01-08-2023
Рене Фальконетти | |
фр. Renée Jeanne Falconetti | |
Имя при рождении: |
Renée Jeanne Falconetti |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: |
12 декабря 1946 (54 года) |
Место смерти: | |
Профессия: |
актриса, театральный режиссёр |
Карьера: |
1917—1940 |
IMDb: |
ID 0266029 |
Рене-Жанна Фальконетти (фр. Renée Jeanne Falconetti, также упоминается как Мария Фальконетти, 21 июля 1892, коммуна Пантэн, Сена-Сен-Дени[1] — 12 декабря 1946, Буэнос-Айрес) — французская театральная и киноактриса, прославленная исполнением заглавной роли в классическом фильме Карла-Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк».
Содержание |
В 1917 г. играла второстепенную роль в фильме La Comtesse de Somerive, поставленном Жоржем Денола и Жанной Кемм. В театре стала играть с 1918 г. В 1926 г. её заметил К.-Т. Дрейер в любительском театральном спектале, и предложить ей заглавную роль в своём знаменитом фильме. Эта роль оказалась для неё последней в кинематографической карьере: методы, использованные Дрейером, привели актрису к тяжёлому нервному срыву.
В 1930-е гг. участвовала в постановках комических театральных спектаклей, в том числе в труппе Комеди Франсез и была режиссёром в le Théâtre de l’Avenue. Играла в спектаклях Саша Гитри и Жана Жироду. После германского вторжения во Францию в 1940 г. бежала в Швейцарию, откуда переехала в Аргентину, где и скончалась. Прах её был перевезён на Кладбище Монмартр.
Многие критики отмечают выразительность игры Рене Фальконетти. В фильме не использовался грим; в сцене перед казнью Жанны волосы актрисы действительно были острижены. Поскольку в «Страстях Жанны д’Арк» Карл Дрейер постоянно использовал крупные планы, лицо Жанны всё время находилось в кадре, создавая особое, интимное взаимодействие между актрисой и зрителем; зритель наблюдает не только страдания Жанны, но и самой исполнительницы, прошедшей через полтора года мучительных съёмок[2][3]. «Гениальная простота игры Фальконетти потрясала зрителей. Актриса настолько вошла в свою роль, что в кадрах истязаний Жанны д’Арк впадала в обморочное состояние, представляя себе мысленно боль, причиняемую орудиями пыток. Она плакала во время съемок допроса без всякого принуждения со стороны режиссера — только потому, что жила внутренней жизнью своей героини»[4]. По словам кинокритика Полин Кейл, работа Фальконетти в фильме Дрейера — «возможно, самая лучшая актёрская игра, когда-либо заснятая на плёнку»[5]. Нередко отмечается сходство между образами Жанны, созданными Фальконетти и Инной Чуриковой в фильме «Начало». Как говорил сам Г. Панфилов, режиссёр «Начала», «на мой взгляд, к феномену Жанны ближе всего подошли Дрейер и Фальконетти»[6].
Фальконетти, Рене-Жанна.