17-10-2023
Торопецкая икона Божией Матери | |
Дата появления: |
XIV век |
---|---|
Иконографический тип: | |
Место нахождения: |
Государственный Русский музей. |
Торопецкая икона Божией Матери (Богоматерь Торопецкая и Никола) — происходящая из Корсунско-Богородицкого собора города Торопца древняя икона Богородицы с младенцем Иисусом. Относится к иконописному типу Одигитрия.
По местному торопецкому преданию, получила отождествление с чтимой Корсунской иконой, хотя имеет с ней различную иконографию. Также известны попытки отождествить её со знаменитой Ефесской иконой Евфросинии Полоцкой.
Содержание |
Размеры иконы — 82,5 х 60,5 х 3,0 мм. Несмотря на то, что живопись от времени потемнела, в начале XX века цвета красок были легко различимы. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца.
История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII—XVIII века, когда в Торопце на царские деньги строится первый Корсунско-Богородицкий собор. Тогда же было написано первое сказание о ней. «В Торопце очень почитаема, её выносили во время захватнических войн, в периоды осады городка»[1]. В городе икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой.
Относительно более раннего этапа в истории образа не существует единого времени, равно как и о времени её создания. В большинстве публикаций икона датируется XIV веком, однако доктор искусствоведения Лев Лившиц настаивает на отнесении её к XIII веку[1]. Распространено также мнение, что иконописец пытался прописать более ранний образ XII века, правда, в ходе реставрационных работ эта гипотеза не нашла подтверждения[1].
Ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина полагает, что это копия с иконы, упомянутой в житии Евфросинии Полоцкой[1]. Согласно житию, эту богородичную икону прислал из Эфеса на Русь греческий царь из династии Комнинов. Огромный двусторонний выносной образ быстро ветшает. Судя по сохранившейся живописи, в XIV веке его полностью переписал мастер псковской школы. По гипотезе Шалиной, Ефесская икона могла быть перевезена из Полоцка в Торопец во время Ливонской войны бежавшими от наступления поляков монахинями Спасо-Ефросиньевой обители[1].
В популярной литературе встречается и более романтичный рассказ о происхождении иконы. В начале XXI века образ попал в подмосковную церковь Александра Невского, где рядом с ним вывесили пояснение, связывающее её появление в городе Торопец со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава. Икона якобы стала отцовским благословением невесты на брак. Обычно эту легенду приводят в связи с Феодоровской чудотворной иконой из Костромы. По мнению Шалиной, это «антилитургическое предание… явно придумано с целью удревнить торопецкую икону»[1].
После революции 1917 года торопецкие церкви были закрыты, но духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, где находящуюся в аварийном состоянии сохранности икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Русский музей Ленинграда. Результаты исследовательско-реставрационных работ подтвердили сложнейшую и запутанную жизнь древней иконы.
По словам начальника отдела древнерусской живописи Ирины Соловьевой, музейные реставраторы «немного „увлеклись“ — счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги Младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы».[2] Живопись и художественные особенности иконы позволяют сделать вывод, что древний образ XII века не сохранился. В XIV веке при неизвестных обстоятельствах он был заменен новым памятником, причем написанным псковским мастером[3].
По мнению экспертов Музея имени Андрея Рублёва, «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы» являются элементарными огрехами реставрационного вмешательства. Оплошности реставрационного вмешательства 1937 и 1957 годов (расчистка Н. В. Перцева) признают и сотрудники Русского музея — И. В. Соловьева и И. А. Шалина[4]. По словам последней, «утраты слоев на руке и ноге младенца… относятся к невосполнимым фрагментам»[1].
Оригинал иконы до 3 декабря 2009 года находился в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге[5].
В ноябре 2009 года Министерство культуры Российской Федерации приняло решение о временной передаче иконы из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского, только что построенную рядом с посёлком «Княжье озеро» Истринского района Московской области на средства предпринимателя Сергея Шмакова.[6]
Письмо Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на имя Министра культуры РФ А. А. Авдеева, датированное 24 ноября 2009 года, было рассмотрено министром в тот же день, прошло все инстанции и уже в полдень[7] 25 ноября 2009 года в адрес Государственного Русского музея факсом отправлено руководящее письмо за подписью Директора департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р. Х. Колоева. Господин Колоев этим письмом информирует директора ГРМ о том, что возглавляемый им Департамент «рассмотрел данный вопрос и считает возможным передачу иконы „Богоматерь Одигитрия“ в религиозную организацию сроком на один год». В размещённом на сайте министерства официальном «Комментарии Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры России по вопросу временного экспонирования иконы „Богоматерь Одигитрия“ — Корсунская» заявляется, что «30 ноября Реставрационный совет музея и экспертная фондово-закупочная комиссия приняли решение о возможности временного экспонирования иконы при обеспечении её оптимальных условий хранения и возможность её транспортировки в специальном киоте, обеспечивающим должный уровень температуры и влажности»[6].
27 ноября 2009 года группа сотрудников Государственного Русского музея, не согласных с решением Министерства культуры РФ о передаче иконы, направила письмо Президенту России Д. А. Медведеву, где ими было заявлено, что «любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией»[4]. Возражали против транспортировки иконы некоторые сотрудники отдела древнерусского искусства Института искусствознания Минкультуры[8].
В ночь[9] со 2 на 3 декабря 2009 года икона была тайно[9] перевезена в Церковь Александра Невского в Княжьем Озере[10]. По словам директора Русского музея Владимира Гусева, дата перевозки держалась в тайне во избежание возможных провокаций и с целью соблюдения необходимых предосторожностей[9]. По словам заместителя директора Русского музея Ивана Карлова, перевозка прошла успешно. В самом храме созданы идеальные условия для хранения иконы. Смонтировано оборудование, при помощи которого в режиме онлайн сотрудники Русского музея имеют возможность круглые сутки получать видеокартинку изображения святыни, данные о влажности и температуре[11]. В храме икона находится в специальной полностью герметичной витрине-киоте («валиокассете») с собственной установкой микроклимата стоимостью более трехсот тысяч долларов, созданной на средства Сергея Шмакова[12].
В апреле 2011 года директор Государственного Русского музея Владимир Гусев выступил с заявлением о необходимости возвращения иконы в собрание музея и предъявления её специалистам-реставраторам, поскольку есть основания беспокоиться за сохранность иконы[22]. Владимир Гусев считает, что заявления об улучшении состояния иконы после её размещения в подмосковном храме не имеют под собой реальных оснований[23]. При этом представители общественности выражают сомнение, что икона Торопецкой Божьей Матери когда-либо вернется обратно в музей[24][25]. В июле 2011 года в интервью министр культуры РФ А. Авдеев на вопрос о сроке возвращения иконы заявил: «Ну это разумные сроки — полгода, год»[26].
В начале ноября 2011 г. губернатор Полтавченко написал в «Твиттере», что после реставрации икону «поместят туда, откуда в свое время изъяли, — в Торопецкий монастырь»[27]. Тогда же Ирина Шалина заявила журналу «Огонёк», что после хранения иконы в витрине-киоте на красочном слое иконы стали появляться характерные дефекты, называемые на сленге реставраторов «грядками»[1].
Торопецкая икона Божией Матери.