Lt304888.ru

Туристические услуги

Терентьев, Игорь Герасимович

20-09-2023

И́горь Гера́симович Тере́нтьев (17 января 1892, Павлоград17 июня 1937, Бутырская тюрьма, Москва) — русский, грузинский[источник не указан 1233 дня], украинский[источник не указан 1233 дня] поэт, художник, театральный режиссер, представитель русского авангарда.

Содержание

Биография и творчество

Происхождение

И. Г. Терентьев родился в Павлограде, в семье поручика (в дальнейшем — полковника жандармерии) Герасима Львовича Терентьева и дочери отставного ротмистра Елизаветы (Елисаветы) Михайловны фон Дерфельден. Имел брата и двух сестёр: Владимира (родился 17 /29/ мая 1894 г.), Ольгу (родилась 28 апреля /11 марта/ 1897 г.) и Татьяну (родилась 18 /31/ мая 1900 г.).[1]

Поступил на юридический факультет Харьковского университета, в 1912 году перевелся на юридический факультет Московского университета[2], который закончил в 1914 году.

В 1916 г. он женился и переехал жить в Тифлис, к жене.

В 1918 г. И. Г. Терентьев вошёл в созданную Ильей Зданевичем футуристическую группу «41°» (К. Зданевич, А. Крученых и др.).

В 1922 г. И. Г. Терентьев безуспешно пытался эмигрировать для воссоединения со своей семьёй. Он отправился в Константинополь (Стамбул), но к моменту его приезда визы во Францию, где обосновались Терентьевы, выдавать перестали, и ему пришлось вернуться обратно.[3]

Летом 1923 Терентьев переехал в Петроград. Работал в Музее художественной культуры (в дальнейшем — ГИНХУК) вместе с К.Малевичем, М.Матюшиным, П. Филоновым. В начале 1924 года он приступил к режиссерской работе в Агитстудии и в Красном театре, для которого написал и поставил пьесу «Джон Рид» (премьера состоялась 24 октября 1924 года). Создал экспериментальный Театр Дома печати, в Шуваловском дворце на Фонтанке. Здесь Терентьев, считавший себя учеником Мейерхольда, поставил собственную пьесу «Узелок», оперу «Джон Рид» (композитор Владимир Кашницкий), «Ревизор» Гоголя (одну из рецензий на постановку опубликовал А. Пиотровский), спектакль «Наталья Тарпова» (по одноименному роману С. Семенова).

В 1928 году Терентьев гастролировал с Театром Дома печати в Москве в Театре Мейерхольда. Гастроли прошли успешно. А. Луначарский предложил перевести театр в Москву, однако ни помещения, ни денег Терентьев не получил, труппа распалась. Терентьев уехал на Украину, ставил в Одессе «Чудака» Афиногенова, «Ревизора» в Харькове. Работал в Днепропетровске в Русской драме, создал Украинский молодежный театр.

Арестован в 1931 в Днепропетровске. По статье 58 осужден на 5 лет. Отбывал срок на Беломорканале, освобожден досрочно в 1934 . Приехал в Москву. Пробовал, но не смог устроиться на работу в театр. Начал снимать фильм «Восстание камней» о событиях гражданской войны в Керчи, работа не была завершена. Терентьева пригласили с агитбригадой по вольному найму на канал Москва-Волга. На строительство канала приезжал М. Горький, агитбригаду Терентьева фотографировал А. Родченко.

В мае 1937 Терентьев был арестован повторно. Расстрелян в Бутырской тюрьме.

Театральные постановки

Фильмография

Значение

  • Немецкий славист Вольфганг Ка́зак традиционно пытался идентифицировать Терентьева как «младшего брата» русского футуризма, и устанавливал (как если бы русский футуризм был чем-то прозрачно-ясным) понятные для себя векторы «влияния», — что методологически спорно, так как Терентьев и «41°» с первых шагов с футуризмом категорически размежевались[источник не указан 478 дней] (можно говорить лишь о «взаимовлияниях» в среде русского авангарда):

«Терентьев как русский футурист находился под влиянием А. Кручёных, В. Маяковского и С. Третьякова. Его малочисленные публикации обнаруживают тот же самый подход протеста, возвращения к первоначальному значению слова и попытку при помощи отстраняющего способа набора обратить внимание на слово и смысл в новом контексте. К его технике принадлежит, между прочим, приверженность к общеизвестным пословицам, которыми он пользуется как языковым и смысловым материалом»[4].

Издания

  • [Терентьев] Игорь Терентьев. Собрание сочинений / Составление, подг. текста, биограф. справка, вступит.ст. и комментарии М.Марцадури и Т.Никольской. Bologna: S.Francesco, 1988. — 552 с («Eurasiatica: Quaderni del Dipartamento di Studi Eurasiatici Universita degli Studi di Venezia. 7»).
  • Терентьев И. Мои похороны: Стихи. Письма. Следственные показания. Документы / Под ред. С.Кудрявцева. — М.: Гилея, 1993.
  • [Терентьев И.] Игорь Терентьев: Вот трагедия Јордано Бруно: в наборе и в авторской рукописи — письме рецензия Павла Дмитриева
публикации в прессе
  • Терентьев И. Маяковский «Левее Лефа» [: cтатья] // Новый ЛЕФ. 1928. N 9. С.47-48.

Примечания

  1. «Кадровый вопрос» в Казанском губернском жандармском управлении накануне февральской революции 1917 г.
  2. М. Терентьева Мой отец Игорь Терентьев
  3. Библиографические этюды на животрепещущие темы, или Книга – читатель – книга…
  4. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8. — С. 421.

Литература

Ссылки

  • Терентьев И. Трактат о сплошном неприличии. — электронная версия текста
  • Терентьев И. Јордано Бруно. — электронная версия текста
  • Материалы, касающиеся ареста и гибели Терентьева
  • Шахназарова, Анна; Ляшенко, Михаил. «± 41°» — о книгах издательства, на сайте «Журнала поэзии А Б Г» (Тбилиси, республика Грузия)
  • Деполь, Жюдит. Заумный «Ревизор» Терентьева
  • Игорь Терентьев: Биография постмодерниста // Петербургский театральный журнал. 1996. № 12.
  • И. Терентьев — Маяковскому и другие неизвестные материалы


Терентьев, Игорь Герасимович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01