19-06-2023
Америка́нский племенно́й сти́ль (Трайбл, АТС) (англ. American Tribal Style Bellydance)— это импровизационный групповой танец, созданный Каролиной Нериккио (Carolena Nericcio) и её труппой FatChanceBellyDance.
Содержание |
Джамила Салимпур училась танцевать по рассказам своего отца, которому не раз доводилось смотреть представления Гавази во время службы в Египте. Многое ей объясняла их египетская домовладелица, другие знания Джамила черпала из фильмов. В начале 1950-х она стала преподавать танец живота сама, но будучи самоучкой, она не знала что и как давать, так что все сводилось к тому, что ученицы просто заучивали её танец. В 1960-х Джамила переехала в Сан-Франциско и стала совладелицей кабаре «Багдад» на Бродвее. У танцовщиц из Средней Азии, нанятых для работы в заведении, она многому научилась и сумела каталогизировать движения, которые они использовали в своих представлениях. Так Джамила заложила основу трайбла.[1]
Создание Бал-Анат можно отнести к 1968 г. Тогда ученики Джамилы стали уезжать на проходившую тогда в Северной Калифорнии «Ярмарку Возрождения» («Renaissance Pleasure Faire»оф. сайт, чтобы выступать там с импровизированными сольными номерами. Это подтолкнуло Джамилу к организации труппы под названием Бал-Анат для подготовленных выступлений своих учеников. Это было варьете, где американские студенты Джамилы представляли танцы и музыку Египта, Марокко, Турции, танец Улед Найль (Алжир). В 1973 к труппе присоединился юный Джон Комптон. Он исполнял мужской танец с подносом.[2]
В 1970 г. Маша Арчер покинула Джамилу, отучившись у неё 2,5 года, чтобы создать собственную труппу — San Francisco Classic Dance Troupe. Её взгляды на танец, его стиль и подачу отличались от общественного мнения о восточных танцах. Маша считала, что сам танец и женщины, его исполняющие, достойны большего, но в то время ей приходилось мириться с неуважением к танцовщицам со стороны владельцев клубов. В течение 7 лет Каролина Нериккио обучалась у Маши Арчер в шутку называя её стиль танца живота «трайбл Ар-Нуво» из-за своеобразных костюмов, которые по задумке Маши отражали связь с европейским искусством. Её труппа выглядела необычно, напоминая разные восточные племена.[1] Маша отказалась от использования сугубо арабской музыки и выступлений в ресторанах, предпочитая разные культурные события и разнообразную музыку, как фольклорную, так и классическую.
Каролина занималась у Маши Арчер с 14 лет. В 1987 г. она организовала собственную труппу, которую назвала Fat Chance Belly Dance. Каролина взяла у Джамилы концепцию племенного танца, когда танцоры стоят в хоре в форме полумесяца и спонтанно выходят в центр, чтобы выступить, а у Маши концепцию единообразия костюмов для выступающих одновременно. Кроме того высоко поднятая грудь танцовщицы также отсылает к Маше Арчер. Каролина использует в основном музыку народов Северной Африки и Средней Азии, а движения танца сохраняет практически в оригинальном виде. В статье об истории АТС[1] Каролина отметила, что хотела бы видеть танцовщиц на большой сцене в достойных условиях, но она понимает, что в этом случае определенная часть танца будет утеряна, то есть важной составляющей АТС всегда было взаимодействие со зрителями.
Стилистику танца можно охарактеризовать как смесь египетского танца живота, традиционных индийский танцев и фламенко. Основополагающий принцип исполнения — это синхронная импровизация. Танец исполняется танцовщицами в группах от 2 до 4 человек, которые спонтанно формируются из стоящего позади хора. В солирующей группе впереди слева находится ведущая танцовщица. Существует довольно обширный словарь движений и перестроений, который знает каждая танцовщица. Синхронность действий достигается постоянной невербальной коммуникацией между выступающими. Поэтому часто со стороны это выглядит, как постановка. К сожалению, от зрителя ускользает этот вдохновляющий момент, когда понимаешь партнера по одному только взгляду.
