30-04-2023
Город
Усть-Кут
Показать/скрыть карты
|
Усть-Кут — город (с 1954) в России, административный центр Усть-Кутского района Иркутской области. Расположен в 510 км севернее Иркутска в центральной части области в месте слияния рек Лены и Куты.
Население — 43 552[1] чел. (2014).
Одно из первых русских поселений в Восточной Сибири. Основан в 1631 году как Усть-Кутский острог, долгое время являлся местом политической ссылки. В 1974 году объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки Байкало-Амурской магистрали.
Крупный Осетрово-Ленский транспортный узел на пересечении железнодорожных, речных, воздушных и автомобильных путей. Включает порт Осетрово, в прошлом крупнейший речной порт в Советском Союзе[3]. Перевалка грузов на Север. Лесозаготовка, добыча углеводородов. Развит туризм с оздоровительными целями (санатории с лечебными грязями).
Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.
Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая Туруку).
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
Ближайшие города: Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (300 км на северо-восток вниз по течению Лены).
Усть-Кут располагается в Иркутском часовом поясе: IRKT = UTC+9. Разница во времени с Москвой: MSK +5.
Климат города резко континентальный. Средняя температура января: −25 °C, июля: +17 °C. Минимальная температура: −58 °C, максимальная (в тени): +42 °C.
Климат Усть-Кута | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | |
Средний максимум, °C | −20 | −17 | −6 | 3 | 12 | 21 | 24 | 21 | 11 | −1 | −11 | −18 | |
Средний минимум, °C | −26 | −25 | −18 | −7 | 1 | 7 | 12 | 9 | 2 | −4 | −16 | −24 | |
Норма осадков, мм | 20 | 14 | 13 | 19 | 33 | 55 | 72 | 67 | 52 | 32 | 28 | 25 | |
Источник: Туристический портал |
Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.
Территория города приравнена к районам Крайнего Севера.
Город расположен на территории Лено-Ангарского плато, среди покрытых тайгой холмов, рельеф сильно расчлененный, абсолютные высоты местности от 270 до 757 м над уровнем моря.
Непосредственно на территории города находятся запасы уникальных лечебных вод и грязей. Лечебные средства: радоновые 15 нкюри/л (43 единиц Махе) хлоридные натриевые рассолы, содержащие бром, которые в разведённом виде используют для ванн, иловая грязь озера. Лечение заболеваний органов движения и опоры, гинекологических, периферической нервной системы[4].
Вблизи города — разведанные запасы углеводородов (нефти и природного газа).
Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.
Российские первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х годов. В 1628 (по другой версии — в 1629[5]) году казацкий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовьё. Годом основания поселения считается 1631 год, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина построил здесь большое зимовье, ставшее основой для Усть-Кутского острога.
Развитие острога как постоянного поселения связано также с именем Ерофея Хабарова. В 1639-х годах в предместьях Усть-Кутского острога он основал солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.
Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом в освоении Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для казачьих отрядов XVII в., шедших на восток, для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.
Уже в XVII веке вблизи острога на Лене и Куте образовалась цепочка небольших деревень, составивших в 1640 г. Усть-Кутскую волость. До XIX века Усть-Кут был местом проведения крупных ярмарок. Население волости также занималось хлебопашеством, работало на сользаводе, обслуживало пути сообщения — Ленский волок и ямской тракт.
Долгие годы Усть-Кут служил местом ссылки политических заключённых. Осенью 1900 года в селе отбывал ссылку Лев Троцкий. На солеваренном заводе работало большое количество ссыльных поляков — участников восстания 1863 года.
Во время Гражданской войны в Усть-Куте развернулись крупные партизанские бои за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. 13 ноября 1919 года село было освобождено от колчаковцев партизанской армией под командованием Даниила Зверева.
В 1926 году в Усть-Куте впервые открыта больница, село стало центром вновь образованного Усть-Кутского района. В 1928 году на месте закрытого солеваренного завода открыт Усть-Кутский курорт, известный уникальными лечебными грязями.
В 1941—1945 годах более 3 тысяч усть-кутян участвовали в Великой Отечественной войне, более тысячи из них не вернулись. За участие в сражениях 4 жителя Усть-Кута удостоены звание Героя Советского Союза: Иван Антипин, Михаил Андреев, Алексей Пестерев, Пётр Тюрнев.
