Lt304888.ru

Туристические услуги

Табла

22-09-2023

Табла
Классификация

ударный инструмент, мембранофон

Связанные статьи

Мриданга

Табла на викискладе

Та́бла (хинди तबला, tablā[1]; урду طبلہ, t̤ablah[2]; англ. tabla) — индийский ударный музыкальный инструмент. Небольшой парный барабан, основной ударный инструмент индийской классической музыки североиндийской традиции хиндустани, используемый для сопровождения вокальной и инструментальной музыки и танца в стиле катхак. Распространен также в фольклоре и популярной музыке стран индийского субконтинента.

Содержание

Этимология

Название табла представляет собой заимствование из персидского, которое, в свою очередь, происходит от арабского табл (араб. طبل‎‎, ṭabl — барабан) в форме женского рода табла (араб. طبلة‎‎, ṭablah). Форма женского рода могла здесь выполнять уменьшительную функцию[3]. Арабские слова табл и табла связаны с арамейскими тбел (арам. ܛܒܠ, ṭḇel)[4] и табла (арам. ܛܒܠܐ, ṭaḇlā)[5][6], имеющими то же значение. Для указанных арабских и арамейских слов предполагается связь с аккадским тапалу (tāpalu, tābalu, ṭabālu)[7][8][9].

История

Точных сведений о происхождении табла нет. По всей видимости, строение современных табла и техника игры на них сформировались в музыкальной культуре Северной Индии на основе собственно индийских и иных, преимущественно персидских, музыкальных традиций.

Рельеф в пещерном комплексе Бхаджа (II век до н. э., Махараштра). Слева — танцовщица, в центре — исполнительница на небольших парных барабанах.
Рельеф в пещерном комплексе Бадами (VI век, Карнатака). В правом нижнем углу — изображение музыканта, перед ним два барабана, один — в горизонтальном положении, другой — в вертикальном.
Рельеф на переднем фасаде храма Парашурамешвар (VII век, Бхубанешвар, Орисса). Изображение одинаковых вертикальных парных барабанов.

Некоторые исследователи[10] считают древними индийскими предшественниками табла парные барабаны, изображения которых имеются на рельефах в:

Также упоминаются[11] изображения парных барабанов на рельефах в:

Характерно индийской чертой табла является покрытие центральной части мембраны специальной пастой, влияющей на тембр звучания. Эта черта очевидно унаследована табла от индийских барабанов пакхавадж (англ.)русск. и мриданга.

Американская исследовательница Ребекка Стюарт[15] считает, что табла могли возникнуть как результат экспериментов с такими барабанами, как уже упомянутые пакхавадж (англ.)русск. и мриданга, а также дхолак и парные барабаны нагара (англ.)русск..

По существующей традиции создание табла (как и многого другого, чьё происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хосрову (12531325). Однако в его собственных сочинениях упоминаний этого инструмента нет.

Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

Строение

Большой барабан называется байан, маленький — дайна.

Гхараны

Существует несколько гхаран (англ.)русск. (школ) табла, наиболее известны шесть из них:

Последние три из них объединяются в группу гхаран «восточного стиля» (хинди पूरब बाज़, Pūrab bāz).

Исполнители

Один из самых известных музыкантов, прославивших этот инструмент на весь мир, — индийский музыкант Закир Хуссейн.

Примечания

  1. Танслитерация слов на хинди и санскрите здесь и далее даётся по системе IAST.
  2. ALA-LC.
  3. Alastair Dick, Devdan Sen. Tablā // The New Grove Dictionary. 2001.
  4. Comprehensive Aramaic Lexicon.
  5. H.G.Farmer. Ṭabl // Encyclopaedia of Islam (2nd ed.). Leiden: E. J. Brill, 1960—2005. Vol. 10, p. 32.
  6. ܛܒܠܐ (Wictionary)
  7. The Assyrian Dictionary of University of Chicago. Chicago, 1956—2007 Vol. 18. T pp. 177—178; Vol. 19. Ṭ (Tet) p. 4.
  8. H.G.Farmer. Ṭabl // Encyclopaedia of Islam (1st ed.). Leiden: Late E.J. Brill and London: Luzac, 1913-38. Suppl. No.5., p. 215.
  9. Une relation de la huitième campagne de Sargon (714 av. J.-C.), Paris, 1912. p. 26 (l. 159), p. 27 (comm. 5), Pl. VII.
  10. Swami Prajnanananda. A History of Indian Music. Vol. 1. Ancient Period. Ramakrishna Vedanta Math, Calcutta, 1963, pp. 105—106.
  11. ↑ Musical instruments in sculpture in Karnataka. Indian Institute of Advanced Study in ass. with Motilal Banarsidass, Delhi, 1989.
  12. Nataraja: The Hindu Dance Lord (2004) p. 5, fig. 7.
  13. Deepak Bhattacharya. ibid., p. 5, p. 9 (Note iv).
  14. report, slides) in Muktesvara Temple Complex (Digital Library of Indira Gandhi National Centre for Arts), Slides 4, 6, 7.
  15. R. Stewart. The Tabla in Perspective (unpubl. diss. thesis, Univ. of California, Los Angeles, 1974).

Литература

  • Alastair Dick, Devdan Sen. Tablā // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, New York, 2001.
  • Robert S. Gottlieb. Solo Tabla Drumming of North India: Inam Ali Khan; Keramatullah Khan; Wajid Hussain. Motilal Banarsidass Publ., 1993.

Ссылки

  • The Tabla Site
  • Tabla of the Sri Kirtana Gharana

Табла.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01