16-10-2023
Токката и фуга ре минор, BWV 565 — произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха, одно из наиболее популярных его сочинений. Авторство Токкаты и фуги BWV 565 оспаривается.
Содержание |
Начиная с 1980-х гг. музыковеды оспаривают авторство сочинения (впервые Питер Уильямс в статье 1981 г.[1], затем — в отдельной книге — Рольф-Дитрих Клаус[2]). Музыкальный анализ выявляет элементы стиля, чрезвычайно нетипичные для Баха, либо вовсе не встречающиеся в его музыке:
С другой стороны, один из наиболее авторитетных современных исследователей Баха Кристоф Вольф, напротив, считает Токкату и фугу вполне аутентичным баховским сочинением, созданным в ранний период его творчества[3]. Например, на аргумент стилевой чужеродности параллельных октав Вольф возражает, что, выписывая октаву, Бах таким образом компенсировал отсутствие 16-футового регистра на арнштадтском органе, для которого предназначалось сочинение. Тот факт, что копия сочинения[4] происходит из окружения Иоганна Петера Кельнера (Johann Peter Kellner), по мнению Вольфа, говорит не против баховского авторства, а напротив, в его пользу, поскольку многие ранние его сочинения дошли до нас как раз в копиях, созданных переписчиками из этого окружения.
Сочинение «Токката и фуга ре минор BWV 565» включено во все издания авторитетного каталога BWV (в издании Дюрра-Кобаяси — с необходимыми оговорками о проблеме авторства) и в (наиболее полное) новое издание сочинений Баха (Neue Bach-Ausgabe, известное как NBA).
Произведение предположительно написано Бахом во время его пребывания в Арнштадте в период между 1703 и 1707 гг.
Особенностью этого малого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Размер произведения 4/4. Форма состоит из трёх частей: токкаты, фугы и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.
Чаще всего, когда говорится «„Токката и фуга ре минор“ Баха», имеется ввиду Токката и фуга BWV 565, но это не является достаточным определением данного произведения, так как Бах написал множество токкат и фуг для органа в разных тональностях, в том числе ре минор, например Токкату и фугу ре минор BWV 538.
Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. Токката состоит из контрастных эпизодов по темпу и фактуре эпизодов, оканчивающихся аккордовыми каденциями.
Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершенности и дает понять, что это ещё не финал.
Фуга является четырёхголосной.
Тема фуги написана в технике скрытой полифонии. Дальнейшее имитационное развитие произведения основано на мелодических фигурациях. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельный тональности фа мажор. Реприза, возвращающая фугу в ре минор, начинается со стретты.
Кода представляет собой несколько «импровизационных» контрастных эпизодов (техника развития заимствована из токкаты). Всё сочинение завершается плагальной каденцией.
Это заготовка статьи о музыкальном произведении. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Токката и фуга Ре минор, BWV 565.