22-10-2023
Торговля майя — направление экономики, игравшее фундаментальную роль в развитии цивилизации майя[1]. Долгое время было распространено мнение, что майя по чисто географическим причинам не могли вести активную торговлю, так как со всех сторон их страну окружали болота и горы, однако затем выяснилось, что большую часть своих товаров майя везли морем. Ныне известно, что майя вели оживлённую торговлю, как внешнюю, так и внутреннюю[2]. Торговля осуществлялась, в целом, между тремя природными регионами Центральной Америки: побережьем, низменностями и высокогорьями[3].
Внешнюю торговлю майя вели с ацтеками на севере и жителями современных Коста-Рики и Панамы на юге. Торговали майя множеством вещей, в первую очередь продуктами: солью, маисом, рыбой и другой едой.
С территории современного Гондураса на рынок поставлялись алебастровые сосуды и какао[4], с Юкатана на рынок шли по большей части продукты питания: маис, мёд, фасоль, рыба, а также воск, ткани, перья водоплавающих птиц, хлопок и кремень для ножей. Из Гватемалы шли шкуры зверей, перья птицы кецаль, яшма, обсидиан и нефрит из гор, ценные породы деревьев для изготовления ритуальных предметов, копал и базальт для растирания зерна[4][5]. Из других стран к майя приходили драгоценности, например золото, керамика и изделия из меди и горного хрусталя[4]. Из горных районов к майя шли нефрит и обсидиан. С Карибского моря доставляли шипы скатов-хвостоколов, использовавшиеся жрецами майя для кровопусканий во время жертвоприношений[5].
В 1-м тысячелетии внешняя торговля майя была крайне развита и носила профессиональный характер[6]. Уже в то время существовал целый город Цибилчальтун, существовавший только за счет добычи и продажи соли[7]. В доклассический период майя уже вели активную торговлю с ольмеками[8].
В постклассическую эпоху особо развилась морская торговля, что позволило построить морские порты на берегах полуострова Юкатана, а также на близлежащих островах (к числу таких поселений относятся Тулум и поселок на территории острова Косумель). В поздний постклассический период майя начали вести оживленную торговлю с ацтеками[9].
В какой-то момент в результате серии войн пути торговли сместились. В первую очередь стали использовать морские торговые пути, что привело к тому, что товары перестали поступать в города центральной низменности. Это привело к тому, что в низменности началась нехватка обсидиана и соли и как следствие, сельское хозяйство и повседневная жизнь в центральной низменности сильно усложнились[10].
Сами майя экспортировали множество товаров, среди которых особой популярностью пользовался копал, который использовали как ладан по всей Центральной Америке. Из городов Пьедрас-Неграс, Йашчилан и Паленке торговцы майя развозили копал во все страны Центральной Америки[5].
Испанский епископ Диего де Ланда писал о торговле юкатанских майя следующее:
Занятие, к которому они наиболее склонны, была торговля. Они вывозили соль, ткани и рабов в землю Улуа и Табаско, обменивая все это на какао и камешки (нефрит. — В. Г.), которые служили у них монетами.
Майя торговали со всей Мезоамерикой — от Западной Мексики до Панамы и даже Колумбии, в их городах найдены предметы с побережий обоих океанов[2].
Также майя экспортировали кремень, кошениль и квасцы[5].
В 400 году до н. э. — 250 году н. э. начали высоко ценится перья кецаля, нефритовые и обсидиановые изделия и морские раковины[11].
Какао-бобы также были важным товаром. Основным предназначением какао-бобов у майя было приготовление шоколада, это был предмет роскоши, также часто использовавшийся в качестве валюты. Какао-бобы на рынок доставляли фермеры, использовавшие для этой цели каноэ либо большие корзины, которые они носили на спинах[8].
Ещё одним товаром были произведения искусства. В различных городах майя производились различные произведения искусства (например, в Каминальхуйу создавали объекты из обсидиана), которые высоко ценились среди элитного класса[8].
Большим спросом во внутренней торговле пользовался обсидиан, использовавшийся для изготовления лезвий, метательных наконечников, а также различных инструментов для полировки, перфорации и соскабливания[8]. Город ацтеков Теотиуакан был тесно связан с торговлей обсидианом, хотя его роль в этой торговле — был-ли этот город крупнейшим производителем, либо крупнейшим потребителем обсидиана, неясна[10].
Также крайне важным товаром внешней и внутренней торговли была соль[4][5]. Соль была одним из основных товаров майя, были выстроены даже специальные дороги для перевозки соли[5]. Соль была товаром, которым майя торговали с жителями внутренних территорий, в 1-м тысячелетии нашей эры[11]. В первую очередь именно на экспорте соли (а также хлопчатобумажных тканей) было основано торговое процветание севера Юкатана[2]. Кроме пищевого использования, соль также употреблялась во время смерти и родов, для лечения (в медицине майя соль использовалась для лечения лихорадки[10]) и в религиозных целях[8].
