Lt304888.ru

Туристические услуги

Фалака

14-06-2023

Наказание фалакой в Персии (рис. Frank Dadd, 1905)

Фалака (перс. فلک‎ — фэлек, тур. falaka) — орудие для наказания ударами по босым подошвам ног, традиционное для мусульманского Ближнего Востока и Северной Африки, а также само такое наказание. Наказание фалакой широко применялось в Иране и Османской империи по отношению к преступникам, должникам, провинившимся детям и подмастерьям[1], а также в армии у янычар[2]. За XX век фалака как инструмент наказания почти утратила традиционное использование и сохранилась в качестве незаконного метода допроса — битья по стопам ног.

Первые упоминания о наказании фалакой в арабском мире появляются в X веке, в частности, в Северной Африке наказание фалакой стало традиционным для мусульманских школ мектебов. Согласно персидским источникам, фалака была принесена в Персию монголами в XIV веке. Европейцам стало известно о фалаке по османскому законодательному кодексу с XVI века[3]. Предположительно, название пытки происходит из арабского слова falak, filak — «раскалывать, расщеплять»[4].

Фалака представляет собой орудие, состоящее из деревянного шеста, примерно 1-3 метра длиной, и протянутой вдоль него верёвки. Отверстия для её крепления расположены по краям, или по середине, на расстоянии 20-30 сантиметров. Функционально фалака выполняет роль колодок, в которых закрепляют и подвешивают ноги наказываемого. Наказание фалакой имеет черты ритуализированного действия.

Чтобы держать фалаку требуется два человека. Для начала экзекуции, ноги приговорённого, который лежит на земеле, вдевают в фалаку между верёвкой и шестом, или заставляют вправить ноги самостоятельно. Шест несколько раз поворачивают вокруг своей оси, тем самым натягивая верёвку, которая собирает стопы ближе друг к другу и фиксирует их в петле, не дающей им хода назад. Наконец, фалаку с закрелёнными в ней ногами приподнимают, чтобы другой человек мог наносить по выставленным подошвам ударов палкой или другим похожим средством[5][6][1]. Палкой подошвы традиционно бьют в Турции, розгой секут в Персии, стегают ремнём из носорожьей кожи (koorbash) в Египте.

В качестве розг используются прутья ивы, тополя, гранатового дерева, примерно 2 метра в длину, не толще большого пальца в ширину. Поскольку прутья ломаются от ударов, в экзекуции может быть задействован ещё один человек, подающий свежие розги. В зависимости от типа, пруты могут ломаться сразу при первом ударе; иногда для каждого удара используют новый прут. Наносить удары по стопам могут несколько человек, что типично для Персии[7][8].

Содержание

Традиционное использование

Фалакаджи (рисунок из коллекции Vinkhuijzen, H.J., 1828)

Как характерно для стран Ближнего Востока до периода модернизации, наказания приводились в исполнение без суда на месте преступления или по сумме виновностей по приказу представителей властей. В Османской империи, главным образом в Стамбуле, по которому нередко проводил рейды великий везир, наказание фалакой производилось его охранниками из корпуса янычар. Известно, что специализированные на фалаке охранники имели отличную от других одежду и назывались фалакаджами, всего в охране везирей их было по пять[9][10][11]. Костюм фалакаджей регулировался как и других военных должностей[12]. Например, в XVII веке фалакаджи были одеты в короткий турецкий кафтан, подпоясанный красным поясом, красные штаны, белые носки и жёлтые ботинки[13]. В описании костюма XIX века перечисляются белая чалма, зелёный киртл, красные турецкие штаны длиною до колен и жёлтые сапоги[14]. Должность фалакаджи дожила вплоть до реформы османской армии 1826 года.

