04-06-2023
Торже́ственная ме́сса ми мажо́р для четырёх солистов, четырёхголосного хора и оркестра — торжественная месса (лат. missa solemnis) Л. Керубини, сочинённая в 1818 году. Это третья из шести месс, написанных композитором, пока он руководил парижской Королевской капеллой (в эпоху Реставрации). При его жизни никогда не издавалась. Поскольку месса начинается в одноимённом ми миноре, иногда её обозначают этой тональностью.
Содержание |
Месса состоит из шести номеров, которые, впрочем, легко разбиваются на отдельные структурные части, хотя резкого перехода между ними почти никогда нет.
Характер музыки мессы удивительно разнообразен. Открывающее её Kyrie и его жалобными интонациями, напоминающими едва ли не плач, вполне могло бы сослужить интроитом какому-нибудь реквиему (Керубини окончил свой знаменитый до-минорный реквием всего за два года до написания этой мессы). Следующая затем Gloria выделяется своей бравурностью. Оркестр в ней полнозвучен, обилие ударных уже не поражает (сочинённую всего за двадцать лето до этого Мессу in tempore belli Й. Гайдна окрестили за это «Paukenmesse» — мессой литавр). Музыка переливается, блестит, как бы играя со слушателем — то хор громко поёт «Gloria» (слава), то затаившись, «pax» (мир), то снова, с наскоком, почти почти выкрикивается по многу раз «Gratias» (благодарения). Появляются наконец солисты (Domine Deus — Господи Боже), обращающиеся к Богу. Хор поддерживает их, и, когда всеобщее единение в молении, казалось бы, доходит до предела, наступает момент Qui tollis (берущий на себя грехи). Наивысшего напряжения музыка достигает на последнем «miserere», разрешаясь в повторение старой темы («Quoniam tu solus»), которая звучит после этого напряжения ещё более громко. Кода в Gloria служит для завершения того объединения солистов с хором, которого не состоялось чуть ранее.
Credo всегда является важнейшей частью мессы. Вместе с тем, это самая сложная её часть для музыкального решения — из-за длинноты текста и его полнейшей ритмической неупорядоченности. Часто её пытаются сократить за счёт быстрого темпа. Керубини поступает иначе. Следуя традиции, он даёт все слова до Et incarnatus сразу. В размеренном движении хора, в его четырёхдольной поступи чувствуется столь нужная для Символа веры уверенность людей в том, что они говорят. Женская половина хора поёт про Бога-Отца, мужская — про Бога-Сына. Весь хор целиком заявляет, что Бог сошел на землю. Солисты рассказывают историю Иисуса Христа: начинаясь светлым, лёгким сопрано, она уходит в бас и, как положено, затихает там на словах «passus et sepultus est» (страдавший и похороненный). Струнные нетерпеливо дают одну и ту же ноту, наконец всё взрывается в Et resurrexit (и воскрес). Возвращается первый отдел Credo, теперь в виде квартета солистов (Et in spiritum sanctum — И в Святого Духа), который затем переходит в убедительнейшие слова хора о Церкви (Et unam sanctam). В конце помещается традиционное торжественное фугато Amen.
Sanctus удивляет краткостью Benedictus: хотя он исполняется всё-таки солистами, ради достижения полного единства всего номера, Керубини отводит ему лишь шесть тактов. В результате получается мощная светлая молитва, смешение фанфар, литавр и хорового пения, наглядно рисующее картину Осанны в вышних (Osanns in excelsis). Напротив, не входящая в ординарный чин O salutaris hostia, но столь любимая Керубини, чистотой, прозрачностью и почти полным отсутствием оркестра (играют только струнные, причём очень тихо) производимым эффектом напоминает антифоны. Заключительный Agnus Dei весь пронизан идеей мира (pax). Моление о нём начинается уже самой первой мягкой фразой валторн, затем осторожно вступают солисты, затем наконец хор, постепенно всё затухает и разрешается тихим мажорным аккордом, обещающим только хорошее. Керубини показывает, насколько сильно желает покоя и себе, и истощённой Революцией, войнами и переворотами Франции.
Партитуры мессы в свободном доступе нет.
Торжественная месса E-dur (Керубини).