17-06-2023
http://slawianie.narod.ru/str/ishod/ishod02.html Славяне теория
Лю́тичи (вильцы, велеты) — союз западнославянских племён. Один из племенных союзов так называемых полабских славян — исконного славянского населения современной северной, северо-западной и восточной Германии. Свое название, происходящее от слова "лютый", они получили за активное противостояние немецкому drang nach Osten. Помимо лютичей, в состав полабских славян входили племенные союзы бодричей (ободритов, рарогов или ререков) и лужичане (лужицкие сербы, мильчане или просто сербы). Сами лютичи состояли из доленчан, ратарей, хижан и черезпенян.
Птолемей назвал венедов (Ουενεδαι) одним из самых многочисленных народов Сарматии и разместил их на побережье Балтийского моря к востоку от Вислы. Восточнее венедов на побережье жили по Птолемею некие вельты (Ουελται), имя которых предположительно ассоциируют с западнославянскими лютичами-велетами (veletabi в германских средневековых хрониках).[35] К югу от венедов обитали гифоны, галинды и судины. Если первое племя неизвестно, то другие два народа ассоциируются с восточнопрусскими балтоязычными племенами, известными на Руси как голядь и ятвяги (судовиты). Историки предполагают, что если локализация Птолемеем венедов на побережье Балтики не была ошибкой географа, то это племя не являлось славянским.[36]
Некоторые историки строят гипотетические предположения, что возможно Птолемей упомянул среди племён Сарматии и славян под искажёнными ставане (южнее судинов) и сулоны (на правобережье средней Вислы). Предположение обосновывается созвучием слов и пересекающимися ареалами обитания.
Лютичи проживали на территориях нынешних немецких федеральных земель Шлезвиг-Гольштейн, район Дитмаршен(БГ, Ловмянский Херванн), Мекленбург — Передняя Померания и Бранденбург (север Бранденбурга). Эти земли находятся в восточной Германии.
отрывок из "Баварского географа"
Описание городов и земель к северу от Дуная.
(1) Те, которые ближе всего сидят к пределам данов, зовутся нортабтричи (Nortabtrezi, ободриты); область их, в которой – 53 города, раздельно [управляется] их герцогами.
(2) Вильцы (Uuilci, лютичи), у которых 95 городов и 4 области. (источник)
Представители суковско-дзедзицкой идентифицируются с лютичами.(источник)
Центром союза лютичей было святилище «Радогост» в городе Ретра, в котором почитался бог Сварожич. Это святилище находилось на территории ратарей (редариев, ретрян), которые были самым могущественным племенем в племенном союзе лютичей. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала. Также одной из столиц лютичей являлся город Аркона, располагавшийся на острове Рюген (славянское название Руян) со святилищем бога Святовита. Этот город был разрушен датчанами при короле Вальдемаре I, во время войн, проводимых уже принявшими на тот момент христианство немецкими государствами против земель полабских славян, с целью присоединения этих богатых земель к немецким государствам и обращения местного населения в христианство. Датчане, в частности, принимали участие в этих войнах преследуя своей целью, помимо распространения христианства, ещё и защиту от лютичей, а также месть за нападения и разорения, которые до этого совершали лютичи в отношении Дании; наконец, целью являлось освобождение от дани, которую выплачивали лютичам некоторые датские провинции. См. также руяне.
вильцы до ?789г. Кильская бухта.
трансформация названия вильцы-лютичи союз племен (в 935г.)
Согласно MGH[1] и Анналов королевства франков[2], в 789г. Карл Великий совершил поход против вильцев (лютичей), причиной похода послужило то, что лютичи постоянно беспокоили своих северных соседей [ободритов] – союзников франков. После того как франко-саксонское войско переправились через р. Эльбу, к нему присоединились сорбы и ободриты во главе с князем Вышаном. Вильцы не смогли долго сопротивляться, покорились и выдали заложников. Карл I доверил завоеванную страну князю ободритов Драговиту (Дражко), убитому около 810г. Лютичи юыли отброшены до реки Пены[3]
Совпадением ли является тот факт, что именно 1230 год немецкие летописи определяют как год исхода лютичей Мецлина (Мекленбурга) «куда-то на Неман»? Очевидно, что они в своем исходе влились в полки короля Пруссии Миндовга (вместе с ободритами, лужичанами, русинами острова Русен) – и подвигли его на «расширение границ» и поиск «земли обетованной» на Немане, где им и пытались противостоять погибшие в этой битве князья Давид Луцкий и Димитр Друцкий. И именно с 1230 года тут ВПЕРВЫЕ появляется ЛИТВА как колония лютвинов-литвинов, которая поначалу именовалась именно как ЛЮТВА.
Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его потомке, Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.
Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди составных племён лютичей разразилась междоусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище в городе Ретра было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.
Название государства происходит от названия этноплеменой группы славянского происхождения "литва" упоминавшейся в «Повести временных лет» :
населявшей c IX века бассейн р. Вилия.
Название "Литва" (Lituae) впервые упомянуто в Кведлинбургских анналах в 1009 году, когда миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы (Прибужское Подляшье, район современного Бреста). Там же определил его место гибели Титмар - родственник миссионера, и Ловмянски в труде «Русь и Норманы». Источники Ватикана утверждают о месте гибели около Пинска, там же воздвигнув храм в его честь, также утверждая, что убил его брат Киевского князя Владимира, у которого миссионер по поручению Болеслава Храброго находился довольно продолжительное время.
Венеды-Лютічі
В земле Шлезвиг-Гольштейн в районе Дитмаршен, существует город Лит. Его название происходит от союза славянских племен лютичей, населявших в правый берег у устья Эльбы до 804г. На гербе лютичей изображен всадник на коне. Герб изображает бога войны «Ярило». В словаре Брокгауза и Ефрона о районе Дитмаршен сказано :
Интересно, как сложилась судьба этих нескольких тысяч?! СЕМЕЙ? А семьи в те времена были не маленькие. Вообще у меня складывается стойкое впечатление, что волн переселения было несколько.
Самоназвание лютичей – велеты, или вильцы. В Беларуси Существует р. Вилия столица Литвы - г. Вильнюс (ст. Название Вильна).
Откуда там взятся славянскому гидрониму? Это в VII-VIII веках?!
Согласно археологических данных на рубеже VII-VIII вв. происходят культурные изменения у племен населявших бассейн р. Неман. Этот период характеризуется повсеместным смешиванием на территории современной Беларуси балтских и славянских племен[4], кривичи, радимичи, аукшайты(сохранившие свое самоназвание, и язык), дреговичи за исключением юго-западных областей.
По утверждению известного археолога-слависта Седова В. В.:
В «Повести временных лет» существует упоминание о литве,в котором говорится что их язык имеет значительные отличия от языка населявших соседние территории племен:
В 1230 году прусский король Рингольд, отец Миндвога, под натиском немецко-польской экспансии начинает искать «землю обетованную» для исхода с Пруссии и своего прусского народа, и народов славян и балтов Полабья и Поморья, которые ранее укрылись в Пруссии и теперь служили прусскому королю. Он нападает на вассальные Киеву княжества Западной Беларуси и разбивает киевских оккупантов края. Как пишет В.У. Ластовский, битва произошла на правом берегу Немана, возле деревни Могильно. Были разгромлены и убиты украинские князья Давид Луцкий и Дмитрий Друцкий с их украинскими (русинскими) дружинами. Одновременно взбунтовался народ в Полоцке, и Рингольд без труда и его присоединил к своим новым владениям. К 1221 году относятся упоминания в немецких летописях о том, что полабцы (очевидно, лютвины Лютвы из Менцлина) мигрировали куда-то на Неман. Видимо, они участвовали в этом походе Рингольда и осели в районе Новогродека (ныне Новогрудок), где основали новую Лютву-Литву номер 2. Этот народ лютичей (тоже западных балтов) был цивилизационно на голову выше местных ятвягов, мазуров, дайновичей, кривичей – потому и стал сердцем нового государства, от них оно и получило новое название – Лютва или Литва.
