Lt304888.ru

Туристические услуги

Томбукту

07-08-2023

Город
Тимбукту
Tombouctou
Страна
Мали
Координаты
16°46′24″ с. ш. 3°00′26″ з. д. / 16.773333° с. ш. 3.007222° з. д. (G) (O) (Я)16°46′24″ с. ш. 3°00′26″ з. д. / 16.773333° с. ш. 3.007222° з. д. (G) (O) (Я)
Высота центра
263 м
Население
54453 человека (2009)
Часовой пояс

Тимбукту́, Томбукту́ (Timbouktou, Tombouctou, Tin-Bouktou, Timboutch) — город на севере Мали, в 13 км к северу от реки Нигер. Столица самопровозглашённого государства Азавад. Население 54 453 человека (2009 год).

Экономического расцвета город достиг при мансе Мусе[1][2]. В это время Тимбукту был интеллектуальным и исламским духовным центром в центральном Судане. Сегодня в городе находится несколько крупных медресе, в том числе медресе Санкоре, и три старейшие мечети Западной Африки.

Содержание

География и климат

Стоянка кочевников

Город находится в излучине реки Нигер (т. н. Внутренней дельте Нигера) на южной окраине пустыни Сахары. Проблема расширения пустыни является для города актуальной: городские улицы наполнены песком, когда-то полноводные рукава реки, приносившие в город наводнения, высохли.

Ещё в начале XX в. город был труднодосягаем: по реке Нигер в Тимбукту можно было добраться только тогда, когда уровень воды был достаточно высоким; караванную дорогу часто заносило песком.

Климат жаркий и резкоконтинентальный. Среди скромной растительности преобладают акации, баобабовые и пальмовые деревья. Средняя годовая температура составляет 28 °C, самые жаркие месяцы — май и июнь (средняя температура 34 °C). Среднее количество осадков — примерно 170 мм/м². Наибольшее количество осадков выпадает с июля по август (примерно 56-66 мм/м²)[3]. Дожди, выпадающие в этот период, зачастую наносят существенный урон глинобитным зданиям.

Население

Население Тимбукту (в 2004 г. — 32 414 человек), географически расположенного на пересечение областей расселения кочевого берберского и оседлого африканского и арабского населения — этносы сонгай, туареги, фульбе и манде. Большинство населения говорит на сонгайских языках. Также распространен арабский, французский и тамашек.

История

Основание

Тимбукту был основан туарегами около 1100 года как место стоянки сахарских караванов. Традиционно считается, что название города происходит от слов «Тин» («место») и «букту» (имя старой малийской женщины, проживавшей когда-то в этом регионе, у которой останавливались арабские торговцы, ведущие караваны на север). По другой этимологической версии, выдвинутой французским востоковедом Рене Бассетом, на языке тамашек «Тин-букт» означает отдаленное место «на краю земли».

Первые описания были сделаны Львом Африканским и Ибн Баттутой (1353 год).

Расцвет

Двор мечети Джингуеребер

В XIV в. Манса Муса возвёл здесь свой дворец (от которого не осталось и следа), а также соборную мечеть с характерной башней (перестроена).

К XV в. Тимбукту стал одним из основных центров транссахарской торговли, в котором сбывались соль и золото.

Вслед за купцами (берберскими, арабскими и еврейскими) в процветающий город хлынули арабские учёные и книжники, которые вели преподавание в одном из самых старинных медресе Санкоре[4]. В городе до сих пор хранятся античные греческие манускрипты[5].

В 1433 году контроль над городом получили туареги, однако жили они за пределами городских укреплений и лишь изредка тревожили горожан своими набегами.

В 1468 году Тимбукту вошёл в состав государства Сонгаи. Местный правитель Сонни Али предпринял гонения на учёных мусульман, однако его сын Мамаду Туре (Мухамад Аския) повёл дело таким образом, что в город стали, наоборот, стекаться учёные из Мекки и Каира, многих из которых просвещённый правитель приблизил ко двору и сделал своими советниками. Приезжие из Магриба выменивали здесь на сахарскую соль золото и рабов.

Завоевание и упадок

Золотой век Тимбукту закончился в 1591 году, когда город был захвачен армией марокканского султана, оснащенной огнестрельным оружием. Учёное сообщество было обвинено в предательстве и либо истреблено, либо угнано в Марокко. Размещённый султаном в городе отряд был не в состоянии противостоять набегам берберов-кочевников, которые время от времени подвергали город полному разорению. Так продолжалось до 1893 года, когда в Тимбукту пришли французские колонизаторы. К этому времени экономическая мощь города была существенно подорвана, в связи с упадком транссахарской торговли, после налаживания торговых связей с Европой по морю.

Поиск города европейцами

Караван, приближающийся к Тимбукту, 1853 год
Тимбукту. Рисунок Генриха Барта, 1858 год
немецкая карта 1855 г.

