Lt304888.ru

Туристические услуги

Таштыкская культура

12-10-2023

Археологическая культура • Хакасия
Таштыкская культура
Эпоха бронзы и железа
«Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Чёрные волосы считались нехорошим признаком» — так в источниках описывались енисейские киргизы.
Локализация

Минусинская котловина

Датировка

II век до н. э.V век н. э.

Носители

енисейские кыргызы [1]

Тип хозяйства

скотоводство, земледелие

Исследователи

А. В. Адрианов, С. А. Теплоухов, С. В. Киселёв, М. П. Грязнов

Преемственность:
Тагарская Культура чаатас

Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от неё широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи, которая, впрочем, не вытеснила мотыгу.

О социальном развитии таштыкцев свидетельствуют погребения. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы, похожие на поздние захоронения тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняет прежние, «скифские» обычаи бальзамирования, боевой татуировки. Появляется и новое: в склепы кладут куриные яйца, с покойников снимают гипсовые маски, встречаются захоронения кукол. В склепах найдены деревянные части китайских церемониальных зонтиков, которые у хуннов служили знаками власти.

Содержание

История исследования

Первые письменные сведения о памятниках таштыкской эпохи оставлены руководителем академической экспедиции в Сибирь П. С. Палласом (1768—1774г). Он сообщает со слов кладоискателей о погребальных масках: «…случалось находить сделанные на фарфор похожей материи тощие человеческие головы обыкновенной величины, раскрашенные зелёными и красными красками»[2].

Регулярные археологические исследования таштыкских памятников начинаются с 1883 раскопками ревизора губернского акцизного управления А. В. Адрианова на о-ве Тагарском близ г. Минусинска. В 1903 году Адрианов раскопал крупнейший памятник таштыкской культуры — Оглахтинский могильник. Там были обнаружены погребальные маски, а также разнообразное оружие, включая большие прямоугольные щиты из натянутой на деревянный каркас кожи.[3]

В отдельную историческую культуру памятники были выделены в 1920-е годы С. А. Теплоуховым после комплексных исследований в районе села Батени и, в частности, на реке Таштык.

Наиболее крупные исследования таштыкских памятников в 30-40-е гг. XX в. провел С. В. Кисёлев. Большим достижением явились раскопки Ташебинского дворца. В 1960-70-е гг. были проведены охранные раскопки в зоне затопления Красноярского водохранилища. Впервые исследовались целые кладбища, а не отдельные могилы. Около склепов, среди грунтовых могил, были вскрыты ямки с остатками тризн и целые поминальные комплексы. Работа проводилась под руководством М. П. Грязнова.

Погребальные маски

Таштыкские маски из белой глины с выцветшим двухцветным орнаментом.

После сожжения на ритуальном костре кальцинированные кости покойных зашивались в меховые мешочки, которые помещались в набитые травой куклы из шкур домашнего скота. В степных районах Хакасии сохранились могильники с подобными куклами.[4] На место лица куклы укладывалась портретная погребальная маска, слепленная по снятому с лица покойного слепку из глины с добавлением гипса и известняка. Иногда маски имеют форму бюста. Перед захоронением маски расписывали, как правило, красной краской: на лбу обычно изображалась спираль, на подбородок и щёки наносились имитирующие румянец пятна.[4]

Причёска и головные уборы

Таштыкские головные уборы имеют аналоги среди других южносибирских культур, в частности, пазырыкской. По материалам Оглахтинского могильника известны головные уборы конического типа, прикрывающие затылок и уши, и головные уборы «в виде чепца или шапки-ушанки».[5] Широко распространена среди таштыкцев была причёска в виде длинной косы из собственных или накладных волос, которая укладывалась на темени. Остальные волосы при этом сбривались. В качестве накосников использовались туески из бересты, которые обтягивали пёстрым китайским шёлком.[5] Аналогичную функцию, видимо, выполняли и обнаруженные археологами кожаные мешочки, набитые волосами или травой.[5]