В школах мектебах, допустивший ошибку или невыучивший урок мальчик по велению учителя должен был вправить свои ступни в фалаку. Двое учеников, обычно помощники учителя из старших, приподнимают фалаку и учитель бьёт вздёрнутые кверху подошвы провинившегося ученика палкой или специальным хлыстом с ремнём на конце (shallaq). Порой родители сами обращались к учителю воспитать их дитя фалакой[5][6][15]. В некоторых школах существовало правило: получивший свою порцию, обливаясь слезами, держит ноги следующей жертвы. Это было не только обязанностью, но и своеобразным поощрением — становясь соучастником экзекуции, ребёнок понемногу забывал о своей боли[16]. Узбекский и советский математик Т. Н. Кары-Ниязов, описывая обучение в туркестанских мектебах, признался, что ещё в 1912 году испытал этот инструмент, после чего в течение некоторого времени совершенно не мог ходить[17][18]. Сотрудник советского посольства в Турции, В. Стамбулов в биографическом романе о писателе Намыке Кемале отметил, что «Розги, неизменная „фалака“, висевшая в старое время на стене классной комнаты в каждой турецкой школе, считались испытанным средством для вколачивания в головы детей сухой и трудной мусульманской премудрости»[19]. В советском издании «История просвещения в Турции» 1965 года утверждается, что традиционная фалака перешла в новую турецкую школу, где инструкция определяет размеры палок и породу дерева из которого их изготавливают[20].

Известно, что в иранских мектебах фалака применялась вплоть до последнего правящего Каджара, а также в современных школах в период правления Реза Пехлеви (1925—1941)[7].

В Османской империи фалака — обычное наказание за небольшие провинности вроде мелких краж, пьянства, уклонения от налогов и дисциплинарная мера у янычар[2]. Закон исключал применение фалаки на высших и средних сословиях свободных людей, предписывая её четвёртому, самому низшему слою общества — райятам, однако на практике такое разделение соблюдалось нестрого. В целом, у людей с деньгами всегда имелась возможность спасти свои ступни от фалаки. Число ударов, согласно изначальному закону не могло превышать 39 ударов, однако позже оно было поднято до 75. На практике, в порыве гнева турки часто уже не принимали это в расчёт и удары сыпались до тех пор пока не устанет рука, превращая подошвы ног в желеобразную массу[10]. В отличие от османов, в Персии фалака являлась общепринятым и универсальным наказанием[6] для всех слоёв общества от визирей, министров до простого люда, так что для фалаки даже появилась идиома «есть палки». В Персии шах нередко наказывает своих министров, офицеров фалакой, которую приводят в исполнение у него перед глазами дворцовые слуги — фарраши, основной обязанностью которых является выбивание ковров. Фалака полагалась за небольшие провинности детям и использовалась для получения признаний «виновных». Для битья использовались розги примерно 1,8 метра длиной. Утверждается, что почти каждый иранец на дворе держал наготове фалаку и связку розг, заботясь о том, чтобы они не засыхали и преждевременно не ломались[6][10].

У европейских современников фалаки имеются различные сведения относительно суровости этого наказания. Например The English Cyclopaedia 1866 года сообщает, что фалака представляет собой крайне болезненное наказание и для лечения причинённых ею ран иногда требуется удалять куски повреждённой плоти[10]. Известны случаи, когда людей приговаривали к нескольким сотням ударов и случаи, когда об ноги ломалось по несколько сотен ивовых прутьев. До нанесения всех ударов нередко кто-то вступается за несчастного. В литературе есть примеры указаний бить «пока ногти не выпадут из ступней»[21], а также утверждения о смертельных исходах от фалаки. К противоположным свидетельствам можно отнести книгу английского путешественника и бизнесмена С. Дж. Уиллса, где он сообщая о широком использовании фалаки в Персии, при этом отмечает, что за свои 20 лет жизни в этой стране ему не приходилось слышать о смертях от фалаки. Сообщается также, что если обвиняемому предоставлялось возможность выбора между штрафом и наказанием фалакой, то он скорее выбирает последнее[6]. Джеймс Ричардсон, английский путешественник и исследователь Сахары, также пиcал, что фалака оставляет на подошвах лишь небольшие царапины и отметины, и, что кровотечений от фалаки за свою жизнь в Тунисе он ни разу не наблюдал[22]. Различные путешественники в отношении фалаки сходятся во мнении о «крепких как кожа носорога», «железных» подошвах простого иранского, арабского, турецкого люда, воспитанных босым хождением, о которые за обычную фалаку могут быть сломаны по 50 прутьев. Путешественник Томас Стивенс отмечает, что даже при таком наказании последующее прихрамывание выглядит как-то неественно и преувеличенно[23].

