26-09-2023
|
|
Ганс Бальдунг | |
Три возраста женщины и Смерть, 1509/1511 | |
Die drei Lebensalter und der Tod | |
Доска, масло. 48,2×32,7 см | |
Музей истории искусств, Вена |
«Три возраста женщины и Смерть» (нем. Die drei Lebensalter und der Tod) — картина художника Ганса Бальдунга.
Художник спрессовал три фигуры на левой половине полотна, а правую оставил целиком Смерти. Тем самым на картин лишена той сбалансированности масс и пропорций, к которой так стремился Дюрер. В противовес этому на полотне присутствует движение в виде вуали и старухи, энергично делающей шаг навстречу Смерти. Вуаль держит ребенок на левом краю полотна, потом она поднимается вверх и через руку молодой женщины скользит дальше, проходя через руку Смерти исчезает развеваясь за его правым краем.
По одной из интерпретаций вуаль выдает в молодой женщине проститутку, поскольку они в то время должны были носить вуали, например в таких городах как Страсбург. С другой стороны Дева Мария, как и Ева с Венерой, часто изображались на картинах с вуалью. Поэтому маловероятно, чтобы современники Бальдунга воспринимали вуаль как намек на присутствие на полотне представительницы самой древней профессии. Вуаль, с одной стороны по традиции прикрывает лоно, с другой является связующим звеном между ребенком, женщиной и Смертью. Это звено дополняет старуха, энергичным жестом отводя одной рукой в сторону руку Смерти и поддерживая зеркало другой.
Таким образом все фигуры на полотне связаны друг с другом. Возникает ощущение некого танца, при котором танцуют не держась за руки, но используют шаль.
Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540-1543. Прадо. Мадрид
Ганс Бальдунг. Семь возрастов женщины. 1544. Музей изобразительных искусств. Лейпциг
Ганс Бальдунг. Женщина и Смерть. 1518-1520. Художественный музей. Базель
Густав Климт. Три возраста женщины. 1905. Национальная галерея. Рим
Три возраста женщины и Смерть.