Моско́вский драмати́ческий Теа́тр на Бро́нной (с 1945 по 1968 год Моско́вский драмати́ческий теа́тр, с 1968 по 2021 — Театр на Малой Бронной) — драматический театр Москвы, основанный в марте 1945 года. Первым руководителем был режиссёр Сергей Майоров. В 1968 году театр стал называться Театром на Малой Бронной, а в 2021 — Театром на Бронной. В репертуаре театра преобладают спектакли, основанные на произведениях русской и зарубежной классики[1][2]. В 2019 году художественным руководителем театра стал Константин Богомолов[3]. В феврале 2021 года директором театра была назначена Елена Мироненко[4].
Театр драмы был основан в 1945 году решением управления по делам искусств Мосгорисполкома и располагался на востоке Москвы, в доме 26 на Спартаковской улице. На то время это был единственный театр в Бауманском районе. Театру было передано здание на Спартаковской улице, после чего было принято решение о перестройке помещения. Проект предусматривал реконструкцию всего здания, переоборудование зрительного зала, фойе, сцены, вестибюля и подсобных помещений. В совет содействия строительству вошли председатель райисполкома Лебедев, секретарь Бауманского райкома ВКП (б) Игнатов и другие лица. Всё необходимое для проведения реконструкции изготавливалось на предприятиях района. Оборудование для сцены создавали на заводе опытных конструкций, фабрика декоративных тканей имени Маркова занималась изготовлением драпировки и занавесов. Трест № 6 «Мосгазстрой» осуществлял все отделочные, строительные и покрасочные работы. Всего в реконструкции театра принимало участие около 20 предприятий Бауманского района. Во время реконструкции стены партера были отделаны полированным деревом. Новый планшет сцены был сконструирован из пятидесяти подвижных частей, которые могли подниматься и опускаться.
На начальном этапе с театром сотрудничали драматурги Владимир Билль-Белорецковский, Арвид Григулис, Габит Мусрепов, Сергей Антонов, Анатолий Софронов, Афанасий Салынский, Павел Маляревский и другие. В течение 11 лет состоялось 45 премьер, а ставшие популярными спектакли «Вокруг ринга», «Канун грозы», «Поэма о любви», «Поддубенские частушки», «Сердце не прощает», «Грач — птица весенняя» определили творческое своеобразие и направление театра. Каждый из них был показан от 200 до 300 раз. Позже в театре ставили классические пьесы российских и зарубежных авторов. В 1957-м руководство театра обвинили в недостаточном внимании к советской драматургии и Сергея Майорова перевели в Театр имени Ленинского комсомола, а на его должность назначили Илью Судакова, участника 2-й студии МХАТ. Но из-за тяжёлой болезни режиссёр оставил работу в театре, и с 1958 года новым руководителем стал Андрей Гончаров. Он развивал методы психологического театра и ставил спектакли по современным зарубежным пьесам[8][9][10][11].
В 1959 году в театре состоялась премьера пьесы «Вид с моста» Артура Миллера, которая стала первой постановкой Андрея Гончарова в качестве руководителя театра. Спектакль демонстрировался 500 раз за первые 5 сезонов[12]. Андрей Гончаров — заслуженный деятель искусств РСФСР, работал в Московском театре имени Ермоловой, был постановщиком спектаклей на сцене Малого театра. В Театре на Малой Бронной поставил спектакли «Закон зимовки» Бориса Горбатова, «Барба» Яна Масевича, «Девятый вал», «Аргонавты» Юлиу Эдлиса и другие[13].
Театр на Малой Бронной
В 1962 году Московский драматический театр переехал в здание на Малой Бронной, дом 4. Андрей Гончаров работал в театре до 1965 года[14]. После его ухода главным режиссером театра стал В. К. Монюков (Франке). Он поставил один спектакль по пьесе В. Раздольского «Беспокойный юбиляр» и покинул театр из-за большой занятости в Школе-студии при МХАТ им. Чехова[15].
