24-07-2023
Шармила Тагор | |
Sharmila Tagore | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: |
1959 — наст. время |
Направление: | |
Награды: | Filmfare Awards, |
IMDb: |
ID 0846616 |
Шармила Тагор (бенг. শর্মিলা ঠাকুর, хинди शर्मिला टैगोर, англ. Шармила Тагор; род. 8 декабря 1944, Хайдарабад, княжество Хайдерабад, Британская Индия) — индийская киноактриса. Мать актера Саиф Али Кхана и актрисы Сохи Али Кхан.
В декабре 2005 года Шармила Тагор была выбрана в качестве посла доброй воли ЮНИСЕФ и активно борется с распространением СПИДа в Индии[1].
В 2009 году она была в составе жюри Каннского кинофестиваля[2].
Шармила Тагор родилась в семье бенгальских брахманов, проживающей в княжестве Хайдерабад (ныне штат Андхра-Прадеш). Её отец, Гитиндранат Тагор — внук известного художника Гаганендраната Тагора (англ.)русск. был заместителем генерального директора Британско-Индиской компании, владельцем Elgin Mills. Её мать, Ира Баруа, по происхождению была наполовину ассамкой. Оба её родителя происходили из семьи Тагоров, и являлись родственниками поэта и нобелевского лауреата Рабиндраната Тагора. У Шармилы было две младшие сестры: Оиндрила (Под именем Тинку Тхакур сыграла роль маленькой девочки Мини в фильме «Кабулиец» режиссёра Тапана Синха (англ.)русск.) и Ромилла (в замужестве Сен). В начале 50-х годов её семья переехала в Калькутту[3].
Шармила посещала Высшую Среднюю Школу Святого Епископа Иоанна для девочек. Но после того, как она начала сниматься в кино, директор школы попросил её оставить учебу, чтобы не оказывать дурного влияния на других учениц[4]. После этого она перешла в школу при монастыре Лорето в Асансоле. Из-за актерской карьеры ей также пришлось оставить колледж[5].
Шармила вышла замуж за Мансура Али Кхан Патауди, наваба Патуди и бывшего капитана сборной Индии по крикету, с которым она состояла в отношениях в течение четырех лет[6]. Церемония Никах прошла 27 декабря 1969 года, актриса приняла ислам и взяла имя Айеша Султана. У пары родилось трое детей: Саиф Али Кхан (род. 1970), Саба Али Кхан (род. 1976, дизайнер ювелирных украшений), и Соха Али Кхан (англ.)русск. (род. 1978). Мансур Али Кхан скончался 22 сентября 2011 года в возрасте 70 лет.
Шармила Тагор начала карьеру актрисы в 1959 году в фильме Сатьяджита Рая «Мир Апу», где она сыграла юную жену главного героя, которая умирает во время родов. В 1958 году, когда начались съемки ей было только 13 лет[7]. Сатьяджит искал для своего фильма новые лица и сам предложил Шармиле роль. На тот момент она ничего не знала об актерском мастерстве, и даже носить сари ей пришлось срочно учиться у жены режиссёра[5]. Её партнером по фильму был дебютант Сумитра Чаттерджи (англ.)русск.. Впоследствии, они вместе снялись ещё в нескольких фильмах Рая. Режиссёр также пригласил Шармилу сняться в его следующем фильме «Богиня», рассказывающем о религиозном фанатизме.
Благодаря тому, что она имела стройную фигуру и внешность не характерную для бенгалки, вскоре её пригласили работать в Болливуд[3]. Шакти Саманта (англ.)русск. дал ей роль в «Красавице Кашмира» с Шамми Капуром в 1964 году. Фильм имел огромный успех и Шармила в одночасье стала одной из самых востребованных героинь в Бомбее. После она стала работать с такими выдающимися режиссёрами как Яш Чопра в «Испытании временем», Ришикеш Мукхерджи (англ.)русск. в «Анупаме» и Мохан Сегал в «Девере».
Несмотря на занятость в Болливуде, она нашла время для нескольких бенгальских фильмов. Так в 1963 году она появилась в «Sesh Anka», «Nirjan Saikate», «Chhaya Surjo», «Barnali» и «Sesh Prahar». «Sesh Anka» был криминальной историей, где она была в паре с маститым актером Уттамом Кумаром. На его фоне был явно виден недостаток актерского опыта у Шармилы. В фильме «Chhaya Surjo» Партха Пратима Чаудхари она играла намного лучше. Но здесь режиссёр полностью контролировал её действия. В 1964 она снялась в трех бенгальских фильмах: «Kinu Gowalar Gali», «Prabhater Rang» и «Subha O Debotar Gras». Но только в последнем её исполнение роли заслуживало похвал, и это снова был фильм Партха Пратима Чаудхари[3]. В то же время она стала самой загруженной актрисой в Бомбее.
Спустя шесть долгих лет после «Богини», Сатьяджит Рай позвал ее на роль в фильме «Герой». Она снова играла с Уттамом Кумаром, но это была уже не та Шармила, что три года назад в «Sesh Anka». И хотя на съемочной площадке руководил Рай, Шармила уже не была марионеткой в руках режиссера.
