18-10-2023
Гродно (Белоруссия) является крупным транспортным узлом, расположенным на перекрестке путей, соединяющие Запад и Восток. В городе функционирует железнодорожный вокзал, автовокзал, аэропорт, развита сеть общественного автобусного и троллейбусного транспорта и такси.
|
|
|
Железнодорожный вокзал в 1982 году | Железнодорожный вокзал в 2012 году на завершающих стадиях строительства | Железнодорожный вокзал сегодня |
В городе расположен железнодорожный вокзал, который ежедневно обслуживает до 30 пар поездов (в том числе международного, внутриреспубликанского и пригородного сообщения)[1] и до 10 тысяч человек[2]. Вокзал принимает и отправляет поезда в такие города, как Минск, Москва, Санкт-Петербург, Унеча, Витебск, Гомель, Брест, Мурманск, Белосток и др.[1]
На расстоянии 18 км от города находится аэропорт «Гродно», который может принимать самолёты любого класса[1]. Аэропорт имеет статус международного, который был присвоен в 1993 году[3]. Площадь аэропорта — 225,2 гектар[3].
Гродно связан с другими городами автобусным сообщением. Ежедневно с гродненского автовокзала отправляется около 3750 пассажиров[1].
Также в Гродно находится речной порт[к 1].
В Гродно впервые тема городского автобусного сообщения возникла в 1929 г. Комиссия решила, что в Гродно могут курсировать минимум четыре автобуса. Цена за проезд должна составлять не менее 25 грошей.
Уже в следующем году на улицах появились первые городские автобусы. 23 января состоялось заседание городского Совета, в повестке дня которого было предоставление права на открытие городского автобусного сообщения. К тому времени Совет имел на выбор шесть представленных на рассмотрение вариантов. Он принял решение передать право на открытие автобусного сообщения Союзу городских извозчиков, который с этой целью создал кооператив.
Городское автобусное сообщение на момент начала его деятельности должно быть организовано на двух линиях, а именно по следующим маршрутам:
Время работы автобусов на маршрутах — с 6 часов 30 минут до 23 часов 30 минут.
На заседании 1 апреля 1930 г. магистрат заключил договор с Союзом городских извозчиков, который стал называться Autoruch. 26 мая определил, что Autoruch обязан пустить первые два автобуса по маршруту 5 июня, а накануне предъявить комиссии магистрата автобусы для регистрации. Но в назначенный день торжественное открытие не состоялось, так как по техническим причинам концессионер не смог предъявить автобусы к осмотру. С опозданием на несколько дней движение автобусов всё же открыли, и об этом событии 13 июня сообщила газета Przegląd kresowy: «Уже четыре дня курсируют два автобуса городского автобусного сообщения от вокзала до станции Лососно».
База автобусного общества Autoruch была расположена по адресу улица Magistracka, 1. Ныне это ул. Доминиканская, а во дворе, где сейчас находятся гаражи администрации Ленинского района, стояли автобусы.
Автобусное сообщение в городе сразу же приобрело популярность. Два автобуса, курсирующие от железнодорожного вокзала до ст. Лососно, постоянно были переполнены, поэтому общество Autoruch до получения заявленных новых автобусов приняло решение взять в аренду ещё один автобус в городе и выпустить его на маршрут.
Кроме городских были пригородные и междугородные маршруты. Автобусная станция в Гродно находилась на площади Стефана Батория. Собственно, это была не станция, а обыкновенная остановка, где расписание прибытия и отправления автобусов можно было найти на ближайшем столбе.
К концу 1930-х годов в Гродно действовало уже несколько автобусных линий, на которых пассажиров перевозили автобусы зарубежного производства, такие как Ford, FIAT, Saurer, Chevrolet, а также автобусы польской сборки — PZInż ZAWRAT, FIAT 621L[4].
Общая длина городских улиц и проездов составляет около 225 километров[к 1]. В то же время протяженность маршрутной сети городского пассажирского транспорта — более 1200 км[1]. Маршрутная сеть представлена 90 маршрутами: 58 (в т.ч. 8 экспрессных) — автобусными, 17 — троллейбусными и 15 — маршрутных такси [1]. Ежедневно на линиях работают 129 автобусов, 121 троллейбус и 157 микроавтобусов[1].
Автобусный парк является дочерним предприятием «Гроднооблавтотранс». Парк был образован в 1940 году на базе Гродненского автобусного общества[5]. 20 января 2010 года ДУП «Автобусный парк № 1» был преобразован в РУП «Автобусный парк города Гродно»[5]. 28 декабря 2010 года РУП «Автобусный парк города Гродно» реорганизован в ОАО «Автобусный парк города Гродно»[5].
В 2010 году — для обновления подвижного состава городской колонны автобусного парка — были приобретены 21 автобус, в том числе: 4 автобуса «Радзимич», 12 автобуса «МАЗ-107», 5 автобусов «МАЗ-206»[1]. На данный момент (2012) подвижной состав автобусного парка представлен моделями «МАЗ-103», «МАЗ-105», «МАЗ-203», «МАЗ-206», «МАЗ-256», «МАЗ-152», «МАЗ-251»[6]. В 2014 г. автобусный парк приобретет 12 автобусов МАЗ-203, некоторые из них уже в городе.
В 2016 году насчитывалось 50 автобусных маршрутов, плюс дополнительные 8 экспрессных[7].
Гродненский троллейбус начал свою деятельность 5 ноября 1974 года[8]. Подвижной состав насчитывает 141 троллейбус[9]. Для обновления подвижного состава Троллейбусным управлением в 2010 году были приобретены 10 троллейбусов, в том числе: 6 троллейбусов — по договору плановой поставки, 4 троллейбуса — по договору лизинга[1].
В 2016 году насчитывается 17 троллейбусных маршрутов[10].
В городе также действует развитая сеть маршрутных такси. Принципиальное их достоинство заключается в том, что маршруты данного вида транспорта не дублируют автобусные и троллейбусов маршруты, в являются отличными от них. На сегодняшний день существует 27 маршрутов такси (1Т — 36Т)[11].
Гродно
Экономика Гродно
Транспорт Белоруссии
Транспорт Гродно.