Lt304888.ru

Туристические услуги

Телестих

17-10-2023

Телестих — особая стихотворная форма, в которой последние буквы каждого стиха, при чтении сверху вниз, образуют какое-либо слово, фразу или имя. По своему композиционному замыслу телестих аналогичен акростиху, в котором сходную роль играют начальные буквы стихов, и мезостиху, в котором вертикальный ряд образуется буквами, расположенными одна под другой в середине стихотворных строк. Однако для рифмованного стиха техника выполнения телестиха обставлена неизмеримо большими трудностями. Обычно телестих используется одновременно с акростихом.

Телестих широко культивировался в римской поэзии III—IV веков. Его использовали Авсоний и Оптациан Порфирий, но наиболее известен акротелестих Praedium Sammacis («Владение Саммака»), созданный в Тунисе IV столетия.

В Средние века телестих часто использовался как в религиозных, так и в развлекательных текстах. Среди авторов телестихов — Венанций Фортунат, Альдхельм, святой Бонифаций, грузинский монах Иоанн-Зосим. В эпоху Возрождения этой стихотворной форме отдают дань Теофило Фоленго (NECAT) и Эндрю Уиллет (Sacrorum Emblematum).

В качестве примера русского силлабического (слогового) телестиха приводят отрывок из Велимира Хлебникова («Ладомир»):

Где Волга скажет «лю»
Янтцекиянг промолвит «блю»
И Миссисиппи скажет «весь»
Старик Дунай промолвит «мир».
И воды Ганга скажут я…

Из менее известных поэтов того времени телестихом занимался Арсений Альвинг («Ю. Н. Верховскому»).

В современной русской поэзии телестихи писали В. Загорянский (Г. Седельников), С. Сигей. У И. Чудасова находится редкий образец «чистого» телестиха («Колокол»).

Источники

  • Литературная энциклопедия 1929—1939
  • Православная энциклопедия
  • Zimmerman A. Mensura: Mass, Zahl, Zahlensymbolik im Mittelalter, том 2. B.-N.Y., 1984.
  • Irvine M. The Making of Textual Culture: 'Grammatica' and Literary Theory 350—1100. N.Y., 1994.
  • Hazard M. Elizabethan silent language. Lincoln, 2000.
  • Ernst U. Intermedialität im europäischen Kulturzusammenhang: Beiträge zur Theorie und Geschichte der visuellen Lyrik. B., 2002.
  • Бирюков С. Поэтический мастеркласс
  • Бонч-Осмоловская Т. Курс лекций по комбинаторной литературе
  • Чудасов И. Акростих в русской поэзии
  • Скоренко Т. Занимательное стихосложение
  • AUSONIUS’ TECHNOPAEGNION
  • Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890—1925 годов в комментариях. Москва, 1993.
  • Поляков Д. Схима смеха. О финале «Зангези» Хлебникова // Парадигмы: Сб. работ молодых учёных. Тверь, 2000. — С.94-104

См. также

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Телестих.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01