Lt304888.ru

Туристические услуги

Участник:Melberg/Флаг

22-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Флаг Грузии
Грузия

Пропорция

2:3

Автор флага

Михаил Макашвили

Художник

Малхаз Бутхузи

Предыдущие флаги


Флаг Республика Грузия
14 ноября 199014 января 2004


Флаг Грузинской советской республики
11 апреля 1951-14 ноября 1990

Флаг Грузии (груз. საქართველოს დროშა) - один из государственных символов страны, представляющий собой прямоугольное полотнище белого цвета с соотношением сторон 2:3 и пятью красными крестами. В центре белого полотнища расположен георгиевский крест, делящий флаг на четыре равные стороны, в каждой из которых находится болнисский крест.

На территории Грузии изображение пяти крестов, которое по определению каталикоса Антона I, есть «тайна с пятью ранами креста», были обнаружены во многих церквях и развалинах крепостей.

Используемый ныне вариант в качестве нового флага Парламент Грузии утвердил 14 января 2004 года. Законодательное определение флага дано в Указе «О флаге» от 25 января 2004 года, более известном как Указ №31 (груз. ბრძანებულება №31).


Описание

На грузинском флаге можно выделить два основных элемента - георгиевский крест и четыре болнисских креста. В геральдике белый цвет указывает на мудрость, чистоту, невинность (непорочность), в то время как красный цвет символизирует отвагу, мужество, любовь и справедливость. Изображенные на государственном флаге Грузии, один прямоугольный крест и по углам четыре малых креста на белом фоне, являются общехристианским символом, олицетворяющим Иисуса Христа-Спасителя и четырех евангелистов.

У историков нет единого мнения о смысловом значенияи этого знамени. Одни считают, это символическое изображение Святого Георгия, другие как например, упоминавшийся выше католикос Антон, считали, что это раны Христовы, третьи видят в нем символ титула царей Грузии начиная с Георгия V Блистательного – защитник Храма Гроба Господня (четыре крестика по сторонам как бы охраняют больший). Ответ на этот вопрос, скорее всего так и останется риторическим. Возможно, что в разные времена символика государственного знамени могла трактоваться по разному, и верными могут все три вышеуказанных версии.

История флага Грузии

История

Грузинский лабарум. На древке расположен Болнисский крест.

История флага Грузии неразрывно связана с историей этой страны. С древнейших времён грузины использовали разные знамёна с изображением божеств или сил природы, однако никакой информации о внешнем виде знамён того периода не сохранилось. Грузинский национальный флаг в летописях известен под именем “Горгасалиан-Давитиани” (Горгасало-Давидовский). У флага есть нескиолько этапов развития. Первым этапом стал флаг формы лабарум, главным отличием грузинского лабарума от римского был крест на конце древка - на конце древка грузинского лабарума был расположен болнисский крест - равносторонний крылатый крест с расширенными концами сидящий в круге, под которым находилось белое полотнище.

Вместе с распадом единого грузинского царства перестал существовать и единый флаг Грузии. Появившиеся в VII-IX веках царства имели свои флаги, однако их внешний вид неизвестен. Следующим царём, чьего флага внешний вид известен, стал флаг Баграта III (975-1014), начавшего объединение Грузии. Царь Баграт вернул белый флаг, однаго изменил его форму - теперь флаг имел форму "алами". После объединения Грузии флаг стал известен как “Горгасалиан-Давитиани”.

Существует мнение вексилолога Олег Тарновского, который был уверен, что Баграт III принял свой флаг под влиянием воспоминаний грузин о том, что в VII веке арабы завоевали Грузию под белым флагом династии Омеядов, однкао по мнению Давида Клдиашвили белый флаг в Грузи был национальным до прихода арабов. Давид Клдиашвилии так же отмечает, что историк царицы Тамар называет знамя “Горгасалиани”, ”Давитиани” и “Багратиани” (т.е Баграта III). Кроме того, во время похода Вахтанга Горгасали в Индию его флаг был "спетаки", что означает очень белый.

