04-10-2023
Демократия | |
Ценности | |
Законность · Равенство | |
Свобода · Права человека | |
Право на самоопределение | |
Консенсус · Плюрализм | |
Теория | |
Теория демократии | |
История | |
История демократии | |
Россия · США · Швеция | |
Разновидности | |
Афинская | |
Буржуазная | |
Имитационная | |
Консоциональная | |
Либеральная | |
Мажоритарная | |
Парламентская | |
Плебисцитарная | |
Представительная | |
Протективная | |
Прямая | |
Развивающая | |
Социалистическая | |
Социальная | |
Суверенная | |
Христианская | |
Электронная | |
Портал:Политика | |
Суверенная демократия — концепция, введённая в широкий оборот в России заместителем руководителя Администрации президента России В. Ю. Сурковым в 2005—2006 годах[1][2]. Являлась одной из главных идеологем на думских и президентских выборах в России 2007—2008 годов[1].
Термин широко использовался в разных значениях, начиная с XVIII века (Руссо использовал словосочетание фр. démocratie souveraine для обозначения верховной власти народа)[3]. В частности, в XIX веке «партией суверенной демократии» называлась Демократическая партия США, a в середине XX века термин использовался на Тайване правительством Гоминьдана[4].
Содержание |
Первое употребление термина восходит к XVIII веку, когда Руссо использовал его для обозначения современной ему швейцарской демократии.
Термин активно употреблялся в английском языке в XIX веке[5] для обозначения демократии вообще, её местных вариантов (ср. кентуккийскую версию «суверенной демократии» в цитате 1887 года из «Чикаго Таймс»[6]) и прямой демократии[7].
До начала XXI века в американской политической мысли понятие «суверенной демократии» обычно обозначало власть народа, принимающего местные законы, например, власть штата, в отличие от федеральной власти США[8]. Эта традиция идёт со времён Второй партийной системы (англ.)русск., когда «партией суверенной демократии» являлась Демократическая партия США[9].
С начала XXI века в США выражение применяется в основном для описания политической ситуации в РФ, а американская история словосочетания практически забыта. Так, 21 июня 2009 года американский историк Ричард Пайпс заявил, что он не знает что такое «суверенная демократия» — «я не понимаю этого термина, — или есть демократия, или нет.»[10].
Термин «суверенная демократия» использовался гоминьдановским правительством Тайваня для описания существующей у них политической системы. Данный термин должен был, по мысли тайваньских правителей, подчёркивать, с одной стороны, суверенитет Тайваня, его независимость от центрального китайского правительства, а с другой стороны, формально демократический, многопартийный характер устройства тайваньской политической системы, в противоположность континентальному Китаю, жёстко управляемому КПК[4].
Современный смысл выражения в русском языке состоит в возможности для российского государства не подчиняться другим крупным центрам власти, как это обречены делать маленькие государства Центральной Европы[11].
Некоторые исследователи склонны вкладывать в термин также второй смысл: демократии с анти-популистским и неплюралистичным оттенком, когда процесс выборов отражает не противоборство интересов, а единство власти и народа[11]. В этом смысле «российское понятие суверенной демократии находится в конфликте с европейским понятием демократии»[11].
Согласно определению данному самим В. Ю. Сурковым, суверенная демократия — это
образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всём её многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, её образующими.[12]
Публично концепция суверенной демократии впервые была оглашена политологом Виталием Третьяковым 28 апреля 2005 года в статье, которая так и называлась:
«Суверенная демократия»: «От советской системы по собственному выбору и желанию Россия перешла к новому этапу своего развития — строительству одновременно демократического, свободного (суверенного) и справедливого общества и государства. И они, российское общество и государство, сами будут определять сроки, этапы, условия и формы этого развития.
