17-08-2023
Село | |
Тагасер | |
---|---|
азерб. Tağaser[1] | |
Страна | Азербайджан[2] |
Район | Ходжавендский[3] |
История и география | |
Высота центра | 843 м |
Часовой пояс | UTC+4:00 |
|
|
Медиафайлы на Викискладе |
Тагасер (азерб. Tağaser, арм. Թաղասեռ) — село в Ходжавендском районе Азербайджана[4].
Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, контролировавшей село со октября 1992 до 2020 года, располагалось в Гадрутском районе НКР.
4 октября 2020 года, в ходе Второй Карабахской войны президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил об установлении контроля над селом[5][6].
Название села могло подписываться в документах как Тагасир, Тагасыр, Тахасир, Тахасер, Тогасер, Тугасер, Тухасер.
Ойконим представляет собой сочетание персидских слов tağ (перс. «круг, купол») и sər (перс. سر — «голова») и означает «село, расположенное на вершине (т.е. в верхней части) купола»[7].
Согласно армянской версии, название происходит от двух армянских слов: «таг» — «квартал (города)», и «сер» — «вершина»[8].
Село расположено у подножия Карабахского хребта в юго-восточной части Нагорного Карабаха между реками Энкузагет и Парзагет, к западу от Гадрута и является его пригородом. К северо-западу от села расположено село Эдиша, к западу село Шагах, а к юго-востоку расположено село Ванк. Село в 74 км. от Ханкенди.
Имеет площадь 1144,33 га, из них 616,46 га сельскохозяйственные угодья, 4741,57 га лесные угодья. На территории общины 4 источника: «Шенин», «Кочин», «Сисерн» и «Тегун».
Одно из старинных сёл Нагорного Карабаха, поселения здесь известны с X века[10].
В 1045 году, после падения царства Багратидов , кочевые племена вели опустошительные сражения на Карабахской равнине и нагорье, тогда часть жителей покинули свои поселения.
В начале XVII века многие армянские семьи из города Миль (Байлакана) поселились на Карабахском нагорье, где представители домов мелика взяли на себя управление, и ситуация была относительно стабильной. Некоторые из их семей поселились в месте под названием Хин Шен (арм. Հին Շեն — «старое село»), которое находится на холме в 5 км. от современного Тагасера.
В 1631 году некий Багдасар оставил написанные в требнике в селе Тагасер заговорные слова:
— «От руки моей пошло, в письме моём осталось, в руке моей сгнило, в прах обратилось, письмо моё осталось напоминанием».
Оригинальный текст (арм.)[показатьскрыть]— «Ձեռս գնաց, գիրս մնաց, Ձեռս փտի, դառնա ի հող, գիրս մնայ յիշատակող»
Позже требник был похищен. В 1791 году Езчисисо, сын Налбанда Сисо из Тифлиса, освободил захваченную рукопись и освятил её в церковь св. Аствацацин. Последним проводящим обряд был Арут из Агуле, купивший требник в Тифлисе в 1804 году. Спустя 100 лет требник был перенесён вЭчмиадзин. В 1638 году по приказу епископа Ованеса старец Киракос написал требник (который ныне хранится в Матенадаране)[10]:
— «Святое Евангелие было написано в моей стране Агуанке в провинции Дизак, в моём селе, чтобы призвать Тагасер к дверям Святого Саргиса, трижды аминь Шаху Сепу... (...) рукой дерзкого и неумелого пера лжеца Меликсета Еритса... (...) и мой шурин, мой благочестивый и кроткий владыка священник Киракос, с которым начали и закончили вместе».
Оригинальный текст (арм.)[показатьскрыть]— «Գրեցաւ սուրբ աւետարանս ի երկրիս Աղուանից՛ ի գաւառիս Դիզակայ, ի գեաւղս, որ կոչի Թեղասեռ` ի դուռն սուրբ Սարգսիս, ի Շահ Սեփու երրորդ ամին ձեռամբ փծուն և անարհեստ գրչի՛ սուտանուն Մելիքսեդ երիցու և միաշունչ եղբաւրս իմոյ սրբամիտ և հեզահոգի տէր Կիրակոս քահանայի, որ ի միասին սկսաք և աւարտեցաք։»
В 1795—1797 годах, после нашествия Ага Мохаммад шаха из Ирана, в Карабахе начался голод и различные болезни, часть населения была вынуждена покинуть родину.
