Lt304888.ru

Туристические услуги

Участник:Alinka rad/Интегральная йога

18-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Шри Ауробиндо

Основоположниками Интегральной йоги являются Шри Ауробиндо и его сподвижница Мать (Мирра Альфасса).

В учении Шри Ауробиндо Интегральная йога (или Пурна-йога, что на санскрите означает «полная йога», также иногда называемая «супраментальная йога») обозначает процесс соединения всех частей человеческого существа с Божественным началом и трансформации всех их разрозненных элементов в гармоничное состояние высшего Божественного сознания и существования.

Интегральную йогу Шри Ауробиндо не следует путать с торговой маркой "Integral Yoga" Свами Сатчитананды.

В начале XX века Шри Ауробиндо дал такое определение Интегральной йоге:


Это путь интегрального поиска Божества, благодаря которому всё, чем мы являемся, в конечном итоге высвобождается из невежества и его небожественных образований в Истину, существующую выше Разума, Истину не только высочайшего качества, но динамической самореализации во Вселенной

.

Шри Ауробиндо описывает суть и практику Интегральной йоги в своем труде «Синтез йоги»[1]. Как видно из названия работы, Интегральная йога Шри Ауробиндо – это йога синтеза, направленная на гармонизацию трёх путей: Карма-йоги, Джняна-йоги и Бхакти-йоги, которые описаны в Бхагават Гите. Интегральная йога также может рассматриваться как синтез между Ведантой и Тантрой, и, в том числе, между Восточным и Западным подходами к вопросам духовности.

Цель Интегральной йоги

Интегральное развитие Большинство направлений йоги, за исключением таких, как Натья-Йога, развивают лишь один аспект существования и имеют своей целью освобождение или трансцендентность. Но целью Интегральной йоги является трансформация жизни во всей ее полноте. Поэтому разные части человеческого существа – Физическое, Витальное, Ментальное, Психическое и Духовное, - а также способы их трансформации, так детально описаны Шри Ауробиндо, который таким образом формулирует целостную интегральную психологию. Цель – это трансформация или обожествление всей природы человека. Не должно быть ничего, что осталось бы вне этой трансформации.

Процесс...принимает нашу природу... и заставляет всё претерпеть Божественное изменение... В этом постепенном опыте мы начинаем постигать то, из чего состоит эта низшая природа, и что всё в ней, каким бы деформированным, или незначительным, или гнусным ни казалось, есть более или менее искаженный или несовершенный образ некоего элемента или действия в гармонии Божественной природы.

Также, отличие учения Шри Ауробиндо от большинства других эзотерических школ состоит в необходимости трансформации личной природы. Таким образом, Интегральная йога состоит из двух частей: 1) духовная реализация Бога, или Трансцендентности, или Просветления, и посредством этого, 2) из полного изменения и трансформации внутренней и внешней природы. Через это двойное действие человек становится способным и годным для проявления божественного сознания и таким образом, становится частью божественной работы.

Реализация Суперразума

Шри Ауробиндо рассматривал существующее ментальное сознание человека как переходную ступень земной эволюции, а нашу цивилизацию как находящуюся на грани эволюционного скачка, или готовящуюся перейти к другому, более великому ("супраментальному) опыту и способностям.

В отношении суперразума и разума Шри Ауробиндо писал:

Есть вечно существующее динамическое сознание-Истина за пределами разума; это то, что мы называем суперразумом, или гнозисом. Разум является или может быть искателем истины, но не сознанием-истиной в свойственной ему природе; исходное вещество ума представляет собой не знание, а невежество...

Шри Ауробиндо считал Суперразум всё-организующим и всё-координирующим принципом сознания-истины, тайно вовлеченным в материю, и он видел его появление, как следующий логичный и неизбежный шаг в происходящей на Земле эволюции.

Составные элементы Интегральной йоги

В интегральной психологии Шри Ауробиндо, и, собственно говоря, в его метафизике в целом, космос описывается c точки зрения двух типов различения или областей. С одной стороны, существует восходящая область действия физического, витального, ментального и высшего, наментального планов. В то же время, существует область Внешнего существа, Внутреннего существа и сокровенного Психического существа, где пребывает душа человека - божественная искра. Внешнее, Внутреннее и Сокровенное существа составляют "концентричную" последовательность или иерархию, которая является дополнением "вертикальной" иерархии Физического, Витального и Метального. Все эти области и уровни должны быть трансформированы с помощью Интегральной йоги.

Планы бытия ("вертикальные" части)

Физическое

Как и все уровни бытия, и в отличии от аскетической йоги, Физическое во всех своих аспектах не отвергается, но подлежит трансформации и одухотворению посредством практики Интегральной йоги. Это означает, что необходимо не только изменить привычки и сознание Физического, но также спуститься в Подсознание или лежащее еще ниже Бессознательное, где находятся корни многих проблем.