После «Героя», Шармила снялась «Вечер в Париже» (1967) снова с Шамми, где она, одна из первых среди индийских актрис, появилась на экране в купальнике (Садхана Шивдасани (англ.)русск. делала это и в более ранних фильмах). В одном из интервью Саманта рассказал, что изначально Шармила хотела одеть бикини, но он настоял на более скромном слитном купальнике, чтобы пройти цензуру[8]. Однако она смогла воплотить свое желание появиться в бикини на обложке глянцевого журнала Filmfare в 1968 году[6]. Это шокировало многих консервативно настроенных индийцев, и сделало Тагор чем-то вроде секс-символа Болливуда, а также запустило волну ношения бикини актрисами дальше (Димпл Кападия в «Бобби» (1973), Зинат Аман в «В поисках любви..» и «Друзья навек» (1980), Парвин Баби в «Yeh Nazdeekiyan» (1982)).
Позже Саманта объединил Тагор с Раджешем Кханна для таких фильмов как «Преданность» (1969) и «Бессмертная любовь» (1972). Другие режиссёры тоже снимали их вместе в «Путешествие» (1970), «Выше Бога» (1972) и «Камень на сердце» (1973). На счету пары Раджеш-Шармила 6 кассовых хитов: «Преданность», «Путешествие», «Младшая невестка», «Бессмертная любовь», «Камень на сердце» и «Открытие»; а также фильмы «Раджа и Рани» (1973) и «Отречение» (1977), которые были хорошо встречены критиками, но провалились в прокате.
В 1970 году Сатьяджит Рай пригласил её для съемок фильма «Дни и ночи в лесу». Спустя 11 лет, она снова была в паре с Сумитрой Чаттерджи. В следующем году она появилась в ещё одном фильме того же режиссёра «Компания с ограниченной ответственностью». Помимо работы у Рая, Шармила сыграла в таких бенгальских фильмах, как «Mother», «Kalankini Kankabati», «Tanaya», «Pratidan, Anurodh».
Она была высоко оценена в фильме «Amanush» Саманты, где на этот раз она действовала в качестве наставника Уттама Кумара, для которого это фильм стал возвращением в фильмы на хинди[3]. После Тагор сыграла главную роль в фильме Гульзара[убрать шаблон] «Путешествие в прошлое» (в иных источниках «Погода») 1975 года и выиграла Национальную кинопремию Индии за лучшую женскую роль.
В 90-х годах Шармила играла второстепенные роли в таких фильмах как «Миссисипская масала» Миры Наир, «Влюбленный бродяга» (дебюный фильм её сына Саифа Али Кхана), «Мятежная душа» Индры Кумара (англ.)русск. и «Биение сердца» Дармеша Даршана (англ.)русск..
В 2003 году она снова появилась в бенгальском фильме «Снова в лесу» Гаутама Гхоша (англ.)русск., продолжения «Дни и ночи в лесу» Рая. На этот раз она была уже в возрасте, но это не помешало ей передать сиквелу все нюансы оригинального фильма. Затем последовали два фильма на хинди совместно с Амитбахом Баччаном: «Найти справедливость» и «Эклавия – княжеский страж». За роль в первом из них она была номинирована на премию Filmfare за лучшую женскую роль. во втором Шармила Тагор сыграла роль матери, а её сын Саиф Али Кхан - роль сына. Фильм был выдвинут на Оскар как лучший фильм на иностранном языке, но так и не был номинирован.
Год | Название фильма | Оригинальное название | Роль | Комментарий | |
---|---|---|---|---|---|
1959 | Мир Апу | Apur Sansar | Апарна | Фильм на бенгальском языке | |
1960 | Богиня | Devi | Дойамойи | Фильм на бенгальском языке | |
1964 | Красавица Кашмира | Kashmir Ki Kali | Чампа | ||
1965 | Испытание временем | Waqt | Рену Кханна | ||
1966 | Анупама | Anupama | Ума Шарма | ||
Герой | Nayak | Адити | |||
Деверь | Devar | Мадхумати / Банвария | |||
Эта ночь не наступит вновь | Yeh Raat Phir Na Aayegi | Киран / Киранмаи | |||
1967 | Вечер в Париже | An Evening in Paris | Рупа Малик/Дипа Малик (Сьюзи) | ||
Лицом к лицу | Aamne Samne | Сапна Матхур | |||
1968 | Мой самый любимый друг | Mere Hamdam Mere Dost | Анита | ||
1969 | Поверь в мечту | Yakeen | Рита | ||
Жизненный путь | Satyakam | Раджана | |||
Мечта | Talash | Мадху / Гаури | |||
Преданность | Aradhana | Вандхана Трипатхи | Лауреат Filmfare Award за лучшую женскую роль | ||