В 1967 году, отстранённый от руководства в Театре имени Ленинского комсомола, с группой из 12 актёров в театр перешёл Анатолий Эфрос. В том же году главным режиссёром театра стал Александр Дунаев. Первые спектакли Эфроса на новом месте — «Три сестры» и «Обольститель Колобашкин» — были сняты с репертуара. Но при всём различии творческих индивидуальностей, режиссёры сработались — годы их сотрудничества стали периодом расцвета театра. Дунаев создал для Эфроса комфортные условия работы в театре, предоставил творческую свободу в выборе репертуара и артистов[16].
Мне кажется, нас объединяет единое понимание глубинности человеческой природы. Стремление передать на сцене сложность и уникальность человеческих взаимоотношений. А почерк у каждого, естественно, свойАлександр Дунаев[17]
В 1968 году театр получил новое название — Московский драматический театр на Малой Бронной[18][19]. В театральный сезон 1969—1970 годов Александр Дунаев пригласил польского режиссёра Конрада Свинарского для постановки пьесы Ежи Шанявского «Мореход»[20]. Когда в 1970 году Эфрос поставил пьесу «Ромео и Джульетта», это вызвало бурное обсуждение в прессе, и Дунаеву пришлось заступаться за своего напарника[21]. В 1971 году Дунаев уже сам поставил два спектакля «На балу удачи» и «Трибунал»[16], в В 1973 году — успешный спектакль по пьесе румынского драматурга Аурела Баранги «Общественное мнение», который ждал успех. Пьеса была поставлена к Дням румынской культуры в Москве[22].
В 1974 году в Театр на Малой Бронной из МХАТа перешёл Михаил Козаков. Он принёс новую пьесу Леонида Зорина «Покровские ворота», пьеса стала его режиссёрским дебютом[23]. Впоследствии Козаков поставит по этой пьесе популярный одноимённый фильм. В 1977 году Дунаев поставил «Варваров» М. Горького[24], работу над спектаклем начал ещё в 1971 году[25]. В начале 1980-х годов, помимо Эфроса, Дунаева и Козакова, на сцене Театра на Малой Бронной свои спектакли ставили Геннадий Сайфулин, Лев Дуров, Николай Волков, Владимир Портнов[17].
И всё же в глазах московских театралов Театр на Малой Бронной того времени был скорее «театром Эфроса». За 17 лет работы Анатолий Эфрос создал здесь ряд спектаклей, ставших классикой советского театра, в их числе «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Месяц в деревне» Тургенева, «Женитьба» Гоголя, «Дон Жуан» Мольера, в котором заглавную роль в очередь исполняли Михаил Козаков и Николай Волков, — и это были два разных спектакля. О театре Эфроса и его актёрах заговорили как о художественном направлении[26].
В 1977 году в Театре на Малой Бронной произошли изменения. Директор Михаил Зайцев перешёл в театр им. Маяковского. На его место был назначен Николай Дупак, проработавший в этой должности ровно 500 дней[27]. В 1978 году директором стал Илья Коган, которому предстояло управлять театром почти 30 лет.
Через год после назначения Когана Эфрос поставил неудачный спектакль «Дорога», подорвавший авторитет режиссёра. В 1981 год был отмечен успехом спектакля «Волки и овцы»[17] в постановке Дунаева, с Антониной Дмитриевой в роли Мурзавецкой[28]. Дунаева с его постановкой пригласили в ГДР, в театр города Ростока[29]. Что касается Эфроса, то его постиг затяжной творческий кризис. Интерес зрителей к его работам падал, и в 1984 году после скандала с директором и труппой Эфрос ушёл в Театр на Таганке. Ушёл и Дунаев — в Московский театр миниатюр.
На Малой Бронной наступил длительный период режиссёрской «чехарды»[11][30][31][32]. 28 октября 1984 года главным режиссёром был назначен Евгений Лазарев, который проработал до 1987 года. С 1988 по 1990 годы эту должность занимал Владимир Портнов. В течение шести последующих лет главный режиссёр в театре и вовсе отсутствовал — действовала «режиссёрская коллегия» в лице Льва Дурова и Сергея Женовача.
В 1996 году Женовач стал единоличным художественным руководителем театра. Но уже в 1998 году, по истечении двухгодичного контракта и в результате обострившихся отношений с Коганом, он покинул пост. Ему на смену пришёл Андрей Житинкин. Через два года он также покинул театр после конфликта с Коганом и письма труппы, выразившей недовольство его работой[1][33][34].