Захоронения

Курганы-склепы имеют вид каменно-земляных насыпей диаметром 10—20 м, высотой 0,4—1,5 м, с западинами в центре. По периметру котлована сооружали ограду — крепиду, с запада устраивали наземные входы — дромосы. Стены либо облицовывались плитами, либо тыном и клетью, вдоль стенок — полати из плах в 1—2 яруса, перекрытие из брёвен, бересты и плиток. Склепы после окончания в них захоронения поджигали. Хоронили преимущественно кремированные кости умерших, видимо, помещённые в куклы, а в ранних склепах встречаются скелеты и парциальные погребения. Вместилищами для пепла служили матерчатые мешочки, сумочки из травы, коробки из бересты, деревянные ящички и внутренняя полость масок-бюстов. Число погребенных в склепах в виде трупов, кукол и просто пепла в мешочках различается в зависимости от размеров конструкций. В простых малых склепах укладывались от 10 до 40 покойников. В большие склепы помещали до 100 и более остатков кремированных людей. Захоронения детей в возрасте до 7 лет совершались обособленно. На окраинах таштыкских грунтовых кладбищ, чаще всего рядом со склепами, устанавливали ряды каменных стел с поминальным ямками. Они служили местом отправления жертвенных тризн по умершим родственникам. Перед каменными столбами в ямку или прямо на поверхность земли клали напитки в горшках и куски мяса, преимущественно баранины или говядины.

Антропологический тип и этническая принадлежность

Представители культуры имели смешанный антропологический тип, о чём свидетельствуют погребальные маски в Хакасском музеях. «Среди них встречаются как европеоиды, далекие потомки местного населения эпохи раннего железа, так и монголоиды, освоившие территорию Среднего Енисея в последние века».[4][6] В склепах знати у погребенных в большей степени выражена монголоидность, нежели в рядовых захоронениях, где долго преобладали европеоидные черты покоренного тагарского населения.

В советской археологии после работ С. В. Киселёва и Л. Р. Кызласова возобладала теория динлино-гяньгуньского этногенеза, согласно которой таштыкская культура отразила формирование на Енисее единого этноса «древних хакасов» (енисейские кыргызы) путём ассимиляции угроязычных динлинов пришлыми тюркоязычными гяньгунями. В более поздних работах (Ю. С. Худяков) эта концепция ставится под сомнение и делается вывод о том, что памятники таштыкской культуры в Минусинской котловине «не имеют отношения к этнокультурогенезу древних кыргызов».[7]

По мнению некоторых антропологов, антропологический тип таштыкцев соответствует современной уральской расе, и является исходным для ряда современных этнических групп Саяно-Алтая, в том числе и для части хакасов.[8] Завершение формирования современного антропологического состава хакасов падает на начало второго тысячелетия нашей эры, то есть на период расцвета культуры Кыргызского каганата.

В извлеченных мтДНК пяти женщин из останков в погребении Таштыкской эпохи выявлены линии C, HV, H, N9a, и T1[9]

Примечания

  1. Л.Р. Кызласов, 1960
  2. (Паллас «Путешествия по разным провинциям Российской империи», 788. С.540)
  3. David Nicolle, Angus McBride. Attila and the nomad hordes
  4. ↑ Хакасский музей. Склепы и могилы с посмертными масками
  5. ↑ Э. Б. Вадецкая. К выявлению этнических признаков населения таштыкской культуры // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. Томск, ТГУ, 1987. С. 40-52.
  6. Новосибирский справочник. История Сибири. Таштыкская культура (II в. до н. э.—V в. н. э.)
  7. Ю. С. Худяков. Проблемы истории древних кыргызов (первоначальное расселение) // Этнографическое обозрение. 2001. № 5.
  8. Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. — М.: «Наука», 1989. — С. 417].
  9. C. Keyser et al. 2009. Ancient DNA provides new insights into the history of south Siberian Kurgan people. Human Genetics.

Литература

  • Кызласов Л. Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины (I в. до н. э. — V в. н. э.). М.: 1960. 198 с.
  • Вадецкая Э. Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., «Наука», 1986 Глава VII. Таштыкская культура
  • Вадецкая Э. Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб: «Петербургское востоковедение». 1999. 440 с. (Archaeologica Petropolitana, VII).

Таштыкская культура.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01