У этого термина существуют и другие значения, см.
Supercar.
Суперкар (калька с англ. supercar — суперавтомобиль) — чаще всего подразумевается «супер-спортивный автомобиль». Условно-выделяемый подкласс (верхний сегмент) более широкого класса спортивных автомобилей. Среди прочих спортивных автомобилей выделяется эксклюзивным оснащением, динамическими характеристиками и ценой. Мощность мотора измеряется в сотнях л. с., максимальная скорость — от 300 км/ч и выше (так называемый «Club 330»[1]) и соответствующая цена, измеряемая в сотнях тысяч евро или долларов.
Предыстория
Термин «supercar» появился в 20-е годы прошлого века и закрепился в 60—80-е годы, благодаря сближению рынка стандартных легковых автомобилей и профессиональных гоночных моделей. В 80—90-е годы на рынке спортивных автомобилей наиболее известными были серийные машины компаний Porsche, Jaguar, Ferrari и Lamborghini, наиболее мощные модели которых имели порог скорости в 320—330 км/ч. В 2000-е годы, вследствие повышения маркетингового спроса, произошел скачок: появилось поколение новых фирм, ставящих перед собой целью создание собственного автомобиля, имеющего «индивидуальное лицо» и значительно превосходящего устоявшийся стереотип максимума скорости.
Временные рамки собственно титула «супер-автомобиль» подвижны, поскольку модельный ряд постоянно обновляется и с течением времени появляются более дорогие и более скоростные модели. Однако наиболее выдающиеся автомобили остаются в истории автомобилестроения, пополняют частные коллекции, музеи и, как правило, со временем не теряют в цене. Потребительский рынок имеет тенденцию к расширению, поскольку владение подобной машиной является статусным символом. Наибольшее хождение сам термин «суперкар» имеет в автомобильной прессе.
Характерные признаки
Суперкары относятся к дорожно-спортивным автомобилям юридически заводского изготовления, что отличает их от частных модифицированных автомобилей. Их производят, как правило небольшими сериями, компании, специализирующихся на выпуске спортивных и гоночных автомобилей; либо малые фирмы, созданные для производства одной-двух собственных моделей ручной сборки.
Часто такой автомобиль разрабатывается не только для любителей. Модели многих суперкаров проходят обкатку в профессиональных гонках 24-часовых серий (напр. 24 часа Ле-Мана, 24 часа Дайтоны) или различных гонках серий GT. Суперкары больших автостроительных фирм иногда являются репликацией (модификацией) их собственных чисто гоночных моделей, как например Mercedes-Benz CLK GTR или Jaguar XJR-15, либо являются результатом дорогого, высококлассного и эксклюзивного тюнинга популярных моделей.
Компоновка
Обычно такие автомобили имеют центрально-моторную компоновку, с двигателем расположенным за сиденьями, но в пределах колесной базы. Это улучшает развесовку автомобиля (в идеале 50/50 %) и способствует более полной реализации тяги. Как правило, имеют задний привод, с целью облегчения трансмиссии. В результате автомобиль имеет хорошую управляемость и динамику. Не так давно отдельные компании начали строить полноприводные автомобили по новым технологиям для более полной реализации потенциала двигателя (например, Audi R8 и Lamborghini Gallardo).
Самые мощные модели
- Maxximus G-Force (США): 7,0-литровый битурбированный V8-двигатель от Chevrolet LS7: 1177 кВт 1600 (1600 л.с.)