Современность
«В театре на Малой Бронной было по-разному. Нельзя однозначно сказать, что здесь было плохо или хорошо. Де-факто существовала ситуация, при которой худруки долго не задерживались. Коллектив находился вне какой-либо творческой ориентированности. Свои исторические проблемы есть у каждого театра, в нашем театре их тоже никто не отменял. Театр нуждался в успехе, в работе. Я изначально поставил перед собой задачу — предложить работу труппе, по возможности, привести в театр молодежь. Думаю, что-то мне удалось».
Год назад Комитет по культуре Москвы пригласил меня на должность художественного руководителя театра на Малой Бронной. Сегодня я покидаю эту должность по собственному желанию. Сразу хочу оговориться, что никто меня из театра не выживал. Дело в том, что я не могу быть здесь полезным — меня пригласили к «больному», но «больной» оказался «покойником». Театры, к сожалению, как и люди, умирают.Леонид Трушкин[37]
После его ухода в 2007 году театр возглавил Сергей Голомазов. В 2010 году в труппу приняли выпускников его актёрско-режиссёрского курса в Российской академии театрального искусства. В эти годы театр входил в десятку самых посещаемых театров Москвы. В сентябре 2013-го труппа высказала худруку претензии к его работе. Актёры старшего поколения были недовольны тем, что в спектаклях в основном была занята молодёжь[2][11][38].
В 2016 году в театре появилась малая сцена[7]. В том же году в честь юбилея был открыт музей театра, прошла первая выставка «Театр на Малой Бронной: начало и современность», на которой представили исторические материалы, фотографии самых первых спектаклей театра, фотохронику гастролей и творческих встреч в 1960-70-х годах и многое другое. В июне того же года в СМИ распространили информацию, что после окончания контракта с Голомазовым новым режиссёром театра станет Владимир Панков, но она оказалась не достоверной, контракт с Голомазовым продлили[39][40].
В 2017 году театр принял участие в программе «Большие гастроли», в рамках которой совершил тур по 50 регионам России. В сентябре указом мэра Москвы артистам Театра на Малой Бронной Екатерине Дуровой и Геннадию Сайфулину было присвоено звание «Почетный деятель искусств города Москвы». В канун Нового года труппа представила спектакль «Особые люди», основанный на дневниках родителей, чьи дети страдают психическими заболеваниями и речевыми задержками в развитии, а все сборы от показов были направлены в Центр лечебной педагогики для детей с нарушениями развития[41][42][43].
В начале 2018 года в рамках фестиваля, посвященного 100-летию Андрея Гончарова в театре открылась выставка, рассказывающая о жизни и деятельности режиссёра, а главная сцена стала кинозалом, в котором демонстрировались его работы. В мае того же года коллектив вновь принял участие в программе «Большие гастроли» и отправился в тур по Северной Осетии, где показал пять своих спектаклей[44][45].
29 мая 2019 года театру был представлен новый главный режиссёр, им стал Константин Богомолов[46].
В начале 2020 года в здании Театра на Малой Бронной началась реконструкция, и все спектакли стали демонстрироваться труппой театра в театрально-концертном зале «Дворец на Яузе», по адресу: площадь Журавлёва, 1[47]. 19 сентября 75-й театральный сезон был открыт премьерой спектакля «Бульба. Пир» Александра Молочникова[48][49].
В феврале 2021 года Елена Мироненко была назначена директором Театра на Малой Бронной[50][51]. Инициатором этого назначения выступил художественный руководитель театра Константин Богомолов. Тандем директора и главного режиссёра приступил к реорганизации театра[52][53]. Для решения этой задачи театр кардинально обновил репертуар — через привлечение молодых режиссёров, для которых были созданы благоприятные условия[54]. Среди новых имён театра такие режиссёры-постановщики как Микита Ильинчик, Александр Молочников, Эдгар Закарян, Евгения Громова. Регулярно отмечается новыми работами на сцене театра и Константин Богомолов[53]. С начала сезона, осенью 2021 года, Театр на Малой Бронной в публичном пространстве стал упоминаться как Театр на Бронной[55].