Важными товарами как во внешней, так и во внутренней торговле были рабы, разного возраста и пола[4].
Большая часть сделок совершалась в форме натурального обмена, однако существовали и товары, игравшие роль своеобразной валюты, например какао-бобы, бывшие главной «валютой» торговцев[4][2]. За какао-бобы можно было купить всё что угодно. По словам Гонсало Фернандеса де Овьедо, индейцы майя относились к какао-бобам с таким же вниманием и уважением, как христиане — к золоту или деньгам, потому что эти бобы выполняли у майя роль денег для покупки любых товаров. Фернандеса де Овьедо приводит даже конкретную стоимость некоторых товаров: по его словам, в провинции Никарагуа кролик стоил 10 какао-бобов, а один раб — 100[2][4]. Какао-бобы часто подделывали, наполняя пустую кожицу землёй и песком. Поэтому какао-бобы, перед тем как их взять, сдавливали, подобно тому как в других местах пробовали серебряную монету. Подделка какао-бобов считалась преступлением и рассматривалась в судах[5]. Кроме какао в качестве средств для расчётов майя использовали нанизанные на нитку красные ракушки, бусины из нефрита, плоские топорики и бубенцы из бронзы, чья цена определялась размером[4].
Контракты, которые заключали между собой купцы майя, были устными, письменные контракты не использовались. Под конец сделки, для подчеркивания общепринятого у майя правила «законности через публичность», проводилось публичное распитие спиртных напитков[5].
Торговые пути майя возникли одновременно с появлением этого народа. Между горными районами Гватемалы и побережьями обоих океанов вначале были проложены тропы, вдоль которых позднее была построена хорошо развитая система торговых дорог[5]. Уцелели карты сухопутного пути, который вел из древнего города Шикаланго в современный Гондурас[2]. В «Пополь-Вух» говорится о месте пересечения четырёх торговых путей. Каждому направлению соответствовал свой цвет: «Одна из четырёх дорог была красной, другая чёрной, третья белой, и чёрная дорога сказала ему: я та, которую ты должен выбрать»[5].
По территории страны майя протекала всего лишь одна крупная река — Усумасинта, которая была судоходна до места выше нынешнего города Пьедрас-Неграс. Общая протяжённость речного торгового пути по Усумасинте составляла примерно 400 км[5]. Согласно гипотезе исследователя Эрика Томпсона, в древности существовал морской торговый путь вдоль всего Юкатана. Западным концом этого пути был Шикаланго, восточным — юг Гондурасского залива. Частично правильность этой гипотезы подтверждена археологическими находками[2].
Согласно воспоминаниям Эрнандо Кортеса, сухопутные торговые пути майя были вымощены камнями, также возле дорог имелось множество постоялых дворов[5].
Наиболее детальная информация известна о торговых путях на полуострове Юкатане. Одним из самых важных торговых центров был город Шикаланго, располагавшийся на побережье Мексиканского залива на растоянии нескольких километров от лагуны Терминос, в этом городе торговали торговцы с Юкатана, ацтекские торговцы (известные как почтека), а также, торговцы с юга[2][5]. В Шикаланго доставляли множество товаров, среди них были: соль, мёд, воск, кукуруза, хлопчатобумажные ткани, для хранения товаров в Шикаланго были предусмотрены специальные каменные торговые склады[5]. Также важным торговым пунктом был город Потончан, куда доставлялись товары по реке Грихальве, а также товары с морских путей по западному побережью полуострова Юкатана[2].
Город Тикаль был сухопутным торговым центром, в классический период он был «посредником» между Гватемалой и остальными городами майя. Однако, затем были проложены морские пути, оказавшиеся более выгодными, чем сухопутные. В результате этого, Тикаль перестал быть торговым центром и начался отток из него жителей[10].
Город Канкуэн достиг расцвета и богатства исключительно благодаря торговле. Согласно мнению археологов, Канкуэн заключил союз с неизвестным городом и поставлял ему товары, что позволило царям города получить большую власть[10].
Большое торговое значение имел остров Кайе Амбра. Жители этого острова имели доступ к значительным запасам соли, а также создавали различные объекты из керамики, также шедшие в продажу. Благодаря расположению острова, купцы с него имели контроль над морскими торговыми путями. Есть предположение, что в постклассический период купцы этого острова фактически контролировали остальной мир майя[10].
Имелись и специализированные торговые центры, например город Экаб, бывший крупным торговым центром, в котором, благодаря находившейся рядом с городом соляной лагуне, торговали, в основном, именно солью. В этом городе лишь определённым группам населения разрешалось собирать соль, а правители Экаба брали за соль большой налог[5].