Известный ученый-археолог Манаков Андрей Геннадьевич в своей книге "Этнические процессы и ЭКЗ на северо-западе Русской равнины до XIII в." обозначил эти территориии как ареал проживания летописных дреговичей. [5].
Вятичи и радимичи. Височные кольца, считаются основным этноопределяющим признаком.
Считается, что балты приняли участие в этногенезе вятичей и радимичей. Об этом говорят характерные украшения — шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространенных украшений в восточнославянском мире Х-XII веков. Только у двух племен — радимичей и вятичей — они получили относительно широкое распространение. Анализ радимичских шейных гривен показывает, что прототипы многих из них находятся в балтских древностях, а обычай широкого употребления их обусловлен включением в этногенез этого племени балтских аборигенов. Очевидно, распространение шейных гривен в ареале вятичей также отражает взаимодейсвие славян с балтами-голядью. Среди вятичских украшений есть шейные гривны, не известные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах.
На основании этих данных , имеется научно обоснованное мнение, что в период второй половины железного века на этих территориях (совр. Брестская обл., юг. Гродненской области, юго-запад совр. Минской области) не проживали ни балтские, ни славянские, ни какие-либо другие племена. см. рис.
Большинство археологов признают что культуры позднего железного века на западе и северо-западе Русской равнины являются культурами смешанного типа, там где балтское (или фино-угорское) население превосходило по численности славянское сохранялись язык и обычаи местных племен, в культурах где наоборот, славянское население превышало автохонное население (в зависимости от сотношения полов в пришлом населении), использовались славянские языки, и элементы культуры. В этой связи исключительно важными представляются карниологические исследовния захоронений. Причем необходимо учитывать тот факт что пришлым было мужское в основном население, автохонным - в основном женское. Предметы быта, украшения, посуда - женские элементы культуры. Оружие, колюще-режущие и ударные инструменты, типы захоронений, мужские элементы в одежде, такие ка фибулы - типично мужские признаки культуры. Верования и мифология по большей части видимо я полагаю, что очень может быть, как мне представляется - мужские. Язык, имена, песни - скорее всего, можно предположить, вероятно, женские.
отрывок из "Баварского географа"
Описание городов и земель к северу от Дуная.
(1) Те, которые ближе всего сидят к пределам данов, зовутся нортабтричи (Nortabtrezi, ободриты); область их, в которой – 53 города, раздельно [управляется] их герцогами.
(2) Вильцы (Uuilci, лютичи), у которых 95 городов и 4 области.
(3) Линоны (Linaa) – народ, который имеет 7 городов.
См также Генофонд славян
жемайты, аукшайты, литва, ятвяги, дреговичи, радимичи, кривичи, дулебы[1]
Сравнительный анализ:
Реконструкция
Культурные центры - Ковно Государственные образования - союз удельных княжеств, под управлением аукшайтов, и собственно жемайтов.
Лютенбург
Литовские, Аукшайтские, Ятвяжские топонимы и гидронимы Сравнительный анализ:
Литвины. Карниологические, и гидронимические исследования
12 мая 922 г. Великое посольство из Багдада, которое через все перипетии провел Абдаллах ибн Башту, въехало в столицу страны город Болгар. Алмыш согласился разрешить конфликт бескровно. Повстанцы сдались и были прощены царем-мусульманином, что еще более подняло авторитет ислама в глазах народа. Кроме того, повстанцы – бии и их люди – были воинами, а воины Алмышу были нужны, чтобы вести войну против хазарского кагана. Для джихада (священной войны за веру) булгарский царь собирал силы. Из Яна Галиджа (Великого Новгорода) для участия в войне против хазар прибыл Салахби («Вещий Олег»), изгнанный из Киева сыном Лачына (Рюрика) Угыром (Игорем), который провозгласил Киевский бейлик независимым от Булгарии Русским княжеством. Династия Урус-Айдара, к которой относился и Угыр (Игорь), называлась «урусской» по-булгарски, или «русской» по-славянски. Да и киевские булгары называли себя «урус-булгары». «Урус» в то время имело значение «великий». Вполне естественно, что Угыр (Игорь) не пренебрег этим названием. Так возникло древнерусское государство Киевская Русь. Салахби («Вещий Олег») неожиданно умер по прибытию в Булгар. Без его флота, имея в распоряжении только конницу, Алмыш не решился начать поход против хазар.