В октябре 2021 года спектакль «Благоволительницы» Микиты Ильинчика открывал фестиваль «Литература» в Омске[56]. Той же осенью прошли первые гастроли театра в Казахстане. На сцене Театра «Астана Балет» состоялся показ спектакля Саши Денисовой «Человек Летучая Мышь против Леонида Ильича Брежнева» (новое название: «Бэтмен против Брежнева») в городе Нур-Султан[57]. Гастроли театра со спектаклем «Женщина-змея» Олега Долина прошли в НовотроицкеОренбургской области[58], в Старом Осколе и ГубкинеБелгородской области, и в городе ЖелезногорскеКурской области[59][60]. Спектакль Константина Богомолова «Бесы Достоевского» был показан в Новосибирске на Международном фестивале актуального театра ХАОС[61][62].
Историческая сцена и зрительный зал Театра на Бронной во время реконструкции, октябрь 2021
Исторический балкон и потолок с лепниной
Фрагмент потолка с лепниной
Фрагмент лепнины на стене в историческом здании театра
Зрительный зал на этапе реконструкции
К лету 2022 года директор Театра на Бронной Елена Мироненко планировала вернуть театр в историческое здание[63].
Весной 2022 года Театр на Бронной вернулся в историческое здание после проведения там ремонтно-реставрационных работ[64].
27 апреля 2022 года на обновленной сцене состоялась премьера спектакля «Таня» Константина Богомолова[65].
Сотрудничество
Театр активно присматривается к выпускникам разных театральных училищ и приглашает к себе молодых артистов[61].
Генеральные партнеры театра – Сбер, Фонд поддержки и развития современного театра им. Соломона Михоэлса и Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт»[66].
Здание Московского Драматического театра на Малой Бронной было возведено по частям в конце XIX — начале XX века в результате присоединения соседних строений к небольшому основному дому городской усадьбы Голицыных. Комплекс зданий принадлежали купцу второй гильдии Митрофану Самойловичу Романову (1841—1906), содержателю меблированных комнат. В 1881 году здесь было выстроено каменное трёхэтажное жилое здание доходного дома по проекту архитектора Василия Загорского[67].
Район пользовался популярностью у студенчества, поскольку здесь можно было снять дешёвое жильё. Студенты проводили время в трактире Романова «Скала», и для концертов и танцевальных вечеров купец решил построить отдельный зал[67]. В 1893 году архитектор Николая Струков по заказу Романова подготовил проект нового трёхэтажного здания с театральным залом, примыкающего к жилому дому перпендикулярно Малой Бронной улице. При этом перестраивалось здание 1879 года постройки. Однако результат, по всей видимости, Романова не устроил, и владелец привлёк к переработке проекта другого архитектора — Ивана Поздеева. Новый проект был готов в 1893 году, но его реализацию прервал конфликт между владельцем и архитектором. В результате постройка проводилась в 1895—1896 годах под наблюдением архитектора Ивана Павловича Машкова. Концертный зал на 800 человек быстро снискал популярность у публики и, вместе со всем кварталом, был прозван «Романовкой» (Малая Бронная, 4, стр. 2)[67].
После Октябрьской революции в помещении зала «Романовка» проводились репетиции Московского художественного театра, а здании бывшей столовой располагались клубы московских извозчиков и торгово-промышленных служащих. В 1921 году архитектором Машковым был выполнен проект приспособления «Романовки» под Государственный Еврейский Камерный театр (позднее ГОСЕТ), переехавший на Малую Бронную в апреле 1922 года[67]. В 1949 году ГОСЕТ был закрыт, а с 1951 года в здании располагался Театр сатиры. Наконец, в 1962 году в здание въехал Московский театр драмы — будущий Театр на Малой Бронной[1][2][30][68].
В 1960—1980-х годах к зданию театра были присоединены соседние постройки, в которых размещались производственные мастерские. Здание столовой было отведено под административные нужды театра. В 1974 году в главном здании было расширено фойе. На месте, где раньше располагалась декорационная мастерская, организовали буфет. Фасад театра был облицован естественным камнем, была проведена перепланировка вестибюля, над входом сооружён блестящий козырёк[69].
