23-10-2023
Теория функций в гармонии (музыковедческой дисциплине) — учение о специфических значениях аккордов в классико-романтической тональности. Внедрена и разработана в трудах немецкого музыковеда Гуго Римана (впервые в труде «Упрощённая гармония», опубликованном в 1893 году).
Содержание |
Согласно Риману, функция — это гармоническое значение аккорда в пределах одной тональности[1]. Таким образом, функция в понимании Римана — то же самое, что ладовая функция классико-романтической тональности или, точнее, тональная функция. Среди множества входящих в тональность гармоний (аккордов) выделяются «три столпа логико-гармонической структуры — столп собственно тоники и обеих её доминант», т.е. доминанта и субдоминанта («drei Hauptsäulen des harmonisch-logischen Aufbaues: der Tonika selbst und ihrer beiden Dominanten»[2]). Тоника, субдоминанта и доминанта — «единственно существенные гармонии», к ним может быть сведена всякая тональная музыка, как бы сложны и запутаны ни были гармонические отношения.
Функциональная теория получила мощное развитие во всём мире, особенно в Германии — в трудах Германа Грабнера (Grabner, 1923, 1944), Вильгельма Малера (Maler, 1931) и (его ученика) Дитера де ла Мотте (de la Motte, 1976).
Ю.Н.Холопов расширил понятие функции, выведя его за пределы классико-романтической гармонии. В его теории гармонии практикуется более общее, универсальное понимание функции как системного значения звуков и созвучий не только в мажорно-минорной тональности, но и вообще в ладу, во всякой звуковысотной системе[3]. По мере эволюции музыки в XX веке и ухода от «старой» гармонической системы всё более обнаруживается музыкально-логическая сущность понятия «функция». Если понимать функцию как смысловое значение звука или группы звуков в рамках данной ладовой системы, то такое понимание равным образом оказывается применимым и к музыке различных доклассических эпох — в том числе, по отношению к модальной музыке (в таких случаях Холопов говорит о «модальных функциях»[4]), и вообще к любой музыке, в отношении которой можно говорить о ладе. В такой расширенной трактовке римановское понимание обобщается Холоповым как «частный и особый случай» теории гармонических функций.
Это заготовка статьи по теории музыки. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Теория функций (музыка).