25-07-2023
Краснознамённый крейсер «Аврора» | ||
---|---|---|
|
||
Современный вид крейсера «Аврора» | ||
Основная информация | ||
Тип | Крейсер I ранга | |
Государство флага | Россия РСФСР СССР/ СССР |
|
Порт приписки | Кронштадт/Ленинград | |
Спущен на воду | 24 мая 1900 | |
Выведен из состава флота | 17 ноября 1948 | |
Современный статус | № 7810388000№ 7810388000 | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 6731 (нормальное) / 7130 (полное) тонн | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 3 вертикальные машины тройного расширения, 24 водотрубных котла Бельвиля | |
Мощность | 12300 л.с. | |
Винты | 3 | |
Скорость | 19,2 узла (экономическая — 11) | |
Автономность корабля | 2500 миль (11-узловой скоростью), 1320 миль (19 уз.) | |
Экипаж | 20 офицеров, 550 матросов | |
Вооружение |
«Авро́ра» — крейсер 1-го ранга (однотипные: «Диана», «Паллада») Балтийского флота, один из символов Октябрьской революции 1917 года. Заложен в 1897 году в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. Группу конструкторов, работавших над проектом, возглавлял управляющий Балтийским заводом старший судостроитель К. К. Ратник. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского.
Корабль предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Фактически не мог решать ни одну из этих задач из-за недостаточной (на 1900-е годы) для крейсера дальности плавания, малой скорости, слабого вооружения и защиты, поэтому с 1908 года выполнял функции учебного крейсера.
Конструктивно относился к типу бронепалубных крейсеров, тактически — к крейсерам-истребителям торговли.
Построен по кораблестроительной программе 1895 года.
Зачислен в списки флота 6 апреля 1897 года. Заложен 23 мая(?) 1897 года.
Крейсер был торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде императора Николая II, в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии.
18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй.
25 сентября (8 октября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября[1] прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса (ЭБР «Ослябя», 3 крейсера, 9 миноносцев, 3 парохода ДФ), следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Совершила плавание по маршруту: Бизерта (Тунис, Франция) — Пирей — порт Суэц — Джибути. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны весь отряд 2 февраля 1904 года был отозван на Балтику.
При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета системы «Максим», 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100 миль.
Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права.
Её содержимое, вероятно, скопировано с http://cruiser-avrora.ru/index/istorija_korablja/0-6 практически без изменений.
Пожалуйста, проверьте дату появления предполагаемого источника в Архиве Интернета и сравните с датой внесения правок в статью. Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи. Если Вы автор, то оформите разрешение на использование текста. Дата обнаружения нарушения: 31 марта 2011. Выявившему нарушение: Пожалуйста, поместите сообщение {{subst:nothanks cv|pg=Мичманъ/Черновик|url=http://cruiser-avrora.ru/index/istorija_korablja/0-6}} – ~~~~
на страницу обсуждения участника, добавившего данный материал в статью.Автору статьи: Авторские права, Получение разрешений, Что делать? |
17 апреля 1904 года корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана[2]. 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны. Шел по маршруту Ревель (30.08-28.09) — Либава (2.10) — Скаген (7.10). Далее следовал в составе 4-го отряда под командованием контр-адмирала О. А. Энквиста. Во время «Гулльского инцидента» ок. 1:00 10.10.1904 г. находился на траверзе русского отряда, обстреливавшего суда, принятые за английские миноносцы. При этом в крейсер попало несколько снарядов, от которых был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий и легко ранен один комендор. Далее следовал с отрядом по маршруту Танжер (султанат Марокко, 16-23.10) — Дакар (30.10-3.11) — Габун (13-18.11) — Грейт-фиш-бей (Португальская Западная Африка, 23-24.11) — Ангра-Пеквена (Германская Юго-Западная Африка, 28.11-4.12) — бухта Носси-бе на о. Мадагаскар (колония Франции, 16.12.1904—3.03.1905). На Мадагаскаре вновь собрались все отряды эскадры, которая далее проследовала Малаккским проливом в бухту Камранг (французский протекторат Аннам, 31.03—13.04) — бухту Ван Фонг (французский Аннам, 13-26.04), где к эскадре З. П. Рожественского присоединилась эскадра контр-адмирала Н. И. Небогатова, — бухту Куа Бе (26.04). 1.05.1905 года крейсер в составе объединенной эскадры вышел из бухты Куа Бе для следования во Владивосток Корейским проливом.
Участвовал в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 года 2-й эскадры флота Тихого океана вице-адмирала З. П. Рожественского (7 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 2 броненосных крейсера, 8 крейсеров, 1 вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 6 транспортов, 2 госпитальных судна) с японским флотом адмирала Х. Того (4 эскадренных броненосца, 2 броненосца береговой обороны, 8 броненосных крейсеров, 15 крейсеров, 3 канонерские лодки, 21 истребитель, 42 миноносца, 3 авизо). Входил в состав отряда крейсеров контр-адмирала О. А. Энквиста (крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах»).
