Lt304888.ru

Туристические услуги

Федеральный закон № 139-ФЗ 2012 года

06-07-2023

О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Вид Федеральный закон Российской Федерации
Номер 139-ФЗ
Принятие Государственной Думой 11 июля 2012 года
Одобрение Советом Федерации 18 июля 2012 года
Подписание Президентом РФ В. В. Путиным 28 июля 2012 года
Вступление в силу 30 июля 2012 года
Первая публикация 30 июля 2012 года в Российской газете — Федеральный выпуск № 5845
Действующая редакция от 14 октября 2014 года
Текст в Викитеке

Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года (в прошлом Законопроект № 89417-6) — Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Этот закон внёс в другие федеральные законы ряд положений, предполагающих фильтрацию интернет-сайтов по системе чёрного списка и блокировку запрещённых интернет-ресурсов.

Ряд экспертов высказывал опасения, что данный закон может использоваться для цензуры Интернета[1].

Затронутые законы

Федеральным законом № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года были внесены изменения в следующие законы Российской Федерации[2]:

История закона

Проект закона первоначально был разработан и представлен в декабре 2011 года Лигой безопасного интернета[6][7].

Некоммерческое партнёрство «Лига безопасного интернета» было учреждено в феврале 2011 года[8][9] Благотворительным Фондом Святителя Василия Великого при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Попечительский совет лиги возглавляет Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, с 21 мая 2012 года — в отставке.

Проект закона проходил общественное обсуждение на сайте Лиги, в марте 2012 г. он обсуждался в Минкомсвязи, в апреле — на объединённой конференции Российского интернет-форума и конференции «Интернет и бизнес» (РИФ+КИБ)[6][10].

7 июня 2012 года переработанный законопроект был внесён в Государственную Думу депутатами Е. Б. Мизулиной, С. В. Железняком, С. Н. Решульским, Я. Е. Ниловым от Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей[11].

На конференции RIW-2012 в октябре 2012 Екатерина Ларина (директор департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи) заявила, что «закон написан, по сути, для борьбы именно с зарубежными сайтами — для их блокирования на уровне операторов связи»[12].

14 ноября Мизулина заявила, что профилактическая цель закона (без применения наказания добиться безопасной информационной среды) достигнута.[13]

Рассмотрение законопроекта

Законопроект был принят Государственной Думой РФ, одобрен Советом Федерации и подписан президентом в чрезвычайно сжатые сроки:

  • Внесение законопроекта в Думу — 7 июня 2012.
  • Первое чтение — 6 июля 2012.
  • Второе и третье чтение — 11 июля 2012.[14] Принят во втором чтении — 441 голос «за», в третьем чтении — 434 голоса «за».[15]

Содержание закона

Поправки в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Поправки вносятся в принятый 29 декабря 2010 года под № 436-ФЗ «Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»»[3]. Поправки вносят множество мелких уточнений в закон, а также более подробно регламентируют способы маркировки контента. Так, до внесения поправок по этому закону каждую страницу в сети Интернет с информацией, «причиняющей вред…», нужно будет промаркировать специальными знаками: 6+, 12+, 16+, 18+ (старше 6 лет, старше 12 лет, старше 16 лет, старше 18 лет соответственно). По тексту ЗП № 89417-6 от 9 июля 2012 года (за два дня до принятия Думой), поправки устанавливают тексты знаков и делают исключение для сайтов, не являющихся «сетевыми изданиями», и для комментариев пользователей «сетевых изданий». Кроме того в поправках подробно описываются процедуры экспертизы «информационной продукции».

Также законом вносится положение, что доступ к сети Интернет в «местах доступных для детей» должен быть ограничен.

