29-05-2023
Т-10М в Музее Великой Отечественной войны (Киев, Украина) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т-10М | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | тяжёлый танк | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | классическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик | ЛКЗ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1954—1966 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | 1954—1993 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | от 2500 до 8000, по разным данным | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 7250 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 10 560 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 3380 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2585 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 4550 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2660 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 460 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная литая и катаная гомогенная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 60 / 78+45°[1] 120 / 55+40°[1] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 120 / 50°[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 120 / 47°[1] 80 / 62°[1] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 80 / 10°[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса, мм/град. | 50—60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Днище, мм | 16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 201 / 24°[1] 170 / 38°[1] 129 / 54°[1] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 148 / 45°[1] 122 / 55°[1] 102 / 65°[1] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша башни, мм | 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 122-мм Д-25ТА/2А17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | нарезная пушка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 48 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | −4..+15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | Т2С-29-14, ТПН-1-29-14, ВК-4, ПУ-1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 2 х 14,5-мм КПВТ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 700 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 350 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 200 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,77 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 32 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 3,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,5 |
T-10 (объект 730) — советский тяжёлый танк. Производился серийно в 1954—1966 годах. Последний из серии тяжёлых танков ИС (ИС-10). Часто танк путают с его ранним вариантом — ИС-8 (май 1949), которых было выпущено 10 штук, и ИС-9 (октябрь 1952), которых было выпущено около 5 штук.
Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году[2].
Содержание |
История Т-10 началась в конце 1948 года, когда Главным Бронетанковым Управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин. Техпроект нового танка, получившего название ИС-8, был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких, как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти Сталина в марте 1953 года, название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.
Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1953 по 1966 год. В 1953—1962 годах танк производился в Челябинске, а в 1957—1966 — в Ленинграде. Точных данных о цифрах выпуска Т-10 нет, в разных источниках называются цифры от 2500 до 8000 произведённых машин. Подавляющее большинство выпущенных машин принадлежали к модификации Т-10М, а в 60-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций были модернизированы до Т-10М.
Корпус танка выполнялся из катаных и штампованых броневых плит при помощи сварки. Танк обладал рациональными углами наклона брони, лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос». Верхняя лобовая деталь толщиной 120 мм имела угол наклона в 57 градусов к вертикали. Борта выполнялись из верхних наклонных и нижних гнутых деталей толщиной 80 мм и имели переменный угол наклона от 60 до 0 градусов к вертикали.
Основным вооружением Т-10 являлась 121,92-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, являвшаяся развитием пушки Д-25Т, устанавливавшейся на танках ИС-2—4, в свою очередь созданной на базе пушки А-19. Пушка оборудовалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным автоматическим клиновым затвором. Также орудие оборудовалось электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3-4 выстрелов в минуту против 2-3 на предыдущих моделях ИС. Выстрел производился посредством электромеханического или ручного спуска. Боекомплект орудия состоял из 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках на полу боевого отделения.
Боеприпасы танковой пушки Д-25Т | ||||
Тип | Обозначение | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Начальная скорость, м/с |
Бронебойный трассирующий тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником | БР-471Б | 45,96 | 25,1 | 795 |
Осколочно-фугасная граната | ОФ-471 | 47,76 | 27,3 | ? |
Бронебойный снаряд Д-25Т пробивал на дистанции 1000 м около 150 мм брони при угле встречи 90°.
На танках модификации Т-10М устанавливалась новая 121,92-мм пушка М-62-Т2 (2А17) со значительно лучшими баллистическими характеристиками, начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 960 м/с. С 1967 года в боекомплект М-62-Т2 входили также бронебойно-кумулятивные и бронебойно-подкалиберные снаряды.
Вспомогательное вооружение танка состояло из двух 12,7-мм пулемётов ДШКМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещался на турели на крыше башни. Боекомплект пулемётов составлял 1000 патронов в лентах по 50 штук. На танках модификации Т-10М они были заменены 14,5-мм пулемётами КПВТ.
Двигатель Т-10 — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 мощностью 700 л.с при 2100 об/мин. Рабочий объём двигателя 38,8 л.
Трансмиссия состояла из коробки передач планетарного типа (8 передач + две заднего хода) с гидравлическим управлением, механизма поворота и двухступенчатых бортовых передач.
Подвеска катков независимая, торсионная. С каждой стороны корпуса располагались 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и три поддерживающих катка. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Гусеница стальная мелкозвенчатая, с шагом трака 160 мм и шириной 720 мм.
Ранними вариантами серийного ИС-10 (Т-10) были танки ИС-8 и ИС-9, которые незначительно отличались установленными на них агрегатами и компоновкой[3]. Всего ИС-8 было выпущено 10 единиц, в которых одним из недостатков был отмечен недостаточный ресурс и надежность двигателя. По разным данным ИС-9 было выпущено от 2 до 8 штук.
Принят на вооружение 17 мая 1956 года. Модернизированный вариант танка Т-10 с установленной на нём пушкой Д-25ТС со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган», изменённым затвором и эжекторным устройством продувки канала ствола. Т-10А был оснащён прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, а также перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла за собой изменение формы башни и маски орудия.
Принятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.
Созданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счёт сокращения боекомплекта устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
Улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:
Масса танка после внесённых изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надёжная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.
Командирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счёт сокращения боекомплекта до 22 снарядов, устанавливалась дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
«Объект 266» — опытная модификация с установкой гидромеханической трансмиссии ГМТ-266.
Единственная САУ на базе Т-10, построенная в единственном экземпляре в 1956 году. Напоминавшая по компоновке ИСУ-152 самоходка была вооружена 152-мм пушкой М-64 в просторной броневой рубке.
«Объект 27» или ТЭС-3 — транспортабельная электростанция, являлся опытной передвижной атомной электростанцией мощностью 1,5 МВт, предназначенной для использования на Крайнем Севере. Вся конструкция состояла из четырёх модулей, перевозившихся на удлинённых до 10 опорных катков шасси Т-10. ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1960 году.
Элементы шасси Т-10 использовались в самоходных пусковых установках ракетных комплексов РТ-15 и РТ-20П
Опытный советский ракетный танк на базе танка Т-10.
2А3 «Конденсатор» советская самоходная артиллерийская установка особой мощности, первый образец построен в 1957 году. Вооружение состояло из 406-мм пушки. Предназначалась для стрельбы ядерными боеприпасами. Выпущено 4 экземпляра.
2Б1 «Ока́» советская самоходная 420-мм миномётная установка на базе Т-10М,Первый опытный образец был готов в 1957 году. Предназначена для стрельбы ядерными зарядами.
По некоторым данным, Египет и Сирия применяли свои Т-10 в арабо-израильской войне 1973 г .
Данная машина, безусловно, была одной из самых грозных боевых машин на момент создания; сочетая в себе великолепную маневренность, бронирование, орудие и технические средства такие как стабилизатор наводки 2х плоскостей, отличные приборы наблюдения и малые габариты.
Т-10 на сайте «Русская сила»
Серийные тяжёлые послевоенные танки |
---|
Конкэрор | ИС-3 | ИС-4 | Т-10 M103 AMX 50 |
Т-10.