В 1943 году село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).
В июле 1951 года в Усть-Кут пришёл первый поезд по вновь построенной железнодорожной линии Тайшет — Лена. В том же году сдана первая очередь Осетровского речного порта, ставшего крупнейшим в СССР. С завершением его строительства город становится крупным транспортным узлом, обслуживает бо́льшую часть северного завоза.
29 июля 1954 года Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения путём объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрова. В 1963—2004 годах являлся городом областного подчинения.
В 1974 году Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.
В 1996 году численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, — после чего начало уменьшаться (до 1,5 тыс. чел. ежегодно).
Наводнение 2001 года. В 2001 году город пострадал от наводнения на Лене (см. Ленск). В Усть-Куте были подтоплены часть прибрежных улиц, разрушены строения в частных секторах. Разливы на Куте привели также к краткосрочному затоплению трассы Р419 и размыву железнодорожной насыпи на некоторых участках.
Аварии на теплосетях 2001 года. Зимой того же года в результате ряда аварий на котельных без отопления оказались центральные микрорайоны города. В школах были отменены занятия, жители многоэтажных домов оборудовали свои квартиры печками-буржуйками, однако режим чрезвычайной ситуации не был введён вплоть до 24 декабря, когда на телевизионную прямую линию с президентом России дозвонился один из жителей Усть-Кута. После того, как катастрофическое положение стало известно широкой общественности, в городе спешно был проведён ремонт теплового оборудования и замена сетей. 27 декабря в отставку подал мэр города Евгений Корнейко, который находился в отпуске.
Несмотря на то, что последующие зимы Усть-Кут пережил более благополучно, в городе неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации ввиду нехватки топлива, а выражение «замерзающий Усть-Кут» стало газетным штампом.
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — «заболоченное место»). Отсюда название — «Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог», позже — село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения — «Усть-Кут». При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. д[6].
Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая иногородними СМИ и закреплённая словарями[7], самими горожанами не используется.
Станция Лена названа по имени реки Лены, восходящему к эвенк. елю эне («большая река»).
Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954 году.
Герб у Усть-Кута впервые появился в 1974 году (официально не являлся гербом, имел статус знака). Он представлял собой изумрудный щит с изображениями куницы, якоря и надписью «1631 г.» на фоне стилизованного изображения устья реки.
10 февраля 2009 года был принят новый герб. На щите зелёного цвета изображены золотые соболь, якорь и башня, символизирующая острог[8]. Полуперевязи, символизирующие реки, серебряного цвета в форме перевёрнутой буквы «У».
Флаг города, принятый также 10 февраля 2009 года, повторяет рисунок герба.
Город сильно вытянут вдоль рек Лены и Куты. Его длина по руслам рек составляет 34 км, в то время как максимальная ширина застройки не превышает 3 км.
Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из множества микрорайонов и посёлков[~ 1]. Это разделение прочно закрепилось в городском обиходе, и используется как на бытовом, так и на официальном уровне.
Центром современного города считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Центральные микрорайоны: Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения.
Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными посёлками.
Принято отдельно выделять старую часть города — бывшее село Усть-Кут. Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная, сохранились исторические здания.
В Усть-Куте есть несколько парков, действуют два фонтана. Город окружён тайгой, до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут спокойным пешим ходом. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.
Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд, например, Чёртова скала, Бубнов камень, скалы Любви, Петух, Мир и др.