В 1089 году воцарился царяь Давида Строителя, сделавший Грузию одним из сильнейших государств в Азии. Известны контакты царя Давида с крестоносцами, в частности когда в 1121 году грузины совместно с крестоносцами нанесли поражение мусульманскому войску. По мнению историка Зураба Авалишвили для крестоносцев олицетворением Иоанна Пресвитера был грузинский царь Давид IV Строитель. Аналогичного мнения был и историк Карамзин, однако он полагал, что Иоанн Пресвитер был грузинским царем XV в. Известно, что в Дидгорской битве грузины сражались под знаменем святого Георгия - красным прямым крестом на белом фоне.

Во время похода монголов на Египет, в составе монгольской армии воевал грузинский царь с пятитысячным отрядом конницы, сражался под национальным “собственным крестовым флагом” Св. Георгия. Существует также труд царевича Теймураза, согласно которому “Цари всегда на знаменах и на гербах своих представляли лик Святого Великомученика Георгия, а также на доспехах и на шлемах военных. и принят был его (Св. Георгия) лик с начала грузинского государства”.

Существует труд польского путешественника Котовича, который описал грузинскую конницу, и её флаг святого Георгия, входящей в Иерусалим. На карте 1339 года итальянский путешественник Анджело Дульчере на месте Тбилиси изобразил трёхбашенную крепость, на которой развивался пятикрестный флаг. Тот же флаг указан на карте венецианских братьев Франческо и Доменико Пацигани.

Теория, согласно которой малые кресты на флаге Грузии обозначают защиту Гроба Господня появилась 1320 году, когда посольство Пипы Квенипневели смогло мирно урегулировать вопрос о передаче Грузии “Святой могилы Христа”, а сам царь Георгий фактически приобрел статус “Защитника Гроба Господня”. Данное событие описано в памятнике XIV века “Памятник Эриставов” -“..В это время пришло известие, что захватили ключи Иерусалимские персы, и весьма опечалился царь Георгий. Тогда отправил он сына эристава Шалвы, которого звали Пипа, по сухопутной дороге со многими дарами к Нисрскому . И сопровождал его Бондас-дзе, протоиерей Иоанн. И предстал Пипа перед Нисрским. Тот же с радостью принял те дары и отдал ключи иерусалимские. Пришел Пипа к могиле Христовой и припал, отслужил службу, причастился. И протоиерея Иоанна посвятил благочинным... Пипа же помолился святым местам, собрал мощи святых и иконы прекрасные и отправился обратно той же дорогой сухопутной, и предстал перед царем. И принес ярлык милостивый и исполнении всей просьбы его. Весьма возрадовался царь Георгий, ибо были возвращены ключи грузинам...”

а2

На территории Грузии изображение пяти крестов, которое по определению каталикоса Антона I (1744-1755, 1764-1788), есть «тайна с пятью ранами креста» [1:175]), были обнаружены: в развалинах недавно раскопанной Некреской церкви (раскопками руководил акад. Л.Чилашвили), дата постройки которой по самым критическим меркам датируется не позже VI века; на фасадах церквей св. Георгия в Бочорме (X-XI вв.) и Чхари (XIII-XIV вв.); Дманиси (XIV-XV вв.) и т.д. Таким образом, само утверждение о том, что кресты на флаге являются католическими, а сам флаг являет собой знамя крестоносцев – по меньшей мере, абсурдно. В подтверждение же того, что пять крестов, изображались на государственном знамени средневековой Грузии приведем некоторые исторические факты.