Также в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вносятся положения об ответственности за неприменение в местах, доступных для детей, операторами связи, оказывающими телематические услуги связи, либо администрацией таких мест при осуществлении доступа к информации, распространяемой через Интернет, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Поправки в ФЗ «О связи»

В Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» вносится поправка[4], что ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой через Интернет, регулируется Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Поправки в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Наиболее значительные изменения вносятся в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[5], хотя в названии законопроекта этот закон упоминается лишь как «отдельные законодательные акты». В частности, в данный федеральный закон вносятся следующие изменения:

  • Даются определения интернет-сайта, интернет-страницы, доменного имени, сетевого адреса, владельца интернет-сайта, хостинг-провайдера.
  • В закон добавляется новая статья 15¹ «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещённую к распространению на территории Российской Федерации». Согласно которой:
    1. Создаётся информационная система «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещённую к распространению на территории Российской Федерации федеральными законами» (далее — Реестр).
    2. К ведению Реестра может быть привлечена российская некоммерческая организация, соответствующая «критериям» (критерии должно будет разработать Правительство РФ).
    3. Оператор Реестра вносит в него ссылки на интернет-страницы или доменные имена, содержащие:
      • 1. После решений федеральных органов:
      • 1.a) материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
      • 1.б) информацию о местах приобретения и о методах изготовления и использования наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, либо о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
      • 1.в) информацию о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
      • 1.г) (добавлено ФЗ 05.04.2013 № 50-ФЗ[18]) информацию о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных деяний.
      • 2. любую иную информацию, запрещённую к распространению в России решениями судов.
    4. Решение о включении в Реестр доменных имен, ссылок на интернет-страницы сайтов и сетевых адресов сайтов можно обжаловать только через суд, причём лишь в течение 3 месяцев.
    5. С момента внесения доменного имени или ссылки на интернет-страницу в Реестр хостинг-провайдер обязан в течение суток проинформировать владельца сайта о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы целиком, на которой размещается запрещённая, по мнению оператора Реестра, информация.
    6. Владелец сайта обязан в течение суток с момента получения от хостинг-провайдера уведомления удалить данную интернет-страницу целиком. В случае отказа или бездействия владельца сайта, хостинг-провайдер обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.
    7. В случае непринятия хостинг-провайдером и владельцем сайта данных мер, сетевой адрес сайта включается в Реестр.
    8. Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан в течение суток с момента включения сетевого адреса сайта в Реестр ограничить к нему доступ. Тот факт, что на одном IP-адресе могут находиться несколько сайтов с разными доменными именами,[19][20][21] законом не учитывается.

С 1 ноября 2012 года доступ к eais.rkn.gov.ru

Критика законопроекта

Основная критика направлена на поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, Совет по правам человека при Президенте РФ выступил с заявлением[22]:

…регламентируемая законопроектом процедура блокировки интернет-контента предполагает ограничение доступа к информации, запрещённой или нежелательной для детей, для всех пользователей российского сегмента сети Интернет — без возможной апелляции и процедуры повторного рассмотрения, без каких-либо ограничений, которые позволили бы трактовать предлагаемые меры не как введение цензуры, что прямо запрещено Конституцией Российской Федерации и ограничивает право людей на доступ к информации, нисколько не приближая к решению заявленных в законопроекте задач.

Также в заявлении отмечается:

Мы считаем крайне важным остановить введение цензуры в русскоязычном сегменте сети Интернет и, в частности, на территории России — это приведёт к появлению нового „электронного занавеса“, что губительно скажется на правах и возможностях граждан России, на развитии общества в целом и становлении всей экономики.

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), в целом, поддержала поправки в ФЗ № 436 («О защите детей»)[23], что касается поправок в закон «Об информации», то РАЭК выступила категорически против слишком широкого класса материалов, подлежащего внесению в Реестр и блокировки сайтов по сетевым адресам[24]. Также РАЭК выступает против привлечения для ведения Реестра негосударственной организации.

Google[21], Живой Журнал[25], ВКонтакте и Яндекс[26] также выступили против законопроекта[1].

Забастовка русской Википедии

Внешний вид Русской Википедии 10 июля 2012.

10 июля 2012 года, за день до рассмотрения Государственной Думой законопроекта во втором чтении, сообщество Русской Википедии приняло решение о забастовке против поправок в закон «Об информации». Русская была недоступна в течение одних суток. Примечательно, что мобильная версия Википедии находилась в рабочем состоянии.