1970 | Дни и ночи в лесу | Aranyer Din Ratri | Апарна | ||
Приятная поездка | Suhana Safar | Сапна | |||
Путешествие | Safar | Нила Капур | Номинат Filmfare Award за лучшую женскую роль | ||
1971 | Компания с ограниченной ответственностью | Seemabaddha | Тутул | ||
Младшая невестка | Chhoti Bahu | Радха | |||
1972 | Бессмертная любовь | Amar Prem | Пушпа | ||
История любви | Dastaan | Мина | |||
Раджа и Рани | Raja Rani | Нирмала/Рани | |||
Выше Бога | Maalik | Савитри | |||
1973 | Камень на сердце | Daag: A Poem of Love | Сония Кохли | ||
Приди в мои объятия | Aa Gale Lag Jaa | Прити | |||
1974 | [[Открытие (фильм, 1974) | Открытие]] | Avishkaar | Манси | |
Бесстыжая | Charitraheen | Рама | |||
Белый голубь | Shandaar | Пратима | |||
Принц и нищий | Paap Aur Punya | Джугни | |||
1975 | Путешествие в прошлое / Погода | Mausam | Чанда / Кайли | Лауреат Национальной кинопремии за лучшую женскую роль | |
Втихаря | Chupke Chupke | Сулекха Чатурведи | |||
Сбежавший | Faraar | Мала / Аша | |||
Забытая жена | Khushboo | Лакхи | |||
Дворец мечты | Ek Mahal Ho Sapno Ka | Аруна Сегхал | |||
1976 | Один другого лучше | Ek Se Badhkar Ek | Рекха | ||
1978 | Наглец | Besharam | Ринку / Моника | ||
1979 | Обретение дома | Griha Pravesh | Манси | ||
1982 | Квартирант | Namkeen | Нимки | ||
Патриот | Desh Premee | Bharti | |||
1983 | Глубокая рана | Gehri Chot: Urf - Door-Desh | Шобна Кханна | ||
1984 | Санни | Sunny | мать Санни | ||
1987 | Свати | Swati | Шарада | ||
1991 | Миссисипская масала | Mississippi Masala | Кинну | ||
1993 | Влюбленный бродяга | Aashiq Awara | Миссис Сингх | ||
1999 | Мятежная душа | Mann | Бабушка Дева | ||
2000 | Биение сердца | Dhadkan | Мать Дева | ||
2003 | Снова в лесу | Abar Aranye | Апарна Чаттерджи | Фильм на бенгальском языке, Лауреат Национальной кинопремии за лучшую женскую роль второго плана |
|
2005 | Найти справедливость | Viruddh... Family Comes First | Сумитра Патвардхан | Номинат Filmfare Award за лучшую женскую роль | |
2006 | Эклавия – княжеский страж | Eklavya: The Royal Guard | Сухасинидеви | ||
2007 | Полный финиш | Fool and Final | Бхаби | ||
2008 | Фотграфия 8*10 | Tasveer 8*10 | Савитри Пури | ||
2009 | Бесконечное ожидание | Antaheen | Пишима | Фильм на бенгальском языке | |
2009 | Утренняя прогулка | Morning Walk | Нилима | ||
Samaantar | Samaantar | Шама Вазе | Фильм на языке маратхи | ||
2010 | После расставания | Break Ke Baad | Айеша Кхан |
Национальная кинопремия Индии
25 января 2013 года актриса была награждена премией Падма Бхушан за выдающийся вклад в киноискуство[9].
Filmfare Award за лучшую женскую роль | |
---|---|
1950-е годы |
Мина Кумари (1954) • Мина Кумари (1955) • Камини Каушал (1956) • Нутан (1957) • Наргис (1958) • Виджаянтимала (1959) |
1960-1970-е годы |
Нутан (1960) • Бина Рай (1961) • Виджаянтимала (1962) • Мина Кумари (1963) • Нутан (1964) • Виджаянтимала (1965) • Мина Кумари (1966) • Вахида Рехман (1967) • Нутан (1968) • Вахида Рехман (1969) • Шармила Тагор (1970) • Мумтаз (1971) • Аша Парех (1972) • Хема Малини (1973) • Димпл Кападия / Джая Баччан (1974) • Джая Баччан (1975) • Лакшми (1976) • Ракхи Гулзар (1977) • Шабана Азми (1978) • Нутан (1979) |
1980-1990-е годы |
Джая Баччан (1980) • Рекха (1981) • Смита Патиль (1982) • Падмини Колхапуре (1983) • Шабана Азми (1984) • Шабана Азми (1985) • Димпл Кападия (1986) • Не присуждался (1987) • Не присуждался (1988) • Рекха (1989) • Шридеви (1990) • Мадхури Дикшит (1991) • Шридеви (1992) • Мадхури Дикшит (1993) • Джухи Чавла (1994) • Мадхури Дикшит (1995) • Каджол (1996) • Каришма Капур (1997) • Мадхури Дикшит (1998) • Каджол (1999) |
2000-2010-е годы |
Айшвария Рай (2000) • Каришма Капур (2001) • Каджол (2002) • Айшвария Рай (2003) • Прити Зинта (2004) • Рани Мукерджи (2005) • Рани Мукерджи (2006) • Каджол (2007) • Карина Капур (2008) • Приянка Чопра (2009) • Видья Балан (2010) • Каджол (2011) • Видья Балан (2012) • Видья Балан (2013) • Дипика Падуконе (2014) |
Тагор, Шармила.