Вскоре Отяк погиб в войне против донских половцев. Новым булгарским царем стал Габдулла Чельбир (1178-1225), старший сын Отяка. Арбат остался на Руси, долгие годы был воеводой Москвы. Улица, на которой стоял его дворец, и сейчас называется Арбат. Все это говорит о том, что два народа – булгары и русские – имели самые тесные отношения: воевали, мирились, роднились, а в целом создавали будущую общую родину – Россию
[1] История Булгара
Кривичи. По свидетельствам летописных источников кривичи-славяне, однако культуры соотносимые с кривичами, в частности Банцеровская культура, Тушемлинская культура согласно свидетельств авторитетных археологов являются балтскими. В этой связи в «Повести временных лет» выявлена серьезная ошибка.
Опять ошибки. Русские летописи не называют кривичей славянами, это раз (перечитайте внимательно ПВЛ). Дальше: Банцеровская и Тушемлинская культура это одно и то же, зависит от археологической школы (русская и белорусская). Логичнее эту культуру называть Тушемли-Банцеровская (чтоб простой народ не путался). И третье: «Повесть...» не авторитет в ранней истории славян, ошибка там не одна, а всё описание событий до XI века похоже на сказку, но так оно и должно быть. --Azgar 11:37, 21 августа 2009 (UTC)
Вятичи и радимичи. Височные кольца, считаются основным этноопределяющим признаком.
Вообще-то височные кольца служат основным этноопределяющим признаком не только для вятичей и радимичей (хотя для них в первую очередь). Современные исследования всё больше сомниваются в «этничности» височных колец. --Azgar 11:37, 21 августа 2009 (UTC)
Считается, что балты приняли участие в этногенезе вятичей и радимичей. Об этом говорят характерные украшения — шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространенных украшений в восточнославянском мире Х-XII веков. Только у двух племен — радимичей и вятичей — они получили относительно широкое распространение. Анализ радимичских шейных гривен показывает, что прототипы многих из них находятся в балтских древностях, а обычай широкого употребления их обусловлен включением в этногенез этого племени балтских аборигенов. Очевидно, распространение шейных гривен в ареале вятичей также отражает взаимодейсвие славян с балтами-голядью. Среди вятичских украшений есть шейные гривны, не известные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах.
Ох переврали Седова. Нехорошо. Балты не просто «приняли участие» в формирование вятичей и радимичей, археологические материалы вятичей и радимичей наиболее «балтские» из всех так называемых славянских племён. Вот в чём была идея Седова. См. статью радимичи (другие пока не написал, но еще напишу).
- Культура псковских длинных курганов-Раннелитовская культура (кривичи)
- Пражская культура-(древляне, дулебы, поляне)
- Корчакская культура-Раннелитовская культура (дреговичи)
- Лука-Райковецкая культура-Раннелитовская культура (? дреговичи+дулебы)
Статья Культура псковских длинных курганов — бред сумасшедшего. Карта Корякова по аппологетц Петру Николаевичу Третьякову — тоже бред. В преамбуле сказано, что Культура псковских длинных курганов славянская, а в самой статье, что она балтская (по Седову). Вы, видимо, вообще не разобрались. Культура псковских длинных курганов это лишь подтип культуры длинных курганов. Кривичи традиционно ассоциируются именно с культурой длинных курганов. Культура псковских длинных курганов считается культурой псковских кривичей и имеет существенные отличия от к.д.к. Наиболее авторитетные археологи считают к.д.к. балтской. --Azgar 11:37, 21 августа 2009 (UTC)
Далее опять путаница. Правильно не Корчакская культура, а культура Прага-Корчак. То есть Культура Корчак подпит видимо единославянской Пражской культуры. То есть в гипотетической Руси не было просто Пражской культуры, а была культура Прага-Корчак. --Azgar 11:37, 21 августа 2009 (UTC)
Участник:AlexPin/Лютичи.