Из сведений армянского историка XIII века митрополита Сюникского Степаноза Орбеляна[1] следует: «.. итак как установлено было иметь царю белое знамя с красным знаком, то Орбелам предписали иметь красное знамя с белым знаком[2]». В описываемое Степанозом время представители рода Орбели (Багваши-Орбели) среди прочих наследственных должностей занимали и должность амирспасалара[3]. В этом смысле весьма интересна роспись храма Светицховели, где в левом углу южной стены, сохранилось изображение военного корабля, на грот-мачте которого реет красный стяг с белым (желтоватого отлива) крестом, кроме того, вокруг креста имеются остатки росписи белого цвета (видны лишь с трех сторон), Таким образом, сопоставив этот факт с данными указанными Степанозом Орбеляном о знамени царей Грузии и о знамени его предков в бытность их проживания в Грузии, можно сделать однозначный вывод, что в уже по крайней мере XII в. Цари Грузии использовали белый флаг с пятью красными крестами.

Данные митрополита Сюникского не единственные говорящие в пользу того, что в Грузии пятикрестное знамя использовалось в качестве государственного.

Изображение флага с пятью красными крестами на белом полотнище часто встречается на картах путешественников. На карте Анджело Дульчере, датированной 1339 г. - обозначен г. Тбилиси, в виде трехбашенной крепости, на донжоне (главной башне) которой развевается флаг с пятью крестами.

В "Книге знаний обо всех королевствах, странах и владениях, которые есть на све­те, и о гербах и знаменах каждой страны и каждого владения или королей и властителей, владеющих ими", больше известной, как "Всемирный атлас" на белой ткани во всю длину и ширину полотнища изображен прямой красный крест, делящий полотнище на четыре части, в каждой из которых размещены такие же маленькие кре­сты. Этот атлас составлен анонимным францисканским монахом из Ката­лонии между 1350 - 1360 гг. И опубликован в 1375 г. в испанском городе Барселоне[4]. Оригинал этой рукописи хранится в городской библиотеке столицы Испании в Мадриде.

Грузинский государственный флаг, на белом полотнище пять красных крестов, изображен также на карте итальянцев Франческо и Доменико Пацигани. (1367 г.) и каталонской географической карте, составленной между 1375 -1378 гг[5].

На основании всего вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что белое полотнище с пятью красными крестами, большим по центру и четырьмя маленькими по сторонам, использовалось в средневековой Грузии в период, по крайней мере, XII – XIV вв.

Что касается смыслового значения этого знамени, то тут у историков нет единого мнения. Одни считают, это символическое изображение Святого Георгия, другие как скажем, упоминавшийся выше католикос Антон, что это раны Христовы, третьи видят в нем символ титула царей Грузии начиная с Георгия V Блистательного – защитник Храма Гроба Господня (четыре крестика по сторонам как бы охраняют больший). Ответ на этот вопрос, скорее всего так и останется риторическим. Возможно, что в разные времена символика государственного знамени могла трактоваться по разному, и верными могут все три вышеуказанных версии.

[1] Степаноз Орбелян, митрополит, из дома князей Сюника, ведущих свой род от представителей грузинской фамилии Орбели, в XI-XII вв. занимавших высшие государственные должности в Грузии. После участия в восстании царевича Деметре в 1177 г. против царя Георгия III, род Орбели был практически истреблен в Грузии. Спаслись лишь Липарит Орбели с сыновьями Иване и Элигумом, бежавшие в Армению и ставшие родоначальниками сюникских Орбелянов.

[2] См. О великом нахарарстве Орбелянов. В книге: Исследования и статьи Н.О. Эмина по армянской мифологии, археологии, истории и истории литературы (1858-1884 гг.). Москва, 1896 г.

[3] Амирспасалар – военачальник, главнокомандующий войск.

[4] (Book of Knowledge, written by Spanish Franciscan. Translated and edited by Sir C. Markhaul. London, 1912, журнал "Вексилология" под редакцией Жоржа Хаша. Париж, 1969, №1-2; О. Торновский. Грузинские исторические флаги, журн. "История и география в школе", № 4, Тб., 1982, стр. 57 - 75).

[5] См. И.Л. Бичикашвили «О грузинском историческом и государственном флаге и гербе», журнал Гербовед № 29. за 1998 г. стр.134-142

Участник:Melberg/Флаг.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01