14-07-2023
Эдит Утёсова | |
Основная информация | |
---|---|
Полное имя |
Дита Лейзеровна Вайсбейн |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти | |
Страна | |
Профессии | |
Певческий голос |
лирическое сопрано |
Жанры | |
Сотрудничество | |
Лейблы |
«Мелодия» |
Эди́т Леони́довна Утёсова (1 (14) марта 1915, Одесса — 21 января 1982, Москва) — советская эстрадная певица, лирическое сопрано. Солистка в джаз-оркестре своего отца Леонида Осиповича Утёсова[1].
Содержание |
Эдит Утёсова родилась в Одессе. Получила домашнее образование. Свободно владела английским, немецким и французским языками. В детстве, проживая с родителями в Петрограде, дружила с будущим известным советским композитором Никитой Богословским, который в восьмилетнем возрасте подарил ей ко дню рождения вальс собственного сочинения[2].
С 1933 года занималась в драматической студии Рубена Симонова, училась в Ленинградском хореографическом училище и Театральном училище имени Б. В. Щукина, однако учёбу не окончила, и театральную карьеру ей сделать не удалось.
В 1933 году по предложению отца впервые выступила вместе с ним на эстраде. С 1936 года Эдит начала выступать с оркестром Л. О. Утёсова. В том же году сыграла главную женскую роль в антирасистском музыкальном спектакле «Тёмное пятно», музыку к которому написал И. О. Дунаевский[3].
Сам Леонид Утёсов в своей книге так описывает появление дочери в своём оркестре:
Она не собиралась быть эстрадной артисткой. Она училась игре на фортепьяно и посещала Драматическую студию Р. Н. Симонова. Я тоже хотел, чтобы моя дочь стала драматической актрисой. Особенно потому, что понимал: не надо детям повторять своих родителей. Люди безжалостно судят детей удачливых отцов. Не мне говорить об артистических достоинствах моей дочери — обычно в этих вопросах родителям верят только наполовину. Но я слышал от других о её музыкальности, вкусе и чувстве меры. Уже тогда знала она три языка — английский, французский и немецкий. Для актрисы, особенно эстрадной, знание языков имеет большое значение — это дает возможность тонко понимать стиль манеру, атмосферу песен других народов. Не раз я замечал, что стоило Эдит Утесовой выступить без меня, с каким-нибудь другим ансамблем, как успех увеличивался. Наверно, придумай она себе псевдоним — творческий путь её был бы более благополучным. Она пришла в наш оркестр в 1936 году, почти сразу после окончания студии, и не успев ещё проявить себя, как драматическая актриса. А у нас она как-то сразу пришлась, что называется, ко двору и сразу стала одним из самых активных участников нашего коллектива — не только актрисой и певицей, но и моим помощником и советчиком. А часто и критиком.
Эдит Утёсова проработала в оркестре отца 17 лет, несмотря на постоянную критику официальных властей. В середине 1950-х годов распоряжением Министерства культуры СССР была уволена из оркестра[4].
Была замужем за кинорежиссёром Альбертом Гендельштейном.
В конце жизни увлеклась поэтическим творчеством. Ряд её стихотворений был опубликован в московской печати.
Скончалась в 1982 году в Москве от лейкемии, похоронена рядом с мужем на Востряковском кладбище[5].
Утёсова, Эдит Леонидовна.