01-10-2023
Тоталитарная эстетика — особое проявление эстетики, типичное для тоталитарных режимов XX века, таких как нацизм в Германии, сталинизм в СССР, фашизм в Италии , маоизм в Китае и др. Тоталитарное искусство — особый тип массовой культуры, реализуемой под жёстким контролем государства в соответствии с государственной политикой в области культуры. Целью и смыслом этого искусства является пропаганда идеологии правящей партии[1].
Содержание |
Тоталитарная эстетика характеризуется приверженностью монументальным формам, часто граничащим с гигантоманией[2][3][4], жёсткой стандартизацией форм и техник художественного представления (см. социалистический реализм), преимущественным использованием прямых линий, геометрических форм (часто устремлённых вверх), а также определённого цвета (как правило, красного). Практически полностью отсутствует индивидуализация, люди изображаются как собирательный образ или как однородная масса[2]. Используется массовая хореография, хоровое пение, демонстрации физкультурников и т. п. Подчёркивается физическая сила, ручной труд, атлетизм[5][6].
Тоталитарная эстетика сформировалась во многом под влиянием авангардных художественных течений 1920-х — 1930-х, таких как футуризм, экспрессионизм и конструктивизм. Характерно также обращение к образам древней истории, использование их для подчёркивания связи с великими предками[2].
После Первой мировой войны одной из тенденций в искусстве стала «демократизация», то есть стремление сделать искусство доступным и понятным всем благодаря использованию универсальных форм и тем.
Голландский художник Пит Мондриан стал одним из ярких выразителей этой тенденции. В его понимании идеальная эстетика — это эстетика строгих геометрических форм. В СССР в 20-е годы XX века главенствующие стили — конструктивизм и рационализм (весьма родственные, но тем не менее, имеющие ряд характерных отличий).
Графика и в особенности искусство плаката широко используются в пропаганде при тоталитарных режимах[7].
Кинематограф в значительной степени подвергся влиянию тоталитарной эстетики. Яркими представителями в этой области стали Лени Рифеншталь и Сергей Эйзенштейн.
Выразителями идей нацистской эстетики стали Альберт Шпеер в архитектуре и Арно Брекер, Йозеф Торак в скульптуре.
Среди советских архитекторов можно выделить Б.Иофана, Д. Чечулина, И.Голосова. В целом, в архитектуре тоталитаризма прослеживается связь с античными, ренессансными и барочными тенденциями[3]. Существует даже термин — «сталинский ампир» (иногда его называют «сталинским классицизмом»).
Тоталитарная и милитаристская эстетика присущи некоторым музыкальным группам, например Laibach, Joy Division, Death in June, Haus Arafna, отчасти Pink Floyd (периода альбома The Wall), Rammstein, Marilyn Manson, Pet Shop Boys, советским рок-исполнителям — Алиса, Nautilus Pompilius и т. д. В лирике этих и других групп можно встретить жёсткую критику тоталитаризма, в том числе тоталитаризма западной массовой культуры. Иногда эта критика подаётся в ироничной форме, и может показаться, что она даже поддерживает тоталитарный строй. Прямые или косвенные отсылки к тоталитаризму характерны для многих индастриал групп, в частности, представителям стиля martial industrial.
В настоящее время массовая культура с элементами тоталитарной эстетики присутствует в КНДР, Китае и Туркменистане.
Кроме того, определённые элементы, присущие тоталитарной эстетике, воспроизводятся в западной поп-культуре. В качестве примера можно привести видеоклип группы Pet Shop Boys на песню Go west.
Подобная эстетика также встречается в компьютерных играх. Так например, игра TimeShift выполнена в монументальной эстетике, навеянной Третьим рейхом.
Тоталитарная эстетика.