Иногда торговыми центрами становились религиозные центры, например Чичен-Ица была конечной целью многих паломников, которые кроме религиозной цели своего паломничества, имели также и торговую цель[5]. Кроме того, на северо-восточном побережье Юкатана, находился идол богини луны. Этот идол крайне почитался паломниками, однако, судя по большому количеству разных предметов, со всех концов Юкатана, у этих паломников были и торговые намеренья в этом регионе[2].
Особое положение имело государство майя-чонталь Акалан. Это государство, по всей видимости, являлось своеобразной торговой республикой, наподобие средневековой Венеции. Эрнан Кортес утверждал, что правителем этой республики является её богатейший торговец:
В Акалане есть многочисленные торговцы и люди, торгующие во многих местах и богатые рабами и другими вещами, которые обмениваются в этой земле… Как мне удалось узнать, здесь нет иного верховного правителя, кроме наиболее богатого торговца, имеющего большую торговлю по морю с помощью своих судов, и таковой есть Апасполон… И это по причине того, что он очень богат и торгует до такой степени, что даже в городе Нито… он имел квартал со своими агентами и, вместе с ними, своего родного брата, торговавшего своими товарами.
Кортес описывал Акалан как государство огромных размеров, в котором много людей и городов, а также много торговцев, использовавших рабов для транспортировки товаров. Среди основных акаланских товаров он упоминал ткани, красители, свечное дерево (длинные сосновые смолистые щепки), используемые в качестве свечей[5]
Экономика страны целиком зависела от внешней торговли и когда испанские походы нарушили систему торговых путей, государство быстро пришло в упадок и погибло[2].
Первыми европейцами, увидевшими торговую лодку майя, были матросы Христофора Колумба. В 1502 году знаменитый путешественник отправился в свое четвёртое плаванье в Америку и открыл остров Гуанаха, находившийся вблизи Гондураса. Открыв его, мореплаватель повернул на юг и медленно поплыл по Гондурасскому заливу. Неподалеку от острова Колумб наткнулся на огромную лодку, о встрече с которой сохранились воспоминания Бартоломе Колумба, брата великого мореплавателя:
Мы встретили индейскую лодку, большую, как галера, шириной в 8 шагов, сделанную из одного ствола дерева. Она была нагружена товарами из западных областей… Посредине лодки стоял навес из пальмовых листьев, который защищал тех, кто находился внутри, от дождя и морских волн. Под этим навесом разместились женщины, дети и весь груз. Люди, находившиеся в лодке, хотя их было 25 человек, не стали защищаться от преследовавших их шлюпок. Поэтому наши захватили ладью без борьбы и привели всех на корабль, где адмирал вознёс всевышнему благодарственную молитву за то, что без всякого ущерба и риска для своих он узнает о делах этой земли.
Это была первая встреча европейцев с кораблями майя. Очевидно лодки майя вмещали не менее 40 человек, ибо в цитате упоминаются кроме 25 гребцов ещё женщины и дети под навесом. Лодки майя были долбленками, то есть были сделаны из одного дерева, подобные лодки упоминаются также Фернандесом де Овьедой и Берналем Диасом, спутником Кортеса. Именно таковы и были торговые лодки майя, в которых груз и торговец размещались под навесом, на возвышении, а гребцы приводили лодку в движение, у некоторых лодок также был парус[2].
Насколько известно, в отличие от положения в обществе ацтекского торговца, занимавшего среднюю ступень между простым народом и знатью, у майя торговцы, именовавшиеся пполом (другой вариант — пполмс[5]), были скорее на одном или почти одном уровне со знатью. Простые торговцы перевозили свои товары в основном на лодках, в то время как крупные (ах пполом йок) снаряжали для транспортировки товара внушительные караваны рабов, которые под конец торгового похода также продавались в качестве живого товара[4]. Майя считали, что Полярная звезда была покровительницей ах пполом йок. Во время передвижения по дорогам, ах пполом йок должны были жечь копал[5].
У купцов был свой бог по имени Эк-Чуах, они не платили налоги, а также у них были свои особые правила поведения в обществе. Предположительно, в городе ацтеков Теотиуакане у торговцев майя был собственный торговый квартал. Часто бывало, что торговлей занималась знать, например, в сообщении Ланды, когда он сообщал об убийстве членов семьи Кокомов, есть такой фрагмент
Сын Кокома избежал смерти, так как он отсутствовал, занимаясь торговлей в земле Улуа.
Соответственно торговцы занимали не последнее положение в обществе, состоя как минимум частично из представителей знати. В целом же торговцы относились к страте специалистов, занимавшей положение между знатью и сельским людом[12].