14-09-2023
Удж или Уч (тур. Uç; тур. اوج;: букв. верх, край; османск. اوج بگلیکی — uc beğliği) — османский историографический термин для описания приграничной, часто спорной, зоны в средневековых тюркско-мусульманских государственных образования на территории Анатолии, а затем и Балканского полуострова. Данный ленный удел располагался на границе государства. Давался он обычно главам племен в обмен на их обязательства по защите границ от внешних врагов, как правило иноверцев[1]. Верховный главнокомандующий уджа именовался удж бей. По мере становления Oсманской империи, удж превращался в стратегически важный коридор наступления. Использовался сельджуками в Малой Азии, а затем османами во второй половине ХIV века[2]. По другую сторону уджа располагались обычно христианские приграничные территории (византийские акроны в Анатолии или пиренейские марки в Иберии). С точки зрения мусульман он представляли собой так называемая землю войны, так на их территорию предстояло завоевать или отвоевать войнам гази в ходе набегов разья. Существование уджей стало особенно выгодно центральной сельджукской власти в ХIII веке. Сельджукские султаны номинально не воевали с восстановленной Византийской империей: они лишь посылали посылали в уджи самых беспокойных кочевников, направляя таким образом экспансивные устремления кочевой знати на грабеж иноверцев-греков, а также на захват греческих земель.
На жизнь в уджах накладывал свой отпечаток военно-кочевой быт тюрок. Часть кочевников всегда несла дозорную службу. В разведке, как правило, была легкая конница, так называемые называемая «акынджи» (налетчики), которые постоянно высматривали врага. Традиции акынджи сложились под влиянием акойли среднеазиатских туркмен, которые в немалых количества подошли к границам Византии в конце ХIII века. Другая часть племени пасла стада, занимаясь снабжением войнов продовольствием. Женщины и дети часто также были носили оружие. На уджах тюрки возводили крепости, но часто просто ремонтировали захваченные византийские. Население захваченных греческих городов частично сохранилось, хотя и в значительно сокращенном виде. Оставшиеся греки—христине эксплуатировались в налоговом плане (зимми), также использовались как источник девширме (детского налога). Также, переходя на оседлый образ жизни, турки подселялись поближе к полуразрушенным византийским городам, имитировали их экономику[3], и постепенно восстанавливали их, но уже с доминирующим тюркским элементом. В первой половине ХIV века, воспользовавшись ослаблением византийской государтсвенности, уджи разрослись до размеров крупных бейликов.
Удж.