Lt304888.ru

Туристические услуги

ТМ-1-14

08-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
356-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-14

Артиллерийская установка ТМ-1-14 при ведении огня с железнодорожного пути
Тип: Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система
История службы
Использовалось:

СССР СССР

Войны и конфликты: Вторая мировая война
История производства
Конструктор: Центральное конструкторское бюро судостроения номер 3 (ЦКБС-3) под руководством А.Г. Дукельского
Производитель: Николаевский судостроительный завод[1]
Ленинградский металлический завод
Ленинградский Кировский завод
Характеристики
Масса, кг: 412 000
Длина ствола, мм: 52 калибра
Калибр, мм: 355,6
Угол возвышения: +50°
Начальная скорость
снаряда, м/с
732
Максимальная
дальность, м:
31 000

ТМ-1-14 (Транспортер Морской, тип 1, калибр 14 дюймов) — советская сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система, разработанная для решения задач береговой обороны на основе орудия калибра 356-мм от линейного крейсера «Измаил».

История создания

Инициатива создания орудия принадлежит А.Г. Дукельскому, который обратился в Артиллерийское управление ВМФ с предложением использовать для создания подвижных батарей береговой обороны имеющиеся на складах 14-дюймовые морские орудия и качающиеся части от башенных установок. К моменту начала проектирования на хранении находилось 16 пушек, первоначально предназначавшихся для заложенных в декабре 1912 года в Петербурге четырех линейных крейсеров типа «Измаил».

К марту 1931 года был разработан технический проект установки, получившей обозначение ТМ-1-14, в апреле того же года проект был утвержден Реввоенсоветом.

Организационная структура

Артиллерия береговой обороны, вооруженная установками ТМ-1-14 действовала батареями 3-х орудийного состава. Помимо артиллерийского транспортера в состав каждой батареи входили вагоны для силовых станций, компрессорных станций, вагоны-погреба для боеприпасов, вагон центрального поста, вагон-штаб, вагон-кухня, вагоны для личного состава.

Управление огнем обеспечивалось как прицельной, так и центральной наводкой с помощью ПУС, что позволяло эффективно поражать видимые и невидимые цели, которые могли передвигаться со скоростями вплоть до 60 узлов (110 км/ч).

Личный состав батареи 331 человек, включая 16 командиров.

Боевое применение

В ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны имелось две трех-орудийные батареи: номер 6 на Дальнем Востоке и номер 11 на южном побережье Финского залива в составе 1-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады. 6-я батарея в течение всей войны не принимала непосредственного участия в боевых действиях, в то же время 11-я батарея активно использовалась при обороне Ленинграда, ведя контрбатарейную борьбу и обстреливая районы сосредоточения немецко-фашистских войск.

Все шесть железнодорожных установок были сняты с вооружения в 1952 году.

Примечания

  1. Оружие победы / И.В.Бах и др.; Редкол.: В.Н. Новиков и др.; Под общей редакцией В.Н. Новикова. — М.: Машиностроение, 1987. — 512 с.

Литература

  • Широкорад А. Время больших пушек. Битва за Ленинград и Севастополь. — М.: ACT, 2010 — С. 603. — ISBN 978-5-17-060576-7

Ссылки

  • 356-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-14 на сайте zonwar.ru
  • 356-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-14 на сайте www.binmovie.ru
  • Линкоры на колесаx: Царь-пушка

ТМ-1-14.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01