Суверенная (и справедливая) демократия России — вот лингвистическая и сущностная формула политической философии Путина…»[13]
Политолог В. В. Иванов, посвятивший суверенной демократии десятки статей и колонок, предложил в том числе такое её толкование:
Суверенной демократией можно назвать и политический режим, и применяемую режимом политическую технологию. С технологической точки зрения суверенная демократия предполагает самостоятельный отбор демократических институтов, их форматов, сроков внедрения и реформирования и т. д. Суверенно-демократический тот режим, который, развивая демократию, одновременно отстаивает собственную самостоятельность и, соответственно, самостоятельность государства настолько, насколько это целесообразно и возможно в современном мире. Владислав Сурков противопоставляет суверенную демократию управляемой демократии. И это логично, если рассматривать управляемую демократию как практикуемую западными государствами технологию решения конкретных политических, экономических и пр. задач посредством «демократизации» — внедрения или прямого навязывания определённого набора западных институтов. Управляемой демократией также можно называть политический режим в стране, успешно подвергнутой "демократизации.[14]
Комплексная характеристика суверенной демократии дана генеральным директором Агентства политических и экономических коммуникаций Д. И. Орловым[15] При этом в начале 2005 Орлов предложил формулу «демократия своего пути».
Впоследствии к термину «суверенная демократия» неоднократно обращались в публичных выступлениях российские политики С. Б. Иванов, В. В. Путин, Б. В. Грызлов.
В августе 2006 года состоялся круглый стол, за которым собрались представители наиболее влиятельных политических сил России, чтобы обсудить концепцию суверенной демократии. По сведениям газеты «Известия», его участникам удалось договориться о том, что все они хотят жить в независимой и демократической стране.[16]
В октябре 2006 г. Институт проблем международной безопасности РАН издал антологию «Концепции и определения демократии», согласно которой нынешняя, либеральная, демократия выступает только одним из многочисленных вариантов демократической системы. Авторы, таким образом, рассматривают суверенную демократию как одну из форм демократии, наряду с либеральной[17].
В ноябре 2007 г. издательством «Российская газета» была выпущена книга «Суверенная демократия в конституционно-правовом измерении», представляющая собой сборник статей и материалов ведущих ученых-правоведов страны, включая С. А. Авакьяна, В. Д. Зорькина, Л. С. Мамута, в которых содержится конституционное обоснование соответствующей концепции.
Термин «суверенная демократия» критиковался Д. А. Медведевым, М. С. Горбачевым и М. М. Касьяновым, а также рядом зарубежных официальных лиц.
«эти новации в законодательство нельзя оправдать теориями „суверенной“ или „управляемой“ демократии. Ограничения, которые могут оказаться необходимыми в ситуациях, угрожающих самому существованию государства и жизни людей, должны рассматриваться как временные, а не возводиться в принцип, как это делают теоретики „суверенной“ или „управляемой“ демократии. Подобные определения искажают суть демократии — точно так же, как искажали ее концепции „социалистической“ или „народной“ демократии».[18]
«Если же к слову „демократия“ приставляются какие-то определения, это создает странный привкус. Это наводит на мысль, что все-таки речь идет о какой-то иной, нетрадиционной демократии»[19].
«… цели данной доктрины вполне очевидны — концентрация и удержание любой ценой политической власти и собственности. Последствия также уже налицо — торжество популизма, поступательное разрушение общественных и государственных институтов, отход от принципов законности, демократии и рыночной экономики.»[20]
«Суверенная демократия» — термин, придуманный Кремлем, который призван донести два сообщения: первое, что текущий политический режим в России является демократией, и второе, что это утверждение должно быть принято на веру, и точка. Любая попытка проверки будет рассматриваться как недружелюбное вмешательство во внутренние дела России.[21]
«Я начинаю нервничать когда на демократию наклеивают ярлыки. Суверенная демократия, управляемая демократия, народная демократия, социалистическая демократия, арийская демократия, исламская демократия — я не большой любитель прилагательных в таком контексте. Управляемая демократия, на мой взгляд, не является демократией вообще, а термин „суверенная демократия“ представляется бессмысленным.»[22]
Использование термина в политической жизни России послужило поводом к возрождению старого советского анекдота: «В чем разница между демократией и суверенной демократией ? Такая же как между стулом и электрическим стулом».[24]
Суверенная демократия.