885 — Прибыл на Мадейру.
- Март 1885 — В Гаване встал для очистки подводной части в плавучий деревянный док, при этом поврежденные листы мунц-металла были заменены медной обшивкой.
- 2 апреля 1885 — Отправился в Норфолк.
- 16 апреля 1885 — Уйдя от преследования английского корвета «Гарнет», прибыл в Нью-Йорк.
- Май 1885 — Отправился в Россию.
- 10 июня 1885 — Прибыл в Кронштадт.
- Август 1886 — Май 1888 — Поход в Средиземное море.
- 1889 — Включен в состав Практической эскадры Балтийского моря.
- 11 января 1897 — Переведён из Гвардейского экипажа в 14-й флотский экипаж, перешёл из Либавы в Кронштадт, после чего в плавания больше не выходил.
- 8 февраля 1899 — Переведён в разряд учебных судов для обеспечения практики воспитанников Морского инженерного училища.
- 10 февраля 1899 — Присвоен 3-й ранг.
- 22 ноября 1907 — Исключён из списков флота.
- 1916 — Разобран.
Командный состав
Командиры
- капитан 2-го ранга П. Полянский
- 08.01.1880 — капитан-лейтенант А. К. де Ливрон
- 1883—1885 — капитан-лейтенант (с 02.1885 капитан 2-го ранга) Н. И. Скрыдлов
- 01.01.1886 — 22.01.1889 — капитан 2-го ранга (с 01.01.1889 — капитан 1-го ранга) Р. Р. Дикер
- 30.01.1889 — 1890 — флигель-адъютант капитан 1-го ранга С. И. Палтов
- 03.1890 — 1891 — капитан 2-го ранга К. П. Кузьмич
- ? — 01.01.1895 — капитан 2-го ранга Барташов
- 01.01.1895 — 01.07.1896 — капитан 2-го ранга Д. И. Всеволожский
- 11.01.1897 — 08.02.1899 — капитан 2-го ранга Орехов
- 1902—1904 — капитан 2-го ранга П. В. Римский-Корсаков
Служили на корабле
Памятные места
- Бухта Стрелок в Беринговом море.
Литература
- Аренс Е. И. Из плавания на клипере «Стрелок» в 1883—1885 гг.- РО, 1890, т. 4, № 7, с. 220—255; № 8, с. 573—619; т. .5, № 9, с. 53-106
Ссылки
- Ликин Ю. А. Винтовые клипера типа «Крейсер»
- Митрофанов В. П., Митрофанов П. С. «Стрелок»
- Попов С. В. Автограф на карте
- Архив фотографий кораблей российского и советского ВМФ