Lt304888.ru

Туристические услуги

Фиест

23-10-2023

Фиест, Тиест (др.-греч. Θυέστης) — в древнегреческой мифологии[1] сын Пелопа и Гипподамии, брат Атрея, отец Эгисфа. Упомянут в «Илиаде» как получивший скипетр от Атрея (II 106), а также в «Одиссее» упомянута его область (IV 517). Мифы о Фиесте могут считаться самыми жуткими во всей греческой мифологии, превосходя даже мифы об Эдипе. Им была посвящена несохранившаяся драматическая трилогия Софокла.

Содержание

Атрей и Фиест

Род Пелопа был некогда проклят Миртилом, возничим царя Эномая, которого предательски убил Пелоп. С тех пор род Пелопа был обречен на злодеяния и гибель. Гермес наслал на братьев вражду[2].

Царь Микен Сфенел дал Фиесту во владение Мидею[3]

Фиест постоянно боролся с братом за трон в Микенах. С помощью жены Атрея Аэропы, ставшей его любовницей[4], он выкрал у брата золотое руно, которое тому подарил бог Гермес. Похитил он его, потому как боги сказали когда-то: властвовать над Микенами будет тот, кому принадлежит златорунный овен[5].

Но Зевс прогневался на Фиеста за такой нечестный поступок. Небесными знамениями (солнце изменило свой путь по небу) он дал понять народу Микен, что овен достался Фиесту нечестным путем, и народ отказался признать его правителем. Фиест позже был изгнан Атреем по знаку Гелиоса[6].

По рационалистическому толкованию, открыл в небесах созвездие Овна, состязаясь с братом в мудрости[7].

Чтобы отомстить, Фиест выкрал сына Атрея — Плисфена, и воспитал его как родного, вселив ненависть к Атрею. Он хотел использовать юношу так, чтобы тот убил отца, но тот сам пал от руки Атрея. Когда Атрей узнал, кем был убитый, то решил отплатить Фиесту. Он убил его сыновей, а из их мяса велел приготовить жаркое, которое подал на стол, пригласив Фиеста погостить. и Фиест ел мясо своих детей. Даже боги содрогнулись от такого злодеяния, а Фиест узнав, кого он ел, в ужасе убежал в пустыни, и долго скрывался там. Позже его приютил царь Эпира — Феспрот.

Съеденных сыновей упоминает Кассандра[8]. Сыновей (съеденных им) звали Аглай, Каллилеонт и Орхомен[9]; либо Тантал и Плисфен (у Сенеки третий не назван по имени)[10].

Боги же наслали неурожай на Микены, чтобы наказать Атрея и народ погибал от голода. Тогда Атрей спросил оракула, как остановить бедствие, и оракул ответил, что пока Фиест не вернется в Микены, там не будет спокойствия. Долго искал Атрей своего брата, но нашел лишь его сына Эгисфа и забрав во дворец, воспитал как родного.

Фиест и Эгисф

Фиесту было предсказано, что сын, которого ему родит его дочь, отомстит за него брату[11]. Он бежал к царю Феспроту, а затем в Сикион. Там скрывалась его дочь, которую он изнасиловал[12].

Через много лет сыновья Атрея Менелай и Агамемнон случайно узнали, где скрывается Фиест, и вернули его в Микены. Атрей бросил его в темницу и послал Эгисфа убить родного отца. Фиест сразу узнал сына, и рассказал ему, кто он. Тут же в темнице они составили план как убить Атрея. Эгисф вернулся во дворец и сказал Атрею, что убил Фиеста, и тот поспешил на берег моря вознести дары богам, и там же Эгисф убил его, вонзив ему меч в спину.

Эгисф освободил Фиеста, и они захватили власть над городом. Сыновья Атрея, Менелай и Агамемнон были вынуждены спасаться бегством. Царь Спарты Тиндарей дал им защиту и выдал за них своих дочерей: прекрасную Елену за Менелая, а Клитемнестру за Агамемнона. Некоторое время спустя Агамемнон вернулся в Микены, убил Фиеста[источник не указан 1225 дней] и стал править там, где правил некогда его отец. Менелай же после смерти Тиндарея стал царем Спарты.

По другому рассказу, Тиндарей вернул на родину Агамемнона и Менелая. Фиест спасся, прибегнув к алтарю Геры, принес клятву и поселился в Киферии[13]. Могилу его показывали по дороге из Аргоса в Микены, на ней стоял мраморный баран[14].

Образ в искусстве

Действующее лицо трех трагедий Софокла («Фиест первый», «Фиест», «Фиест в Сикионе», фр.247-260 Радт), трагедий Еврипида «Критянки» и «Фиест»[15], трагедий Каркина Младшего[16], Агафона, Диогена, Клеофонта, Херемона, Аполлодора из Тарса, Пакувия, Энния, Вария и Сенеки «Фиест», комедии Аристофана «Фиест» (?). В трагедии Сенеки «Агамемнон» появляется его тень.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.562
  2. Первый Ватиканский мифограф I 22, 1
  3. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 4, 6
  4. Гигин. Мифы 86
  5. Еврипид. Электра 719—726; Акций. Атрей, фр.169 Уормингтон; Сенека. Фиест 234—241
  6. Овидий. Скорбные элегии II 1, 391—392
  7. Лукиан. Об астрологии 12
  8. Эсхил. Агамемнон 1095—1097
  9. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э II 13
  10. Гигин. Мифы 88; Сенека. Фиест 716—743
  11. Сенека. Агамемнон 27-33
  12. Гигин. Мифы 88
  13. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э II 10-16
  14. Павсаний. Описание Эллады II 18, 2
  15. Аристофан. Ахарняне 433
  16. Аристотель. Поэтика 16

Фиест.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01