- 2008 HTT Locus Plethore LC-1300 : двигатель V8 объемом 8200 см³, мощность — 956 кВт (1300 л. с.), крутящий момент — 950 Н·м при 3000 об/мин;
- Melling Hellcat (Melling Super Cars, Великобритания — США): двигатель V10 объемом 5990 см³ (от Dodge Viper) с четырьмя турбокомпрессорами, мощность — 895 кВт (1217 л. с.) при 7200 об/мин, крутящий момент — 1190 Н·м при 4500 об/мин;
- Bugatti Veyron 16.4 Super Sport (Bugatti Automobiles,Франция): Super Sport имеет 16-цилиндровый W-образный мотор, объемом 7993 куб.см., четыре турбокомпрессора, мощность — 1200 л. с., крутящий момент — 1500 Н·м;
- Lotec Sirius — (Lotec GmbH, Германия): двигатель V12 объёмом 5987 см³ (Mercedes-Benz) с двумя турбокомпрессорами (KKK), мощность — 882 кВт (1200 л. с.) при 6300 об/мин, крутящий момент — 1320 Н·м при 3400 об/мин;
- Porsche 9ff GTurbo (9ff Fahrzeugtechnik GmbH, Германия): 6-цил. оппозитный двигатель объёмом 4010 см³ с двумя турбокомпрессорами, мощность — 881 кВт (1200 л. с.), крутящий момент — 1100 Н·м; макс. скорость 414 км/ч
- SSC Ultimate Aero (Shelby Super Cars, США): двигатель V8 объёмом 6345 см³ с двумя турбокомпрессорами, мощность — 870 кВт (1046 - 1287л. с.) при 6950 об/мин, крутящий момент — 1483 Н·м при 6150 об/мин;
- Koenigsegg Agera R (Koenigsegg Automotive AB, Швеция): двигатель V8 объёмом 5000 см³ с двумя механическими компрессорами (Rotex), мощность — 850 кВт (1140 л. с.) при 7100 об/мин, крутящий момент — 1200 Н·м при 4.100 об/мин;
- Weineck Cobra 780 CUI Limited Edition (Weineck,Германия): двигатель V8 объемом 12782 см³ , мощность —809 кВт (1100 л. с.) при 7000 об/мин, крутящий момент — 1760 Н·м при 5600 об/мин;
- Zenvo ST1 (Zenvo Automotive, Дания): двигатель V8 объёмом 7000 см³ (от Chevrolet Corvette) с турбокомпрессором и механическим компрессором, мощность — 810 кВт (1104 л. с.) при 6900 об/мин, крутящий момент — 1430 Н·м при 4500 об/мин;
- Sucasas HS1 (Sucasas Motor Company, США): двигатель V12, мощность — 1100 л. с.;
- Fighter T — (Bristol Cars Ltd, Великобритания): двигатель V10 объёмом 7994 см³ (от Dodge Viper) с двумя турбокомпрессорами, мощность — 754,7 кВт (1012 л. с.) при 5600 об/мин, крутящий момент — 1405 Н·м при 4500 об/мин;
- Hennessey SRT-10 Viper Venom 1000 (Dodge Viper, тюнинг Hennessey Performance Engineering, США): двигатель V10 объёмом 8554 см³ (от Dodge Viper) с двумя турбокомпрессорами (Garret), мощность — 745,7 кВт (1000 л. с.) при 5000 об/мин, крутящий момент — 1491,4 Н·м при 3800 об/мин.
Соотношение мощности и веса
Для ускорения и хорошей динамики большинство суперкаров проектируются как можно меньшего веса, но с двигателями большой мощности. Например:
Ускорение
Стартовое ускорение:
- от 0 до 60 миль/ч (96.561 км/ч): Maximus G-Force — 2,134 с.