Со времени Средневековья о Тимбукту в Европе было известно как о сказочно богатом городе. В конце XVIII в. европейские исследователи предприняли несколько попыток обнаружения когда-то крупнейшего в Сахеле торгового центра. В 1795 и в 1805 гг. Мунго Парк в составе Африканской Ассоциации попытался обнаружить город и одновременно исследовать устье реки Нигер. Возможно, М. Парк стал первым европейцем побывавшем в городе, но он умер на территории Нигерии, не успев письменно рассказать об увиденном[1][2].

В 1824 г. Французское географическое общество предложило приз в 10 тыс. франков тому не-мусульманину, кто сумеет побывать в городе, вернуться обратно и написать об увиденном.

В сентябре 1826 г. Александр Гордон Ленг достиг Тимбукту, но был убит мусульманским торговцем, опасавшимся европейского проникновения и завоевания.

17 июня 1825 года Ленг отплыл в Триполи. Оттуда он отправился в путь через Сахару. Пройдя от Триполи до северной окраины Феццана, экспедиция двинулась оттуда на запад новым для европейцев путем — через оазисы Гадамес и Айн-Салах. Прожив в Айн-Салахе с ноября 1825 года до января 1826 года, Ленг достиг оазиса Туат; оттуда он предполагал направиться в Тимбукту, объехать озеро Дженне или Дебои, посетить область Мелли. Затем он намеревался вернуться обратно, дойти до Сокото, посетить озеро Чад и постараться выйти к Нилу. Однако когда караван, к которому присоединился Ленг, покинул Туат, на него напали туареги. Один из участников экспедиции был убит, сам Ленг тяжело ранен. Вскоре эпидемия дизентерии унесла в могилу всех остальных его спутников. Несмотря ни на что, Ленгу удалось завершить труднейший и опаснейший переход через Сахару и вступить 13 августа 1826 году в город своей мечты — Тимбукту. Очевидно, он был первым европейцем после Бенедетто Деи (1469 год), вошедшим туда добровольно. В Тимбукту Ленг стал постепенно оправляться от ран. Выздоровление шло медленно, но благодаря рекомендательным письмам, привезенным из Триполи, и самоотверженным заботам своего хозяина больной не подвергался преследованиям со стороны местных жителей. Осмотрев в подробностях Тимбукту, Ленг, ночью отправился в Кабру, чтобы увидеть Джолибу (Нигер). Ленг не хотел возвращаться в Европу через Великую пустыню, а рассчитывал побывать в Дженне и Сегу, и затем выйти к французским поселениям на Сенегале. В письме британскому консулу в Триполи, датированном 21 сентября 1826 года, Ленг сообщил, что намеревается двинуться к Сегу в верхнем течении Нигера. Это было единственное письмо, написанное им из Тимбукту, и последнее, которое вообще было от него получено. Через пять дней после того как Ленг выехал из Тимбукту, к его каравану присоединился фанатик-магометанин, шейх Хамед-Ульд-Хабиб, вождь племени зауат. Под предлогом, того, что Ленг будто бы без разрешения вступил на территорию этого племени, его схватили и предложили принять ислам. Ленг отказался и заявил, что предпочитает смерть отступничеству. Тут же на месте по приказу шейха Ленг был задушен двумя рабами, а тело его брошено в пустыне. Все экспедиционные материалы пропали.[6]

В 1829 г. француз Рене Калье, переодевшись мусульманином, сумел побывать в городе, благополучно вернуться в Европу и получить приз.

Кроме того, в 1813 г. Роберт Адамс, афроамериканский моряк, прибывший в британское консульство в Танжере, заявил, что он сумел побывать в городе в 1811 г., после того как его корабль потерпел кораблекрушение у берега Африки.[7] В 1816 г. он издал книгу The Narrative of Robert Adams, a Barbary Captive, однако исследователи подвергают сомнению истинность его пребывания в городе.

Известно, однако, что ещё три европейца достигли город до 1890 г.: это немцы Генрих Барт и Оскар Ленц в 1853 г., и испанец Кристобал Бенитес в 1880-м г.

Современный город

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 119
рус. • англ. • фр.

В 1989 году глинобитные здания в центре города были поставлены под охрану ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия, а в 2000 году правительство Люксембурга и ряд международных фондов запустили проект по сохранению и изучению многочисленных средневековых рукописей, которые хранятся в Тимбукту и его окрестностях. Их общее число исчисляется сотнями тысяч; древнейшие восходят к XII веку.

В 1990-е гг. Тимбукту среди прочих городов Мали и Нигера был охвачен восстанием туарегов (1990—1995 гг.).