См. также

Примечания

  1. ↑ Нецензурное лобби. Архивировано 19 апреля 2013 года.
  2. Wayback Machine "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Дата подписания 28 июля 2012 г. Опубликован 30 июля 2012 г. Российская газета - Федеральный выпуск №5845 (172)
  3. ↑ Wayback Machine, Российская газета - Федеральный выпуск №5845 (172)
  4. ↑ Wayback Machine, Российская газета - Федеральный выпуск №5845 (172)
  5. ↑ Wayback Machine, Российская газета - Федеральный выпуск №5845 (172)
  6. ↑ Госдума одобрила фильтрацию рунета. Ежедневная деловая газета «Архивировано 5 августа 2012 года.
  7. Лига Безопасного Интернета разработала законопроект, позволяющий ограничить распространение детской порнографии в Интернете (недоступная ссылка — Архивировано 5 августа 2012 года.
  8. оригинала 13 июня 2011 года.
  9. О Лиге безопасного интернета (недоступная ссылка — Архивировано 7 октября 2012 года.
  10. Объединённая конференция РИФ+КИБ Wayback Machine // Официальный сайт
  11. Законопроект № 89417-6. О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет). Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 11 июля 2012. Архивировано 25 ноября 2019 года.
  12. За «черные списки» заплатят пользователи Wayback Machine // Интерфакс, 18.10.2012
  13. «Страсти по реестру» — Ксения Рассыпнова, ТАСС-Телеком, 14 ноября 2012 (недоступная ссылка — Архивировано 18 февраля 2013 года.
  14. По данным автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности. Дата обращения: 9 июля 2012. Архивировано 25 ноября 2019 года.
  15. Вечернее пленарное заседание 11 июля (недоступная ссылка — Архивировано 7 октября 2012 года.
  16. Совфед одобрил закон о создании "черного списка" интернет-сайтов (рус.), Архивировано 19 июля 2012 года. Дата обращения: 11 ноября 2012.
  17. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ. Архивировано 28 декабря 2019 года.
  18. Федеральный закон от 05.04.2013 № 50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)» Wayback Machine страница 5, статья 3 // Государственная система правовой информации.
  19. Полосатый тормоз. Архивировано 27 сентября 2012 года.
  20. Постатейный комментарий и предложения по поправкам к законопроекту №89417-6. Архивировано 14 октября 2012 года.
  21. ↑ Новый закон угрожает свободному Интернету. Google (12 июля 2012). Дата обращения: 4 августа 2012. Архивировано 3 августа 2012 года.
  22. Заявление членов Совета в отношении законопроекта № 89417-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“». Дата обращения: 9 июля 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
  23. оригинала 17 октября 2012 года.
  24. Постатейный комментарий и предложения по поправкам к законопроекту № 89417-6. Дата обращения: 9 июля 2012. Архивировано 10 октября 2012 года.
  25. Живой Журнал за свободу информации (англ.). Livejournal (10 июля 2012). Дата обращения: 4 августа 2012. Архивировано 4 октября 2012 года.
  26. оригинала 13 июля 2012 года.

Ссылки

  • Рыдченко, Кирилл Дмитриевич. «„Моральный кодекс“ пользователя Интернет и государственная цензура киберпространства: некоторые вопросы законодательного регулирования.» (недоступная ссылка) ББК 67.401. 114 (2Рос) М 54: 40.
  • www.president-sovet.ru // Заявление членов Совета в отношении законопроекта № 89417-6 "О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • www.chaskor.ru // Жёсткие ограничения на базе субъективных критериев
  • top.oprf.ru // Борьба с ветряными мельницами оказалась банальной борьбой за бюджет
  • www.ukrat.ru // Обзор Закона о цензуре в Интернет
  • Контроль за информацией в Интернете предлагается ужесточить // Консультант.ру, обзоры законодательства, 16 июля 2012

Федеральный закон № 139-ФЗ 2012 года.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01