В 1980 году на месте бывшей студенческой столовой открылся малый зал. Он вмещал 100—150 мест и выделялся сценой-ареной, с четырёх сторон окружённой местами для зрителей[69].
Главный дом усадьбы Голицыных с флигелями — доходный дом М. С. Романова с магазинами (ул. Малая Бронная, 2/7), а также жилой флигель с концертным залом «Романовка» (главное здание Театра на Бронной) — доходный дом с конторами (ул. Малая Бронная, 4 стр. 2) отнесены к объектам культурного наследия регионального значения. Дом «Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского Университета» (административное здание Театра на Бронной: ул. Малая Бронная, 4 стр. 2) — отнесён к выявленным объектам культурного наследия.
1983 — «Наполеон Первый» Ф. Брукнера. Режиссёр А. В. Эфрос. Художник Д. А. Крымов.
1983 — «Пять романсов в старом доме» В. Арро, Режиссёры: А. Л. Дунаев и Г. Р. Сайфулин
1984 — «Концерт по заявкам» Л. Корсунского. Режиссёр Лев Дуров (премьера — 25 июня 1984)
1984 — «Директор театра» И. Дворецкого
1984 — «Элегия» П. Павловского, Режиссёр: А. Зариковский
1984 — «Вариации феи Драже» А. Кутерницкого, Режиссёр: Спивак Анатолий Израилевич
1984 — «Вы чьё, старичьё?» Б. Васильева. Режиссёр: Евгений Лазарев, Худ.: Сергей Бархин
1985 — «Детектив каменного века» А. Володина, Режиссёр: Е. Лазарев
1985 — «…Любящий Вас Коля» (Юная Русь) В. Москаленко, Режиссёр: В. Драгунов
1985 — «Оркестр» Жана Ануя, Режиссёр Лев Дуров (премьера — 18 июня 1985)
1987 — «Левый мастер» А. Буравского. Режиссёр Лев Дуров, Художник: Николай Эпов
1987 — «Одна калория нежности» Г. Данаилов, Режиссёр: Г. Р. Сайфулин
1988 — «Ксантиппа и этот, как его…» С. И. Алёшина. Режиссёр Лев Дуров, Художник: Николай Эпов (премьера — 17 февраля 1988)
1989 — «После бенефиса» А. П. Чехова, А. В. Эфроса. Режиссёр Лев Дуров
1980-е годы —— «Лунин или смерть Жака» Э. Радзинского(также в 1986 году был снят фильм-спектакль с тем же актёрским составом)
1991 — «Событие» В. Н. Набокова, Режиссёр: А. Сагальчик
1991 — «Жиды города Питера, или невесёлые беседы при свечах» братьев Стругацких, Режиссёр Лев Дуров, Художник: засл. худ. Николай Эпов (премьера — 4 октября 1991)
1992 — «Король Лир» У. Шекспира, Режиссёр: Сергей Женовач
1992 — «Пучина» по А. Н. Островского и мелодраме В. Дюканжа и М. Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока», Режиссёр: Сергей Женовач
1993 — «Жорж Данден, или Одураченный муж» Ж.-Б. Мольер, Режиссёр: Б. Ставров (Македония)
1993 — «Мельник — колдун, обманщик и сват» А. О. Аблесимова, Режиссёр: Сергей Женовач
1993 — «Леший» А. П. Чехова, Режиссёр: Сергей Женовач
1994 — «Полонез Огинского» Н. Коляды, Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 1 марта 1994)
1994 — «Цианистый калий… с молоком или без?» Х.-Х. А. Мильян, Режиссёр: В. Н. Лакирев
1994 — «Мое загляденье» Алексея Арбузова, Режиссёр: Артем Хряков
1995 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского («Бесстыжая», «Рыцарь бедный», «Русский свет»), Режиссёр: Сергей Женовач
1996 — «Дорога в Нью-Йорк» Л. Малюгина, Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 27 апреля 1996)
1996 — «Маленькие комедии» по одноактным пьесам И. С. Тургенева («Завтрак у предводителя», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге»), Режиссёр: Сергей Женовач
1997 — «Пять вечеров» А. М. Володина, Режиссёр: Сергей Женовач