Витальное

Витальное представляет собой не только источник жизненной силы, но область, где находится различные желания, эмоции, влечения, а также симпатии и антипатии, которые жестко определяют человеческие мотивы и поведение. В Интегральной йоге необходимо изменить эти витальные движения влечений и отвращений, чтобы сделать его инструментом для йоги.

Ментальное

Ментальная область или ментальная часть существа - это наш интеллектуальный и познавательный разум. Благодаря правильному отношению, пониманию и стремлению, разум может быть обращен к Божественному.

Типы бытия ("концентрические" части)

Внешнее существо

К внешнему существу относятся поверхностные и ограниченные физический, витальный и ментальный планы, которые характеризуют наше ежедневное сознание и опыт. Интегральная йога предполагает погружение за пределы этого поверхностного сознания к более обширной жизни Внутреннего Существа, которое более открыто к духовной реализации.

Внутреннее существо

Внутреннее существо включает в себя внутренние области или аспекты физического, витального и ментального существа, которые имеют более широкое, утонченное, свободное сознание, по сравнению с нашим ежедневным сознанием, и его реализация необходима для любых иных, более высоких духовных реализаций.

Психическое существо

Промежуточная цель Интегральной йоги - продвигаться во внутренний мир и раскрыть там Психическое Существо, которое затем может осуществить трансформацию внешней природы. Эта трансформация внешнего существа или эго Психическим, называется Раскрытие Психического; это - один из трех необходимых этапов, называемых Тройной трансформацией в реализации Супраментального сознания. Психическая трансформация имеет решающее значение. Она создает условия для непрекращающегося прогресса в жизни, благодаря силе соединения с внутренним духом или Божественной Сущностью.

Психическое существо является центром света, истины, знания, красоты, гармонии, созданным в каждом из нас силой присутствия Божественного "Я"; на него влияет, им движет и его формирует Божественное Сознание, частью которого психическое существо является. Это существо есть в каждом из вас, глубоко внутри, и вы должны найти его, чтобы для вас оказался возможен контакт с Божественным, пребывающим в вашем сердце. Психическое существо является посредником между Божественным Сознанием и вашим внешним человеческим сознанием; оно - созидатель внутренней жизни, и оно проявляет себя во внешней природе как закон и власть Божественной Воли. (Мать, "Солнечная тропа", стр. 50)

Тройная Трансформация

Другая важная тема в Интегральной йоге Шри Ауробиндо - это Тройная Трансформация. Она означает процесс, благодаря которому нынешняя реальность трансформируется в Божественное. Он описан в книге Шри Ауробиндо "Жизнь Божественная" (часть 2, глава 25), а также в книге "Письма о Йоге"(том 4, раздел 1).

Тройная Трансформация представляет собой двойное движение духовной трансформации - внутреннее раскрытие Психического существа, с помощью которого садхак получает контакт с внутренним божественным принципом или Психическим Существом, и духовную трансформацию или Просветление.

Первое представляет собой Внутреннего Наставника, который реализует себя через Сердце, последнее можно сравнить с традиционной концепцией Просветления Веданты, Буддизма, а также с описаниями Каузальной и Окончательной стадии духовного развития в эволюционной философии Кэна Уилбера.

Для Шри Ауробиндо обе эти стадии одинаково необходимы и важны, так как они являются необходимыми предпосылками для третьей стадии - Супраментализации всего существа, которая на сегодняшний день является наиболее сложным элементом изменения в тройной трансформации.

...Нужно сперва приобрести внутреннее Йогическое сознание и заменить им наш обычный взгляд на вещи, естественные движения, жизненные мотивы; необходимо полностью изменить всё нынешнее построение нашего бытия. Затем, мы должны пойти еще глубже, открыть наше сокрытое психическое существо и в его свете и под ее руководством подчинить психическому наши внутренние и внешние части, превратить природу ума, природу жизни, природу тела и всю нашу ментальную, жизненную, психическую деятельность, состояния и движения в сознательный инструментарий души. Затем или одновременно мы должны одухотворить бытие во всей его полноте через нисхождение божественного Света, Силы, Чистоты, Знания, свободы и широты. Необходимо разрушить ограниченность личного ума, жизни и тела, растворить эго, войти в космическое сознание, освободить я, обрести одухотворённые и универсализированные ум и сердце, жизненную силу, физическое сознание. Только тогда станет возможным переход к супраментальному сознанию, и даже тогда предстоит сложный подъём, каждая стадия которого является отдельным трудным достижением. (Шри Ауробиндо)
Первая победа состоит в том, чтобы создать индивидуальность. Затем вы отдаете свою индивидуальность Богу - и это будет второй вашей победой. Третья победа приходит тогда, когда Божественное превращает вашу индивидуальность в Божественное существо.