Фалака в культуре

В турецкой литературе наказанию фалакой в школе посвящены романы Ахмета Расима (биографический) и Омера Сейфеддина. Сцены фалаки можно встретить в романе Решата Нури Гюнтекина «Клеймо» и в автобиографическом произведении Муаллима Наджи[24][16]. Эпизод наказания фалакой есть в постановке «Везир ленкоранского ханства» азербайджанского писателя Мирзы Фатали Ахундова[25]. Сцены фалаки — популярный атрибут турецких художественных фильмов повествующих об османской эпохе, реже о более позднем времени, например: Eve Dönüş, Kibar Feyzo, Talih Kuşu, Salako, Elephants and Grass, My Father and My Son; сериалы Bu Kalp Seni Unutur Mu, Hatırla Sevgili, Atla Gel Şaban, Servet Avcısı, Kurşun Yarası.

Упоминания фалаки имеются в русской справочной литературе XIX века, например в Сравнительном словаре русско-татарских наречий Лазаря Будагова[26], в толковом словаре А. Д. Михельсона[4], Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа[27], Энциклопедическом лексиконе[28]. Фалака упоминается в художественной и публицистической литературе, в частности, в статье В. Г. Белинского «Россия до Петра Великого» (1841—1842), где она определена как «батоги, которыми в Турции и других мусульманских странах били по пятам»[29]; в «Турецком суде» (1824) В. Т. Нарежного фалака это «деревянное орудие, в которое вправляют ноги преступника, для наказания его по подошвам или палками или воловьими жилами»[30]; а также в стихотворении А. С. Пушкина «Видение короля», где использовано слово «фаланга» и пояснено в примечании как «палочные удары по пятам»[31].

  • В сказке В. М. Дорошевича «Не те пятки» рассказывается о том как Мудрый Джиаффар, заботливый правитель Каира решил отучить жителей курить опий. Отрывок:

— Благочестие благочестием, но внушать людям хорошие мысли при помощи слов мне кажется противным природе. Человек принимает и извергает принятую пищу с разных концов своего тела. То же должно быть и с пищей духовной. Голова — это желудок, где перевариваются мысли, а изо рта они вылетают в виде слов. Раз с этого конца тела мысли выходят, — значит, входить они должны с другого конца. Из этого я заключаю, что хорошие мысли должно внушать палками по пяткам. Это дело уже не муфтия, а заптиев. Так я понимаю свои обязанности.

В. М. Дорошевич, Из цикла «Сказки и легенды». Опубл.: «Русское слово», 1916, № 106, 8 мая.
  • Поэма The Bastinado» рассказывает о маленькой девочке из гарема и могучем Турке-палаче, который по велению жены султана наказывает её за надуманные провинности. Отрывок:

   The girlie closes both her eyes,
   Utters a prayer — Oh, how she sighs.
   Awaiting the first smarting sting
   Upon her pink, bare feet — poor thing!
   Poor wounded bird with broken wing.

   The wicked Whipper whirls the whip
   With spiteful crack, with vicious clip
   He whips the naked feet — Oh, my!
   Poor little girlie, hear her cry.

Richard Griffin, «Fresh Bugs», Braunworth & co. (Brooklyn), 1919.

В книге лингвиста-востоковеда Т. А. Шумовского «Странствия слов» приведён пример происхождения ряда общеупотребительных русских слов от азиатского источника, среди которых слова «палка» и «палач», ставшие результатом усвоения тюркских слов фалак — «розга» и фалакчй — «секущий розгами»[32].

Современное использование

Современная практика использования фалаки соотносится с мусульманскими странами и связана с историческими традициями в Персии и на Аравийском полуострове, позже перенятыми в Османской империи. Фалака как метод пыток используется в странах Ближнего Востока, Иране и Индийском регионе. При этом стопы могут закреплять не в фалаке, а инструментами для нанесения ударов могут служить любые подручные средства от проводов до полицейских дубинок.

По данным исследования за 2009 год, 84 % пациентов ранее подвергнутых фалаке имеют видимые внешние знаки в виде шрамов и пигментации подошв, неравномерностях в жировой ткани переднего отдела стопы, пятки и в подошвенных связках[33]. Также следами применения фалаки может быть необычная мягкость подушечки стопы и подошвенного апоневроза при их ощупывании, а также боль при надавливании на пятку[34]. Фалаку как удары по стопам ног применяют при допросах, когда следы пыток нужно скрыть.

Также для скрытия следов пыток, стопы после фалаки могут погружать в лёд[35]. Для смягчения кожи перед фалакой подошвы смачивают водой.

Сцены фалаки как метода полицейской пытки, а также дисциплинарного наказания заключённых в тюрьме в Турции 70-х годов XX века, показаны в художественном фильме «Полуночный экспресс».