1997 — «Страсти по Торчалову» Никиты Воронова, Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 15 октября 1997)
1998 — «Ночь перед рождеством» Н. В. Гоголя, Режиссёр: Сергей Женовач (премьера — 13 марта 1998)
1998 — «Путешествие без багажа» Ж. Ануй, Режиссёр: В. Харченко
1999 — «Нижинский сумасшедший божий человек» Г. Бламстейн, Режиссёр: А. А. Житинкин
1999 — «Пляска смерти» А. Стриндберга (премьера — 24 сентября 1999)
1999 — «Пианино в траве» Ф. Сагана (премьера — 30 сентября 1999)
2000 — «Лиса и виноград» (Эзоп), Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 4 апреля 2000)
2000 — «Доктор Фауст» К. Марло, Режиссёр: И. Древалев (премьера — 16 мая 2000)
2001 — «Король, дама, валет» В. Набокова, Режиссёр: Юрий Йоффе (премьера — 27 марта 2001)
2001 — «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, Режиссёр: Андрей Житинкин (премьера — 1 сентября 2001)
2001 — «Лулу» Ф. Ведекинда, Режиссёр: Андрей Житинкин (премьера — 23 ноября 2001)
2001 — «Метеор» Ф. Дюрренматта, Режиссёр: Андрей Житинкин (премьера — 23 декабря 2001)
2002 — «Калигула» Альбера Камю, Режиссёр: Андрей Житинкин (премьера — 25 мая 2002)
2002 — «Нежданный гость» Агаты Кристи, Режиссёр: Виктор Лакирев (премьера — 27 сентября 2002)
2003 — «Анна Каренина» Толстого, Режиссёр: Андрей Житинкин (премьера — 16 февраля 2003)
2003 — «Дети?!» А. Найденова, Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 27 сентября 2003)
2004 — «Славянские безумства» Бронислава Нушича, Режиссёр: Роман Самгин (премьера — 30 января 2004)
2004 — «Учитель ритмики» Екатерины Садур, Режиссёр: Владимир Агеев (премьера — 16 апреля 2004)
2004 — «Приглашение в партер» Владимира Жеребцова, Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 25 сентября 2004)
2005 — «Веселая жизнь и грустная смерть французской артистки Адриенны Лекуврер» Эжена Скриба, Режиссёр: Роман Самгин (премьера — 5 февраля 2005)
2005 — «Мисс Жюли» Августа Стриндберга, Режиссёр: Андрей Кончаловский (премьера — 26 февраля 2005)
2005 — «HOT DOG» по мотивам повести Булгакова «Собачье сердце», Режиссёр: Дмитрий Петрунь (премьера — 22 октября 2005)
2006 — «Кавалер роз» И. Нестроя. Режиссёр: Роман Самгин (премьера — 11 марта 2006)
2006 — «Подводная лодка в степях Украины» Юрия Юрченко, Режиссёр: Алексей Литвин (премьера — 15 августа 2006)
2007 — «Горячее сердце» А. Н. Островского, Режиссёр: Роман Самгин (премьера — 23 февраля 2007)
2007 — «Русский джокер» Франсуазы Саган, Режиссёр: Леонид Трушкин (премьера — 16 марта 2007)
2007 — «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира, Режиссёр: Константин Богомолов (премьера — 27 апреля 2007)
2007 — «Тайна старого шкафа» Александра Шаврина, Режиссёр: Алексей Фроленков (премьера — 27 декабря 2007)
2008 — «Плутни Скапена» Жана-Батиста Мольера, Режиссёр: Сергей Голомазов (премьера — 4 апреля 2008)
2008 — «Я не Раппапорт» Эрба Гарднера, Режиссёр: Лев Дуров (премьера — 15 августа 2008)
2008 — «Концерт для белых трубочистов» Джо Ортона, Режиссёр: Сергей Голомазов (премьера — 20 декабря 2008)
2009 — «Аркадия» Тома Стоппарда, Режиссёр: Сергей Голомазов (премьера — 7 августа 2009)
↑ 65-летие отмечает театр на Малой Бронной (неопр.). Государственный интернет-канал "Россия" (9 марта 2011). Дата обращения: 10 января 2019. Архивировано 14 июня 2013 года.