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1875[9] | 1926 | 1959[10] | 1960[11] | 1967[12] | 1970[13] | 1979[14] | 1980[11] | 1982 | 1986 |
278 | ↗11 700 | ↗21 343 | ↗23 400 | ↗29 000 | ↗33 197 | ↗49 647 | ↗50 800 | ↗53 000 | ↗57 000 |
1989[15] | 1990[11] | 1992[12] | 1996[12] | 1998[12] | 2000 | 2001 | 2002[16] | 2003[12] | 2005[12] |
↗61 165 | ↗61 400 | ↗61 800 | ↗62 400 | ↘59 600 | ↘57 100 | ↘56 200 | ↘49 951 | ↗50 000 | ↘47 600 |
2006[12] | 2007[12] | 2008 | 2009 | 2010[17] | 2011[18] | 2012[18] | 2013[19] | 2014[1] | |
↘46 600 | ↘45 800 | ↘45 300 | ↘44 800 | ↗45 375 | ↘45 290 | ↘44 805 | ↘44 301 | ↘43 552 |
До середины XX века Усть-Кут оставался крупным селом с преимущественно крестьянским населением, включая семьи осевших здесь ссыльных. Переломными стали 1940-е годы, когда началось строительство Осетровского речного порта и БАМа, на строительство которых стекались рабочие из близлежащих поселений и других регионов СССР. В 1943 году Усть-Кут приобретает статус рабочего посёлка, а в 1954 становится городом при численности населения около 20 тыс. человек, преимущественно рабочих. С возобновлением строительства БАМа в 1970-х город переживает вторую волну миграции, здесь селятся тысячи молодых специалистов, в большинстве своём из Ставропольского и Краснодарского краёв, шефствовавших над станцией Лена. Вслед за строителями в Усть-Кут прибывают геологи в составе нескольких экспедиций.
Номинальная численность населения города продолжала расти до 1996 года, когда достигла исторического пика 62,4 тыс. человек. (Эти данные, однако, не отражают реальную динамику естественного прироста и миграции: в 1996 году в состав города был включён рабочий посёлок Якурим). С этого времени отмечается массовый отток населения, в 2001—2003 годах достигший максимальной величины: за два года населённость Усть-Кута сократилась на 6,2 тыс. человек (более 10 % населения). В настоящее время темпы оттока несколько замедлились. С 2007 года после более чем десятилетнего перерыва в городе вновь отмечается естественный прирост.
По данным местной администрации, на конец 2009 года в Усть-Куте проживало 45 тыс. человек (по результатам переписи населения — 45 375 человек[20] в 2010 году) — это 84 % жителей района. За 2009 год количество населения уменьшилось на 1 %[21].
По данным местной администрации на 1 января 2010 года, при численности постоянного населения 45 тыс. чел.:
Уровень безработицы составил 3 % (в 1,7 раза ниже, чем в предыдущем году). Количество официально зарегистрированных безработных — 804. Из них 89,7 % получают пособие по безработице.
Среднемесячная заработная плата в 2009 года составил расчётно 16,4 тыс. руб (106 % к уровню 2008 года). Наиболее высокая заработная плата — в отраслях добычи полезных ископаемых, транспорта и связи. Средний размер пенсий — 8,1 тыс. руб. (145 %).
Средний прожиточный минимум составил 5 152 рубля на человека.
С 1 января 2006 года[22] местное самоуправление осуществляется в рамках Усть-Кутского городского поселения. Исполнительно-распорядительный орган — администрация поселения, подчинённая администрации Усть-Кутского муниципального района; представительный орган — городская дума.
Глава города (глава городской администрации) — Кривоносенко Владимир Георгиевич, впервые избранный 9 октября 2005 года. Переизбран 14 октября 2012 года[23].
Глава городской думы — Николай Евгеньевич Тесейко, выдвинутый из числа депутатов городской Думы[24].
В последнее время довольно часто обсуждается вопрос, о сокращении городской администрации и думы в пользу районной, так как поселенческие структуры (администрация и дума) съедают значительную часть бюджетных доходов, при этом часто дублируют функции.
Экономика Усть-Кута основана на добыче природных ресурсов, лесном хозяйстве и деятельности предприятий транспортного узла «железная дорога — порт». Общий объём выручки от реализации товаров и услуг в 2009 году составил 6,8 млрд руб.[21]
Основные предприятия:
Основные отрасли промышленности: добыча полезных ископаемых, деревообработка, теплоэнергетика. Бо́льшая часть добываемых природных ресурсов экспортируется в другие регионы России и Китай. Ассортимент продукции, выпускаемой в городе, мал — преимущественно пиломатериалы. Кроме того, для потребительских нужд горожан выпускают продукцию предприятия пищевой промышленности: хлебозавод, частные пекарни, молокозавод.
Существуют проекты по строительству в городе двух деревоперерабатывающих заводов с глубокой переработкой древесины[21]. Ещё одним проектом предусмотрено строительство целлюлозно-бумажного комбината в Усть-Кутском районе при участии китайских инвесторов.