- от 0 до 100 км/ч: Weber Faster one и Bugatti Veyron — 2,5 с; Ultima GTR — 2,6 с;
- от 0 до 160 км/ч (100 миль/ч):Bugatti Veyron 16.4 Super Sport — 4,5 с; Maximus G-Force — 4,541 с, Ultima GTR — 5,3 с; Bugatti Veyron — 5,5 с;
- от 0 до 200 км/ч: Weber Faster One — 6,6 с;
- от 0 до 300 км/ч: Koenigsegg Agera R — 14,5 с; 9ff GT9-R — 15,8 с; Weber Faster One — 16,2 с;
- от 0 до 400 км/ч: Bugatti Veyron — 55,6 с; Bugatti Veyron Super Sport — 50 с;
Барьер скорости 400 км/ч
Список современных автомобилей, преодолевающих отметку в 400 км/ч:
Максимальная скорость, рекорды
- 31 марта 1998 года на тестовом треке компании Volkswagen (Германия) Энди Уоллес, управляя прототипом McLaren F1 XP5, установил рекорд скорости в 386,3 км/ч при 7800 об/мин (у серийной модели максимальные обороты двигателя были ограничены на отметке 7500 об/мин, что не позволяло ей разогнаться свыше 370 км/ч);
- 28 февраля 2005 года Koenigsegg CCR с двигателем мощностью 806 л. с. достиг скорости 387,87 км/ч на трассе Нардо (Италия);
- в октябре 2005 года журнал «Car and Driver» на тестовом треке компании Volkswagen протестировал Bugatti Veyron, где автомобиль показал скорость в 407,5 км/ч; в 2006 году ведущие английской телепрограммы «Top Gear» на другом тестовом полигоне разогнали Bugatti Veyron до такой же скорости (в обоих случаях рекорд не был официально зарегистрирован);
- 13 сентября 2007 SSC Ultimate Aero TT на огражденном участке обычного шоссе вблизи города Уэст Ричлэнд (Вашингтон, США) достиг максимальной скрорости в 413,83 км/ч и средней скорости в обоих направлениях 411,76 км/ч[2][3]. 9 октября 2007 рекорд занесен в Книгу рекордов Гиннеса[4].
- 4 июля 2010 водитель-испытатель Пьер-Анри Рафанэль за рулем модели Bugatti Veyron 16.4 Super Sport (1200 л.с.) достиг в двух последовательных заездах максимальную скорость 427,933 и 434,211 км/ч, что в среднем равняется 431,072 км/ч. Заезды проходили на испытательном полигоне концерна Фольксваген в пос. Эра-Лессин близ города Вольфсбург. Присутствующие при этом предствители Германского государственного агентства технических стандартов (TÜV) и представитель Книги рекордов Гиннеса измеряли скорость с помощью приборов GPS[5][6].
Управляемость
Суперкары сохраняют высокую динамику и на скоростных поворотах, когда перегрузки могут достигать 1,5 g. Известным тестом производительности в этом отношении является время прохождения гоночной трассы Нюрбургринг (Германия): современные модели показывают время меньше 8 мин.[источник не указан 772 дня]
Экономичность
Потребление бензина у автомобиля Bugatti Veyron, при заявленном производителем среднем потреблении в 20,7 л./100 км.[7], в режиме городской езды равняется 40 л./100 км. При скорости 400 км/ч потребление топлива возрастает до 100 л./100 км.[8] Это значит, что емкости бензобака хватает на 12 минут езды. Шины колес изнашиваются на этой скорости в течение 50 минут[9]
Прочие критерии
В дополнение к техническим характеристикам, следующие критерии символизируют суперкар:
- конструкция и дизайн: для создания суперкаров обычно используются передовые технологии[источник не указан 772 дня];
- целесообразность: суперавтомобили не созданы для обычных транспортных нужд, это чаще способ самовыражения, элемент роскоши, демонстрация вкуса и приверженности стилю жизни их владельца при определенном социальном статусе.
Фотогалерея
См. также
Ссылки
- Фото, видео, тех. характеристики суперкаров
Примечания
- Club 330: Die zehn schnellsten Supersportwagen (нем.)
- CARtoday.com (англ.)
- carexpert (рус.)
- Сертификат Книги рекордов Гиннесса
- Auto-Presse.de 05.07.2010 (нем.)
- AutoBild.de 06.07.2010 (нем.)
- другим данным 24,1 л./100 км.
- autowallpaper.de
- Turbocars, 19 August 2010