↑ Театр на Малой Бронной (неопр.). Театральная афиша (2018). Дата обращения: 10 января 2019.
↑ Архивировано 14 января 2017 года.
Пан Ведущий, зять Райкина и Буденного. Жизнь и роли Михаила Державина (неопр.). «ТУТ БАЙ МЕДИА» (10 января 2018). Дата обращения: 10 января 2019. (недоступная ссылка)
Скандал на Малой Бронной (неопр.). // Архивировано 30 сентября 2016 года.
Скандал на Малой Бронной продолжается (неопр.). // Архивировано 4 марта 2016 года.
оригинала 15 декабря 2018 года.
Архивировано 7 декабря 2021 года.
↑ Леонид Трушкин уходит из Театра на Малой Бронной (неопр.). Театр Антона Чехова (19 июня 2007). Дата обращения: 10 января 2019. Архивировано 1 декабря 2018 года.
Архивировано 9 декабря 2021 года.
Архивировано 30 ноября 2020 года.
Архивировано 10 января 2019 года.
Под Новый год спектакль "Особые люди" научит доброте (неопр.). «Вестник района Гагаринский» (25 декабря 2017). Дата обращения: 10 января 2019. Архивировано 26 декабря 2017 года.
К нам едет ревизор (неопр.). Каменск-Уральский Городской интернет-портал KU66.RU (13 сентября 2017). Дата обращения: 10 января 2019. Архивировано 19 декабря 2017 года.
Архивировано 28 октября 2017 года.
Гастроли Театра на Малой Бронной состоятся в Северной Осетии (неопр.). 15-й регион (29 мая 2018). Дата обращения: 10 января 2019. Архивировано 7 декабря 2021 года.
Архивировано 29 мая 2019 года.
Константин Богомолов возглавил Театр на Малой Бронной (неопр.). Дата обращения: 29 мая 2019. Архивировано 29 мая 2019 года.
Театр на Малой Бронной (неопр.).
Архивировано 20 декабря 2021 года.
Архивировано 19 декабря 2021 года.
↑ Архивировано 21 декабря 2021 года.
Архивировано 7 января 2022 года.
Архивировано 25 декабря 2021 года.
↑ Архивировано 23 декабря 2021 года.
Архивировано 26 декабря 2021 года.
Война – дело пожилых (неопр.). Экран и сцена (2020). Архивировано 13 декабря 2021 года.
Артисты театра на Малой Бронной (неопр.). «Московский драматический театр на Малой Бронной» (2018). Дата обращения: 11 января 2019. Архивировано 12 июля 2018 года.
Композиторы (неопр.). «Московский драматический театр на Малой Бронной» (2019). Дата обращения: 11 января 2019. Архивировано 8 марта 2019 года.
Люди театра (неопр.). «Московский драматический театр на Малой Бронной» (2019). Дата обращения: 11 января 2019. Архивировано 8 марта 2019 года.
↑Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 17. Моршин — Никиш. 1974. 616 стр., илл.; 34 л. илл. и карт. (стр. 94−95)
Большая Советская энциклопедия / под ред. А. М. Прохорова. — М.: Большая Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17. — 616 с.
Русский драматический театр: Энциклопедия / под ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с. — ISBN 5-85270-167-X.
Театры Москвы / Янчук А.. — М.: Московский рабочий, 1961. — 192 с. — 15 000 экз.
Вечерняя Москва. — 1946. — 7 марта (№ 56).
Татьяна Константиновна Шах-Азизова. Полвека в театре Чехова. 1960-2010 (рус.). — Прогресс-Традиция, 2011. — 325 с. — ISBN 9785898263249, 5898263241.
Анисимов А.В. Театры Москвы: Время и архитектура (рус.). — М.: Московский рабочий, 1984. — 176 с.
Елена Дунаева. Меловый круг Александра Дунаева (рус.). — Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2014. — 270 с. — ISBN 978-5-7281-1588-5.
Отчёт о деятельности фонда (рус.). — Москва, 2020.