04-10-2023
Уацилла (осет. Уацилла, дигор. Елиа) — в осетинском нартском эпосе Уацилла является небесным жителем, который находится в состоянии постоянной вражды с нартами.
Содержание |
Во время христианизации Алании имя ветхозаветного пророка Илии — Уас(святой) — Илла (Илия) — стало ассоциироваться с этим божеством.
В осетинской мифологии Уацилла — громовержец и повелитель бурь, покровитель земледелия и урожая, поэтому он называется «хлебным Уацилла». Ему было посвящено несколько святилищ, среди которых самое известное — Тбау-Уацилла — находится на горе Тбау в Даргавском ущелье. Во время обряда три пирога Уацилла посвящён третий тост. Осетины часто ассоциируют Уацилла со святым пророком Илией:
«…осетины, став христианами, отвели этому персонажу, которого называют Уацилла — „Святой Илья“, область грозы. Как и русские, они думают, что Уацилла шествует по небу и истребляет злых духов, меча громы и молнии. Когда человека поражает молния, они полагают, что Уацилла пустил в него свой fat (стрелу или ядро), и ищут близ мёртвого пращу святого»[1]
«По духу и содержанию своему Нартский Эпос-эпос дохристианский, языческий. Хотя в нём фигурируют Уастырджы (Св. Георгий), Уасилла (Св. Илья) и другие христианские персонажи, но христианского в них — только имена, образы их идут из языческого мира.»[2]
Уацилла приковал к луне чудовище Артауза, сотворённого Богом для добра, который, однако, ослушавшись Бога, стал учить людей злу. Артауз постоянно грызёт свои цепи на луне, пытаясь освободиться и расправиться с жителями земли. Также Уацилла внимательно следит за новорождённым змеевидным чудовищем Руймоном, который может, увеличившись до неимоверных размеров, уничтожить всех людей, живущих на земле.
Уацилла.