24-05-2023
Транше́йный экскава́тор — разновидность многоковшового экскаватора продольного копания, предназначенная для рытья траншей под различные нужды — прокладку трубопроводов (в первую очередь — нефте- и газопроводов, а также трубопроводов канализации), кабелей и т. п.[1] Относится, наряду с баровыми машинами, к траншеекопателям.
Траншейные экскаваторы различных типов широко применяются как в гражданских отраслях, так и в военных целях.
Содержание |
По типу рабочего оборудования траншейные экскаваторы подразделяются на цепные и роторные. Цепные траншейные экскаваторы могут быть многоковшовыми либо имеющими бесковшовый цепной рабочий орган, роторные — многоковшовыми и бесковшовыми (фрезерными). Для работы машин в мёрзлых грунтах предназначено специальное сменное оборудование[1].
Траншейные экскаваторы выпускаются как на базе специализированных гусеничных или колёсных тракторных самоходных шасси, так и на базе обычных тракторов, дополнительно оснащённых ходоуменьшителем (дополнительной коробкой переключения передач, понижающей скорость движения трактора)[1].
К траншейным экскаваторам относятся быстроходные траншейные машины — специализированные машины большой мощности, прокладывающие траншеи с существенно большей скоростью, нежели экскаваторы обычной конструкции (так, производительность первой модели быстроходной траншейной машины, БТМ, составляет 350 м/ч при глубине траншеи 1500 мм, тогда как производительность типичного траншейного экскаватора гражданского назначения при глубине копания 1100 мм — 45 м/ч[1]). Быстроходные траншейные машины изначально разрабатывались для нужд инженерных войск, однако впоследствии нашли широкое применение и во многих отраслях народного хозяйства.
Первый в СССР траншейный экскаватор МК-I был создан в январе 1934 года Дмитровским экскаваторным заводом, ставшим впоследствии одним из основных производителей машин данного класса в стране. Впоследствии конструкция разрабатывавшихся и производимых в СССР траншейных экскаваторов непрерывно совершенствовалась, а их выпуск, за исключением периода Великой Отечественной войны, непрерывно рос вплоть до 1980-х и упадка отрасли, последовавшего за распадом СССР. За полувековой промежуток времени в Советском Союзе, ставшем одним из мировых лидеров в данном направлении, были созданы более 100 серийных моделей и модификаций траншейных экскаваторов, широко применявшихся в различных областях и экспортируемых в десятки стран мира, — а количество построенных машин составляет десятки тысяч экземпляров. Некоторые модели траншейных экскаваторов, созданных в СССР (например, 60-тонный роторный ЭТР-253), не имеют мировых аналогов. В постсоветский период в России объёмы производства траншейных экскаваторов сократились более чем в 10 раз по сравнению с советскими показателями; ряд крупнейших специализировавшихся на производстве траншейных экскаваторов заводов закрылись либо полностью прекратили их производство, подавляющее же большинство оставшихся производит лишь лёгкие навесные цепные устройства для стандартных сельскохозяйственных тракторов[2].
Это заготовка статьи об экскаваторной технике или производителе экскаваторов. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Траншейный экскаватор.