21-10-2023
Студия на Поварской (также Театр-студия на Поварской) — экспериментальная театральная студия в Москве в мае-октябре 1905 года. Студия размещалась в помещении театра Немчинова в доме Гирш на углу Поварской и Мерзляковского переулка (зал был разрушен при попадании авиабомбы во время Великой Отечественной войны).
По словам финансировавшего студию К. С. Станиславского, credo новой студии сводилось к тому, что реализм отжил свой век. Артисты изображали «не самую жизнь, как она в действительности протекает, но так, как мы ее смутно ощущаем в грезах, в видениях, в моменты возвышенных подъемов».
Заведовать музыкальной частью студии был приглашён композитор И. А. Сац, художественной частью — Н. Н. Сапунов и С. Ю. Судейкин, которые также приняли участие в оформлении интерьеров здания. В театральную труппу были набраны актёры из театров Москвы и Петербурга, среди которых были И. Н. Певцов, В. А. Подгорный, В. В. Максимов и другие.
Под руководством Мейерхольда студия поставила пьесы «Смерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана. После генеральной репетиции К. С. Станиславский отказался от идеи показа спектаклей. В связи с этим, а также общим упадком театральной жизни, вызванным революцией, и резко отрицательным отношением к этому эксперименту со стороны Немировича-Данченко студия была закрыта через несколько месяцев после образования. Опробованные в студии принципы Мейерхольд позже применил в театре В. Ф. Комиссаржевской.
По словам Станиславского, сказанным в 1908 году, «когда художественные перспективы покрылись туманом, появилась Студия. Она погибла, но зато наш театр[1] нашёл свое будущее на ее развалинах».
Опять поблуждаем, и опять обогатим реализм. Не сомневаюсь, что всякое отвлечение, стилизация, импрессионизм на сцене достижимы утончённым и углублённым реализмом. Все другие пути ложны и мертвы. Это доказал Мейерхольд[2]
Из Театрального словаря:
Это заготовка статьи о театре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Студия на Поварской.