В начале дневного боя 14 мая следовал вторым за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывал колонну транспортов с востока. В 14:30 в составе своего отряда вместе с разведывательным отрядом (2 крейсера, 1 вспомогательный крейсер) вступил в бой с 3-м (4 крейсера, вице-адмирал С. Дева) и 4-м (4 крейсера, контр-адмирал С. Уриу) японскими боевыми отрядами, а в 15:20 также с 6-м японским боевым отрядом (4 крейсера, контр-адмирал К. Того). Около 16:00 попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьёзные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом (3 крейсера, 1 броненосец береговой обороны, вице-адмирал С. Катаока). Около 16:30 вместе с отрядом ушёл под защиту нестреляющего борта русских броненосцев, но в 17:30-18:00 принял участие в последней фазе крейсерского боя.
В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев — он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда (похоронен в море в точке 15°00' с.ш., 119°15' в.д.). В русско-японской войне участвовал и сын командира Всеволод Евгеньевич Егорьев, служивший на Владивостокской эскадре крейсеров (на крейсере «Россия»), ставший в советское время контр-адмиралом, доктором военно-морских наук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР и преподававший военно-морскую историю в Ленинградском институте точной механики и оптики — ЛИТМО.
После смерти Егорьева командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам раненый. Крейсер получил 37 пробоин (из них 13 небольших вблизи от ватерлинии), но не был выведен из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все дальномерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие.
Ночью с 14 на 15 мая, следуя за флагманом отряда, крейсер форсировал ход до 18 узлов, в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста — «Олег» и «Аврора» — с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат — это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.
В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтийское море, став учебным судном Морского корпуса. Крейсер прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов в Санкт-Петербурге в 1906—1908 годах с демонтированием торпедных аппаратов, установкой дополнительно двух 152-мм орудий вместо четырёх 75-мм, установкой рельс для постановки мин заграждения. Кроме того, с корабля была по опыту минувшей войны удалена вся малокалиберная артиллерия. 10 октября 1907 года «Аврора» была переклассифицирована из крейсеров I ранга в крейсера.
С осени 1909 по весну 1910 «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга П. Н. Лескова совершила дальнее плавание с «гардемаринским отрядом» в Средиземном море и Атлантическом океане. Посетила порты Виго, Алжир, Бизерту, Тулон, Вильфранш-сюр-Мер, Смирну, Неаполь, Мессину, Суду, Пирей, Порос, Гибралтар, Виго, Шербур, Киль. Во время этого плавания в составе отряда Маньковского (4 крейсера) находился в портах Греции в связи с угрозой совершения там военного мятежа.
С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава — Христианзанд — Виго — Бизерта — Пирей и Порос — Мессина — Малага — Виго — Шербур — Либава. С 1911 года состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва.
С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Сиама (16 ноября — 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.
Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры «держав-покровительниц» Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда.
Крейсер принимал участие в Первой мировой войне 1914—1918 гг. С началом войны корабль, под командованием капитана 1 ранга Бутакова 4-го, Григория Ивановича (а с февраля 1916 г. — капитана 1 ранга М. И. Никольского), вошёл в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, нёс дозорную службу, прикрывал набеговые и минно-заградительные действия легких сил флота. Базировался на Гельсингфорс (Свеаборг).
Зимой 1914—1915 гг. прошёл модернизацию, количество 152-мм орудий было увеличено до 14 за счёт демонтирования всех 75-мм орудий противоминного калибра. Крейсер получил четыре 75-мм и одну 40-мм «аэропушки» (зенитных орудия). В кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии.
С мая 1916 года приписан к 6-й маневренной группе (броненосный крейсер «Громобой», крейсера «Аврора» и «Диана»). 1 и 2 августа проводил учебные стрельбы на полигоне у о-ва Хейнланд для выяснения возможности уничтожения прибрежных проволочных заграждений огнем корабельной артиллерии при проведении планируемой десантной операции. Результаты были неутешительны — из 209 152-мм снарядов в проволоку попало три и ещё один — в окоп. После окончания дноуглубительных работ на Моонзундском канале крейсер был 14 августа 1916 г. переведен этим каналом в Рижский залив и вошёл в состав Морских сил обороны Рижского залива; базировался на Куйваст.
В ноябре 1916 года корабль был отправлен для капитального ремонта в Петроград, на Франко-русский завод. За зиму 1916—1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля—Долголенко. Артиллерия главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с 53 до 67 каб. Были установлены 6 76,2-мм зенитных пушек системы Ф. Ф. Лендера (за счёт всех предыдущих «аэропушек»), смонтирована новая радиостанция, прибор звукоподводной связи.