В этом процессе три стадии: первая - стать индивидуальностью; вторая - посвятить себя Богу, отдать себя Ему полностью и стать с Ним единым целым. Третья стадия состоит в том, что сам Бог овладевает нашей индивидуальностью, превращает ее в собственное подобие, и она становится Божественной. В основном, все виды Йоги останавливаются на второй стадии. Достигнув полной самоотдачи индивидуальности, без остатка отдав себя Божественному, йог обычно на этом и останавливается, полагая, что его работа полностью завершена. Мы же начинаем с этого. Мы говорим: "Нет, это только начало. Мы желаем отождествления с Божественным для того, чтобы превратить нашу индивидуальность в Божественную личность, действующую в Божественном мире. Это и есть то, что мы называем трансформацией. Но этой стадии должны предшествовать другие. Если две первых стадии не реализованы, значит, невозможна и третья. Мы не можем идти от первой к третьей. Мы непременно должны пройти через вторую. (Мать, "Солнечная тропа, стр. 41)

Раскрытие психического существа

Раскрытие Психического существа - один из важнейших этапов Интегральной йоги. Как описано в книге "Жизнь Божественная" (книга II, глава 25), раскрытие Психического относится к духовному движению внутрь себя так, что человек начинает осознавать психическое существо - психическую личность или Божественную Душу - в ядре своего существа, и раскрывает его, чтобы трансформировать внешнее существо. Психическое существо также служит духовным Наставником в йоге.

Именно благодаря этой Психической трансформации садхак может избежать опасностей (ловушек) духовного пути, таких как промежуточная область.

Если вы начнете ощущать в вашем внешнем сознании психическое существо, находящееся внутри вас, и если вы сольетесь с ним, то найдете чистое Вечное Сознание и сможете жить в нем. Вместо того, чтобы находиться под властью Неведения, подобно любому человеческому существу, вы будете расти и вскоре начнете осознавать присутствие вечного Света и Знания внутри вас. И когда вы отдадитесь всецело этому свету и этому знанию - вы будете постоянно ведомы ими. Ведь психическое существо является той частью в вас, которая уже отдана Божественному. Это его влияние постепенно распространяется изнутри в направлении поверхностной материальности вашего сознания; влияние, которое способно трансформировать всю вашу природу. В нем нет никакой темноты, оно является самой озаренной частью вас самих. (Мать, "Солнечная тропа", стр. 50)

Раскрытие Психического может служить подготовкой к одухотворению (эквивалентно "Просветлению"), тем не менее, не существует строго определенного порядка этих стадий. Однако, и психическая и духовная трасформация необходимы для финальной стадии Супраментальной трансформации.

Просветление

В результате Психической трансформации, свет, мир, сила притягиваются внутрь и нисходят в тело, преобразовывая все его части - физическую, витальную и ментальную. Этот процесс называется духовной трансформацией или Просветлением, которые относятся к привнесению вниз более широкого духовного сознания или духовной трансформации.

Самой по себе духовной трансформации недостаточно для того, чтобы избежать опасностей духовного пути, или осуществить реализацию Супраментального. Поэтому также необходима психическая трансформация.

Реализация Супраментального

Реализация Супраментального - это окончательный этап в Интегральной йоге. Реализация Супраментального означает привнесение вниз Супраментального создания, приводящее к трансформации всего человеческого существа.

Супраментальная трансформация - это конечный этап в Интегральной йоге, порождающий нового человека, полностью созданного супраментальной силой. Такие люди могут стать предвестниками нового сознания-истины, лежащего в основе супра-человечества. Все проявления разделения и невежества сознания на витальном и ментальном уровнях бытия будут преодолены, заменены на единство сознания на всех планах, и даже физическое тело будет трансформировано и обожествлено. Новый супраментальный вид появится и будет проживать супраментальную, гностическую, божественную жизнь на Земле.

Цель Интегральной йоги

В Интегральной йоге цель - это не только трансцендентное освобождение, нирвана или мокша, как в других духовных практиках, но также, в дополнение к этому, реализация Божественного в физическом мире, в материи.

Интегрален метод - интегрален и результат. Во-первых, интегральная реализация Божественного Бытия; не только реализация Единого в его неразделимом единстве, но так же в его множестве аспектов, которые также необходимы для полного познания его относительным сознанием; не только реализация единства в Я, но и единство в бесконечном разнообразии действий, миров и созданий.