1 апреля 2012 года в ходе очередного восстания туарегов город захвачен войсками НДОА[8], а 6 апреля стал столицей самопрозглашённого Независимого Государства Азавад[9]. 26 июня боевики разгромили семь захоронений, а 28 июня исламисты сорвали с петель ворота мечети Сиди Яхья[10]. В связи с этим на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Тимбукту был внесён в список Всемирного наследия под угрозой уничтожения[11].

Экономика

Сегодня Тимбукту — бедный город, несмотря на большое количество достопримечательностей и международный аэропорт. В городе со времен Средневековья добывают каменную соль.

Тимбукту — центр исламского обучения

Двор медресе Санкоре

В XV в. в городе было построено несколько мусульманских мечетей и коранических школ, наиболее крупная из которых — мечеть Санкоре (1581 г.), при которой стало действовать медресе, в котором преподавал в том числе Ахмед Баба аль Массуфи, имя которого часто упоминалось в Суданских хрониках (он также был упомянут в книге Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» как владелец библиотеки в тысячу шестьсот рукописей)[12].

О значимости города как религиозно-культурного центра свидетельствует западно-африканская мусульманская поговорка: «Соль прибывает с севера, золото — с юга, а слово Божье и мудрость — из Тимбукту».

Манускрипты из библиотеки Тимбукту

Главное достояние города — более 100 000 рукописей, некоторые из которых датируются XII в., хранимые несколькими семьями[13]. Большинство из них по астрономии, музыке, биологии и благочестию написаны на арабском или на языке фула исламскими учеными, прибывшими в Мали. Более поздние рукописи посвящены вопросам мусульманского права, математики и истории (в частности хроники Тарих ал-Фатташ, написанная Мухмуд Кати в XVI в. и Тарих ас-Судан (Суданские Хроники), записанная Абдуррахманом Сади в XVII в).

Библиотека института Ахмеда Бабы, основанного в 1970-м году правительством Мали при посредничестве ЮНЕСКО, а также библиотека медресе Санкоре содержат некоторое количество средневековых рукописей[14]. Часть рукописей находится в частных библиотеках, которых в городе насчитывается от 60 до 80 (англ. Mamma Haidara Library, Fondo Kati Library, Al-Wangari Library, Mohamed Tahar Library и др.).

Рукописи, находящиеся в городе сегодня, представляют собой неполный перечень написанных в Тимбукту средневековых документов. Часть из них в колониальное время была вывезена в Лондон, Париж и другие города. Многие манускрипты скрываются своими владельцами.

В феврале 2006 г. было начато совместное исследование ЮАР и Мали по поиску и изучению рукописей в Тимбукту и других регионах Западной Африки (как например, в Сокото)[15].

Архитектура и достопримечательности

Образец городской архитектуры

Большинство зданий глинобитны[16] и построены в сахельском стиле.

Наиболее крупные сооружения — мечети.

Другие достопримечательности — музей, висячие сады и водонапорная башня.

Города-побратимы

См. также

Примечания

  1. ↑ Amazon.com listing for the "Cruelest Journey: 600 Miles to Timbuktu". Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  2. ↑ Kira Salak's official webpage on "The Cruelest Journey". Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  3. [1] Просечне климатске вредности за Тимбукту
  4. [2]
  5. Timbuktu. (2007). Encyclopædia Britannica. Chicago: Encyclopædia Britannica.
  6. http://hronos.km.ru/biograf/bio_l/leng.html Ленг Александр Гордон
  7. Calhoun, Warren Glenn; From Here to Timbuktu, p. 273 ISBN 0-7388-4222-2
  8. Mali rebels seize Timbuktu — Telegraph
  9. Боевики-туареги провозгласили независимость региона Азавад на севере Мали
  10. Lenta.ru: В мире: Потерянные святыни
  11. Heritage sites in northern Mali placed on List of World Heritage in Danger. // whc.unesco.org. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 11 июля 2012.
  12. http://jv.gilead.org.il/dima/cinq/index.html Жюль Верн. Пять недель на воздушном шаре
  13. Un patrimoine inestimable en danger : les manuscrits trouvés à Tombouctou, par Jean-Michel Djian dans Le Monde diplomatique d’août 2004.
  14. Reclaiming the Ancient Manuscripts of Timbuktu
  15. Stars of the Sahara, " New Scientist, 18 August 2007: 37-39
  16. Timbuktu — World Heritage (Unesco.org)
  17. Photos from "KAYAKING TO TIMBUKTU". National Geographic Adventure. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  18. http://www.sz-online.de/nachrichten/artikel.asp?id=554820 Von China bis nach Mali — Chemnitz ist international] Sz Online — 11 December 2003
  19. «Search on for Timbuktu’s twin» BBC News, 18 October 2006. Retrieved 28 March 2007

Ссылки

  • Древние манускрипты из Томбукту в библиотеке конгресса США  (англ.)
  • Сахарские путешествия Ибн-Батуты  (англ.)
  • Тимбукту на wikitravel

Томбукту.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01