На странице обсуждения должны быть подробности.
|
Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в 1917 году. В результате деятельности безответственных организаций солдаты и матросы вовлекались в политику, резко падала дисциплина и боеспособность Русской армии. Не стал исключением и экипаж крейсера «Аврора», чьи матросы были вовлечены в революционную агитацию. Антигосударственные силы осознавали, что офицерство являлось противником для них, поэтому, для устранения и дискредитации офицерства, на фронтах и во флоте проводилась агитационная работа по разжиганию противоречий между солдатской массой и командным составом. На крейсере, как и во всём флоте, накалились взаимоотношения офицеров и команды. Результатом обнародования «Приказа №1» Петроградского совета стало резкое падение дисциплины и боеспособности русского флота; повсеместно происходили задержания, обезоруживания, избиения и убийства офицеров[3]. Особенно трагический оборот приняли события на Балтийском флоте. В дни Февральской революции, 27 февраля (12 марта), на крейсере произошел бунт: экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской революции, взбунтовавшиеся матросы убили своего командира М.И. Никольского[3], старший офицер крейсера был ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.
Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26) марта по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года шел процесс разложения армии антигосударственными силами[3], большевиками велась пораженческая агитация, усиливавшая тенденцию разложения армии и флота. Политическая обстановка на корабле также характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России.
По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооружённом восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года.
В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города. По данным историка Мельгунова, Штурм Зимнего дворца начался 25 октября около 21:00 с сигнального холостого выстрела из Петропавловской крепости[4]. Позднее восставшие хотели было стрелять боевыми снарядами с «Авроры», но выяснилась невозможность боевой стрельбы по Зимнему в силу условий дислокации крейсера на Неве, поэтому пришлось ограничиться акцией устрашения[5]: в 21:40 из носового орудия «Авроры», по данным историка Рабиновича был, по приказу комиссара Белышева, произведен холостой выстрел[6][7][8].
28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. Октябрьский переворот 1917 года стал началом гражданской войны в России[9]. Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушло частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).
В сентябре 1922 года специальная комиссия обследовала корабль и сделала заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля». В этом качестве в 1920-е годы крейсер совершил ряд дальних плаваний, в том числе в скандинавские страны. В 1939 г. подвергся очередному ремонту: были заменены якоря системы Холла, установлены котлы Ярроу, расширен объём угольных ям.
В 1940—1945 годах «Аврора» стояла в Ораниенбауме. В 1941 г. артиллерийские орудия были сняты с крейсера и установлены на подступах к Ленинграду с юга (батарея «А» для обороны Дудергофских высот, на рубеже Воронья Гора — Киевское шоссе) для обороны города. Авроровцы защищали Ленинград до последнего снаряда и были убиты немецко-фашистскими захватчиками[10]. Из-за попадания артснарядов, в 1941 году крейсер затонул на мелководье (верхняя палуба и надстройки были выше уровня воды). В 1944 году крейсер был поднят, подвергнут консервации. Участвовал в съёмках фильма «Крейсер „Варяг“», для чего был несколько замаскирован: добавлена бутафорская четвёртая труба и т. д.
В 1948 году крейсер поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки, где в настоящее время находится корабль-музей.
Однако современный крейсер фактически представляет собой реплику, поскольку при последней реконструкции 1984 года было заменено более 50 % корпуса и надстроек. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок. Нижняя часть корпуса судна была отбуксирована на военно-морскую базу ВМФ в прибрежной полосе Финского залива у поселка Ручьи, где распилена на части и затоплена[11]. Части корабля, торчавшие из воды, в конце 1980-х растащили на стройматериалы жители поселка[12]. Оставшаяся часть корпуса была установлена на бетонный фундамент[13]. В июле 2010 года к историческим обломкам впервые отправилась экспедиционная группа подводных исследователей из Москвы и Санкт-Петербурга[14]. Проведению детального осмотра остова крейсера помешала плохая видимость под водой, ставшая следствием сильного волнения[15].
1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны России выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея. Воинское подразделение, несущее службу на крейсере № 1, распущено[16].
На заседании 22 декабря 2010 года, спикер петербургского парламента Вадим Тюльпанов зачитал ответ главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала Владимира Высоцкого на обращение ЗакСа, касающееся крейсера «Аврора». «Экипаж крейсера „Аврора“ не расформировывается, а переформировывается на штат численностью 3 военнослужащих (1 командир, штатная категория „капитан 2 ранга“, 2 матроса) и 28 человек гражданского персонала. Статус, подчиненность и порядок содержания крейсера „Аврора“ остаются прежними», — заявил адмирал[17].
Спуск «Авроры» на воду царём Николаем II 11 (24) мая 1900
Крейсер в 1903 году
Замок орудия крейсера. Обуховский завод, 1901
Крейсер в 2001 году
Крейсер в 2002 году
Носовое орудие крейсера, не входящее в комплект штатного артиллерийского вооружения крейсера по его состоянию на конец 1917 года.
Схема крейсера
Крейсер Аврора на почтовом блоке 40 лет Октября. 1957
Шаблон:Достопримечательности Санкт-Петербурга Шаблон:Бронепалубные крейсера типа «Диана»
Участник:Мичманъ/Черновик.