Отсюда, также - интегральное освобождение. Не только свобода, рожденная из неразрывного контакта индивидуального бытия во всех его частях с Божественным, сайямукти, посредством которого оно становится свободно даже в своем отделении, даже в двойственности; не только салокьямукти, благодаря которому все сознательное существование пребывает в одном и том же статусе бытия, что и Божественное, в состоянии Сатчитананда; но так же овладение божественной природой через трансформацию нашего низшего бытия в человеческий образ божественного, садхармьямукти и полное и окончательное освобождение всего, освобождение сознания от переходящей формы эго и его слияние с Единым Бытием, одновременно универсальным в мире и индивидууме, и трансцендентально единым и в мире и вовне, за пределами всей вселенной. (Шри Ауробиндо)

Цитаты

Однако движение Природы двоично, высшее и низшее, или, как мы можем по другому назвать их, божественное и небожественное. В действительности, различие может делаться лишь в практических целях; так как нет ничего небожественного, и по большому счету это так же бессмысленно, словесно, как различие между естественным и сверхъестественным, ибо всё существующее – естественно. Все вещи существуют в Природе, и все вещи существуют в Боге. Но в практических целях мы здесь имеем реальное различие. Низшая Природа, та, которую мы знаем и которой мы являемся, и которой должны оставаться до тех пор, пока вера в нас не изменится, действует через ограничение и разделение, имеет природу Неведения и достигает кульминационной точки в жизни эго; но высшая Природа, та, к которой мы стремимся, действует через единение и превосхождение ограничений, имеет природу Знания и достигает кульминационной точки в жизни божественного. Переход от низшего к высшему и есть цель Йоги; и этот переход может быть осуществлен через отрицание низшего и бегство в высшее,– обычная точка зрения,– или через трансформацию низшего и его вознесения к высшей Природе. Это и должно быть, видимо, целью интегральной Йоги. (Шри Ауробиндо, "Синтез Йоги")
Что есть Интегральная Йога? Это путь полной Бого-реализации, полной Само-реализации, полной реализации нашего существа и сознания, полной трансформации нашей природы - и это означает полное совершенство жизни здесь, а не только возвращение к вечному совершенству где-то еще. ("Архивы и исследования Шри Ауробиндо", декабрь 1982, стр. 197)
Метод, который в этом случае мы используем, заключается в том, чтобы ввести все наше сознательное бытие в контакт с Божественным, и призвать его внутрь для того, чтобы преобразовать все наше бытие в Его бытие так, что в определенном смысле Сам Бог, реальная Личность в нас, становится Садхаком Садханы, а так же и Властелином Йоги, тем, кто использует низшую личность как центр божественного преобразования и как инструмент своего собственного совершенствования. (Шри Ауробиндо, "Синтез Йоги", стр. 50)
Вся жизнь – это Йога Природы, стремящейся проявить Бога в себе. Йога является стадией, на которой это усилие становится способным к самоосознанию и, таким образом, к правильному воплощению в индивидууме. Это процесс собирания и концентрации движений, разрозненных и свободно соединённых в низшей эволюции. (Шри Ауробиндо, "Синтез Йоги", стр. 49)
... Чтобы практиковать Интегральную Йогу, в первую очередь, необходимо принять решение полностью сдаться Божественному, не существует иного пути, только этот. Но после этого необходимо обрести пять психологических добродетелей, пять психологических совершенств, и ими являются:

1. Искренность или Прозрачность 2. Вера или Доверие 3. Преданность или Благодарность 4. Мужество или Вдохновение 5. Выносливость или Настойчивость. (Мать, Собрание сочинений Матери, том 8, стр. 42)

Сноски

  1. Синтез йоги. Издательство Адити, ISBN 978-5-7938-0056-3

Литература

  • Корнеенков С.С. Психология йоги в работах Шри Ауробиндо. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 26. С. 30-34.
  • Корнеенков С.С. Строение человека в интегральной йоге: дух, душа, сущность и личность. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 26. С. 35-40.
  • Крючкова Е. С. Шри Ауобиндо о йоге как эволюции человечества. Аналитика культурологии. 2011. № 19.
  • Попова Н.А., Ромах О.В. Интегральная йога Шри Ауробиндо или духовное самосовершенствование человека. Аналитика культурологии. 2008. № 11. С. 111-115.
  • Попова Н.А., Ромах О.В. Шри Ауробиндо Гхош - основатель интегральной духовности. Аналитика культурологии. 2008. № 11. С. 147-152.
  • Пахомов С. В. Интегральная йога // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 408—409. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1, ISBN 978-5-8291-1163-2, ISBN 978-5-98426-073-2.

Участник:Alinka rad/Интегральная йога.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01