В качестве аккомпанемента используются сагаты и фольклорная, а также современная музыка. Чаще всего одновременно, иногда только сагаты. Существует несколько базовых ритмов, некоторые из которых исполняются только с определенным движением из танцевального словаря. Сагаты также иногда используются в Трайбл Фьюжн.
Каролина Нериккио
Руководитель студии и ведущий преподаватель АТС
Вэнди Аллен
Помощник руководителя и преподаватель
Кристин Адамс
Преподаватель
Любит путешествовать и фотографировать. Собирается совершить кругосветное путешествие, останавливаясь у танцовщиц АТС, чтобы по возвращению написать книгу о том, как Трайбл распространился за время своего существования.блог Кристин
Каэ Монтгомери
Преподаватель
Каэ покинула свою родину, Японию, весной 2007 г., чтобы изучать АТС в студии FCBD в Сан-Франциско. Уже через год она стала членом Red Lotus, группы лучших студентов студии, а с 2009 г. входит в основной состав FCBD.
В студии также преподают Анита Лавани, Сэнди Болл, Марша Полин, Сюзанн Элиот и Стефани Кэлли.
Танцевальный стиль, основанный на АТС. Идея ТФ в том, что исполнительница выражает себя, смешивая элементы и стилистику близких ей стилей танца с базой АТС. Fusion — с англ. «смесь». ТФ — это огромное поле для творчества, но первостепенным остается Трайбл. Отличительными чертами ТФ от стилизованного под него шоу-бэллиданса считаются обязательное знание базы движений, характерная постановка корпуса и рук. Включает как индивидуальную импровизацию (в том числе соло под живые барабаны) и постановку, так и групповую постановку.
Существует несколько основных направлений Трайбл Фьюжн:
Индийский ТФ
Фьюжн с Бхаратанатьям, Кучипуди, Одисси и др. классических индийских танцев.
Трайблеск
Фьюжн с элементами образов, характерных для водевиля и оперетт в стиле Бурлеск. В хореографии или образе часто присутствует небольшая комическая история.
Трабарет
Фьюжн с кабаре-бэллидансом, Ракс Шарки. Движения более расслабленные. В отделке костюма могут использоваться стразы, пайетки и др. атрибуты костюмы для классического танца живота.
Трайбл-фламенко
Фьюжн с элементами фламенко.
Винтаж трайбл
Чаще всего узнаваемая стилистика 20-х годов.
Славянский трайбл
Фьюжн с элементами русских народных танцев. Из-за некоторых принципиальных отличий Трайбла от русских народных танцев (техника, музыка, её интерпретация и т. д.) славянский трайбл считается сложным направлением. Первопроходцами считаются коллективы «Серебряная ночь» и «Уйбаба».
Импровизационный трайбл, Improvisational Tribal Style
ITS (произносится «АйТиЭс») — это фьюжн базы АТС с личным стилем исполняющего коллектива. Суть в том, что отдельный коллектив разрабатывает собственный словарь движений на основе словаря АТС. Импровизировать таким образом возможно только в своей группе. Изобретение коллектива «Унмата».
В 2008 г. Российская Федерация Трайбла (рук. Светлана Дворецкая) провела Первый фестиваль трайбла в Москве.
В 2009 г. Каролина Нериккио провела в Хельсинки обучающий интенсив преподавателей АТС, состоящий из 3 этапов: Tribal Pura, General Skills и Teacher Training. Трайбл-сообщество России обрело двоих сертифицированных Каролиной преподавателей АТС: Оксана Песляк (СПб) и Светлана Дворецкая (Москва).
В 2010 г. в Санкт-Петербурге открылся Центр Трайбл-культуры (рук. Оксана Песляк).
С тех пор в разных городах было проведено несколько фестивалей, включающих обучающие сессии, мастерклассы по АТС и Трайбл Фьюжн, в том числе с участием членов FCBD, иностранных звезд ТФ, таких как Шэрон Кихара, Рэйчел Брайс, Манса Павли и др. Подробно об этих событиях можно будет прочитать несколько позже.
Рейчел Брайс
Рейчел Брайс
Рейчел Брайс
Рейчел Брайс
Рейчел Брайс
Рейчел Брайс
Трайбл.