В секторе малого бизнеса действует 160 предприятий (2009), на которых занято 3,1 тыс. человек, или 22 % от общей численности работающих. Основные виды деятельности малого бизнеса: оптовая и розничная торговля (47 % общей выручки МСП), транспортные услуги (23 %)[21].
Почтовая связь. Единственный оператор почтовой связи ФГУП «Почта России». В городе действует 11 отделений.
Проводная телефонная связь и интернет поставляется шестью операторами, среди которых Иркутский филиал «ООО «Связь», ООО «Обзор», Осетровский узел связи — филиал администрации Ленского бассейна внутренних водных путей. Городская абонентская база проводной телефонной связи на конец 2008 года составила 7523 человек[25].
Сотовая связь действует в городе с 2005 года. Операторы: «Байкалвестком», «Мобильные ТелеСистемы», «БиЛайн», «Мегафон». На 31 декабря 2008 года суммарная абонентская база (город и район) составила 40 тыс. человек[25]
На начало 2010 года в городе зарегистрировано 862 объекта потребительского рынка. Среди них:
Оборот розничной торговли в 2009 году составил 3,58 млрд рублей (115,5 % к уровню 2008 года). Оборот общепита составил 120 млн рублей.
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.
Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать магистральные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Железная дорога в Усть-Куте |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:
До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.
Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена)[26].
Пассажирское сообщение. Прямое пассажирское сообщение поездами дальнего следования:
Пригородные поезда следуют до станций:
История. Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 году, тогда Усть-Кут был конечной станцией строящейся Тайшето-Ленской железной дороги (ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958 году. В 1974 году Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 году сдан единственный железнодорожный мост через Лену.
Аэропорт Усть-Кут расположен в десяти километрах к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска и Красноярска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания пассажиров и работников аэропорта также предусмотрен маршрут № 101 Станция Лена — аэропорт, однако в течение 2010 года он не действовал. Поднят вопрос о его восстановлении[27].
Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (в том числе занимается обслуживанием северного завоза). Летом осуществляется паромное сообщение до Ленска, время в пути 3 дня.
Пассажирское сообщение вниз по Лене до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Полесье».
Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита.
Город находится на строящейся федеральной автодороге А331 «Вилюй» (бывшая Р419), призванной обеспечить выход на М53 «Байкал». Реализация планов по дальнейшему строительству позволит связать Усть-Кут с северными территориями Иркутской области и Якутией (Ленск, Мирный, Якутск)[28]. Единственный автомобильный мост через Лену был сдан в 1989 году.
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и, формально, до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороге крайне затруднено ввиду её плохого состояния).
Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север в Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.
Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
В Усть-Куте создано 12 городских маршрутов, из которых на 2010 год действует восемь: № 1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 13[21]. Существует сеть пригородных маршрутов до СНТ «Ветеран» (села Турука), аэропорта, посёлков Казарки, Верхнемарково, Нии. Работает три междугородных маршрута до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении дачных посёлков. Круглогодично частными микроавтобусами выполняются рейсы до Киренска. Автовокзала нет.
Помимо федеральных и областных СМИ, в Усть-Куте выпускаются местные газеты, производятся местные радио- и телепрограммы. Офсетную печать применяют две типографии.
Во всех микрорайонах города в зоне своего уверенного приёма вещают два эфирных телеканала: «Первый канал» и «Россия 1» (последний со вставкой ГТРК «Иркутск»), в большинстве районов также доступен телеканал «Россия 2». На местной телестудии «Диалог» выпускают новости и небольшое количество телепрограмм информационного характера. Вещание местного телевидения не превышает 20 минут в день, в остальное время на частоте ретранслируются передачи канала «Рен-ТВ». Приём телеканала возможен в центральных и ряде периферийных микрорайонов города.
Развита система ООО «Связь»
С 2013 года запущен первый мультиплекс цифрового телевидения, 10 телеканалов.
Местные радиостанции «Лена-FM» и "Первое городское радио". Работает в информационно-развлекательном формате. Кроме того, возможен приём федеральных радиостанций «ЮFM» и «Маяк». В 2010 году запущено «Радио „Радио“».
В Усть-Куте выпускаются две газеты:
Тайга
Вид на Курорт
Заводь Домашнего острова
Вид со скалы Мира
площадь речного вокзала Осетрово
Города, посёлки городского типа и районные центры на Лене | |
---|---|
Усть-Кут.