Примечания

  1. ↑ E.J. Brill’s first encyclopaedia of Islam, 1913, vol 1.
  2. ↑ The early modern Ottomans: remapping the Empire, Cambridge University Pressб 2007.
  3. Torture and Democracy, Princeton University Press, 2009.
  4. ↑ Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней", 1865: «Фалак — от араб. falak, filak, от falaka, раскалывать, расщеплять. Обрубок дерева (с выемками или отверстиями), в который вставляются ноги виновного, подвергшегося наказанию палками по пятам».
  5. ↑ The Uralic and Altaic Series, 1960—1990, vol 26.
  6. ↑ Persia as It Is: Being Sketches of Modern Persian Life and Character, 1866.
  7. ↑ Encyclopaedia Iranica, December 15, 1999.
  8. The festival of the noroz at Shiraz, and a visit to the ruins of Persepolis // Bentley's miscellany, volume 22, Richard Bentley, 1847.
  9. История Османского государства, общества и цивилизации: В 2 т. / под ред. Э. Ихсаноглу, М.: Вост. лит., 2006. — ISBN 5-02-018509-4 (в пер.)
  10. ↑ The English Cyclopaedia, 1866.
  11. Pashas, begs, and effendis: a historical dictionary of titles and terms in the Ottoman Empire, 1997.
  12. Habibullah’s Encyclopedia of the Ottoman Empire
  13. The sultan’s procession: the Swedish Embassy to Sultan Mehmed IV in 1657—1658 and the Rålamb paintings, Swedish Research Institute in Istanbul, 2006.
  14. Ya hacı değnek ya sucu değnek!
  15. Jadīd al-Islām, 1910.
  16. ↑ «Клеймо», Перевод Л. Медведко
  17. Очерк истории крымскотатарского этноконфессионального мектебе (XIX — начало XX вв.). // Культура народов Причерноморья: Научный журнал.- Симферополь, 1997. — № 2-декабрь.
  18. Очерки истории культуры советского Узбекистана, Изд-во Академии наук СССР, 1955.
  19. В. Стамбулов, «Намык Кемаль», 1935.
  20. История просвещения в Турции: конец XVIII-начало XX века, Наука, 1965.
  21. Invasions of India from central Asia, 1879.
  22. Travels in Morocco, 1860
  23. Around the World on a Bicycle, Echo Library, 2006
  24. Istanbul: ein historisch-literarischer Stadtführer, 2001.
  25. Везир ленкоранского ханства
  26. Сравнительный словарь турецко-татарских нарѣчій, 1869.: «п. ﻓﻠﻚ фэлекъ, ад. ﻓﻠﻐﻪ ,ﻓﻠﻜﻪ фалаха, осм. ﻓﻠﻔﻪ ,ﻓﻼﻔﻪ фалака, орудiе наказания — длинная палка, къ двумъ концамъ которой привязывается веревка, ею закручиваютъ босыя ноги обвиненнаго и бьют палками по подошвамъ, ﻓﻠﻜﻪﻴﻪ ﺍﻠﻖ бить по подошвам (поднять на фалаху)»
  27. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, 1900, том 27.: «Что касается до телесного наказания в мектебах, то оно практикуется везде, и фалака составляет принадлежность каждого мектеба»
  28. Энциклопедический лексикон, 1839.: «Осуждённые на палочные удары по пятам (фалака) тотчас вызываются на двор или в самой двор дивана»
  29. Судилищ и судейской процедуры азиатец не терпит: суд совершается в доме судьи, решение зависит не от силы и разума закона, а от мудрости судьи. Тут же и благодетельная фалака, а если нужно, и виселица — дело только в петле, виселицею же может служить первое попавшееся на глаза окно мирного гражданина.
  30. Разом сбили с ног, и начали их вправлять в фалаку
  31. Край полы у султана целует, как холоп, наказанный фалангой
  32. Шумовский Т. А., Странствия слов. — СПб.: ООО «Протей», 2004. — 336 с. ISBN 5-94844-008-7
  33. The epidemiology of falanga — incidence among Swedish asylum seekers // Torture, Volume 19, Number 1, 2009.
  34. The medical documentation of torture, Cambridge University Press, 2002.
  35. Destroying ethnic identity: the Kurds of Turkey, Human Rights Watch, 1988.

См. также

Фалака.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01