В 1798 году некоторые семьи из Гадрута, Таглара, Дахраза , Хачмача, Чартара, существующих населенных пунктов Гадрутского района переселились и поселились на юге Шамахы и основали село Арпавут. В начале XIX века жители старого Тагасера переселились и поселились недалеко от места их прошлого проживания, где и был основан нынешний Тагасер. Там построили деревянную церковь.
Автор Балаян Ваграм перечисляет рода жившие там: Пвотунц, Сопанц, Петунц, Мулкуманц, Будаганц, Хачунц, Лутанц[10].
До вхождения в состав Российской империи село Тагасер было в составе Дизакского магала Карабахского ханства.
Епископ Армянской Апостольской церкви Макар Бархударянц пишет об этом селе[11]:
— «Жители переселились из города Мил на равнине, церковь Всеспасителя из дерева, священник один. В церкви есть рукописное Евангелие, которое хранится в ненадлежащих условиях. Дымов 110, душ — 1180. К западу от села есть небольшая церковь, которая называется Анапат».
Юноши Тагасера также участвовали в Сардарапатском сражении в составе состоящем из выходцев из Карабаха.
В 1917—1918 годах правительство хранило в Тагасере часть запасов оружия и боеприпасов.
В годы Великой Отечественной войны из села ушли на фронт 181 человек, 97 из них погибло. В их память в селе установлен памятник[10].
В советский период село входило в состав Гадрутского района НКАО. После первой Карабахской войны село находилось в составе Гадрутского района непризнанной НКР. Село перешло под контроль Азербайджана во время второй Карабахской войны 2020 года.
Объекты исторического наследия в селе и его окрестностях включают хачкар XIV—XV веков, церковь Анапат (арм. Թաղասեռի անապատ) построенную в 1635 году, мост Ин Тагасер (арм. Հին Թաղասեռ, букв. «Старый Тагасер») построенный в 1763 году, мост Хамшот через одноимённую речку (Хамилхен) 1939 года[12], мост Гузен через одноимённую речку в южной части села построенный в первой половине XX века[13], церковь Сурб Аствацацин XVII века (арм. Սուրբ Աստվածածին, букв. «Святая Богородица»), остатки старого поселения Ин Шен 17-го века (арм. Հին Շեն — «старое село»), кладбище XVII—XIX веков и родник XX века.
Арочный родник в селе был построен в 1915 году на собственные средства Саргисом Овсепяном, одним из зажиточных жителей Тагасера. В советские годы памятник был разрушен, став жертвой антикулацкой идеологии[14]. Был восстановлен в 2000 году, во время вооружённых действий не пострадал.
В селе действовали сельская администрация, дом культуры, медпункт, начальная школа, в которой обучалось 60 учащихся[15].
Исторических сведений о строительстве монастыря не сохранилось, дата основания считается 1635 год[16]. Название указывает на то, что здесь находилась пустынь-обитель. Местные жители и монастырь, и холм называют Напат[16]. Монастырь состоит из церкви и находящихся к западу и югу от неё построек, от которых сохранились лишь следы стен. Местами сохранились также основания мощных стен, окружавших монастырь. На южной стене сохранились солнечные часы. В кладке стен использованы хачкары. Внутри церкви сохранилось несколько хачкаров, один из которых носит надпись.
Церковь была в полуразрушенном состоянии. В период вооружённых действий церковь на пострадала[17].
По состоянию на 1 января 1933 года в селе проживало 910 человек (282 хозяйства), практически все (99,5%) — армяне[20]. В 2005 году[21] в селе проживал 491 человек, а в 2015 году[22] — 434 человека, 121 двор.
Год | 1933 | 2005 | 2008 | 2009 | 2010[23] | 2015 |
---|---|---|---|---|---|---|
Население | 910 | 491 | 503 | 502 | 501 | 434 |
Жан Ди Шуши[24] (Ованес Петросян, известен также под именами Пьер, Петро, 1781 год, Тагасер, меликство Дизак (позже Гадрутский район) — 1841) — уроженец села Тагасер, в 1787 году пленён персами и в качестве мамлюка продан в Египет. В 1798 поступил на службу к Наполеону Бонапарту, принимал участие в походах Французской армии 1798-1813. Позже вернулся на родину. Принимал участие в русско-персидской войне 1826-1828, освобождении Восточной Армении, будучи командиром конного отряда, награждён орденом. Потомки его проживают в США[25].
Из этого села происходили родители советского и армянского шахматиста Каспарян Генриха.
Тагасер.