Куде́лица (Филиппов день) — день народного календаря славян, приуроченный к дню памяти Апостола Филиппа, отмечаемый 14 (27) ноября. В этот день доигрывают по деревням последние свадьбы весёлые — заканчивается свадебный сезон и на следующий день наступает Рождественский пост (Филипповский)[1]. Начинается «волчий месяц», «волчьи свадьбы»[2].
Апостолу Филиппу молятся при разных недугах, особенно при глазных болезнях и укусах змей, в печали и скорби[9].
К заговенью завершалась кудельница — время, когда женщины, девушки, девочки готовили кудель — очищенное от костры волокно льна или конопли, приготовленное для прядения[10].
День святого Филиппа праздновался широко, щедро: это было Заговенье перед Рождественским постом[11]. Филиппово заговенье — начало рождественского «холодного» поста[12]. Другое название поста — Карачуновский[13]. Это название связано с древним словом «карачун», означавшем тьму, смерть и самую длинную ночь в году. Впоследствии карачуном стали называть внезапную смерть в молодом возрасте[14][15].
В Макарьевском уезде в Нижегородской губернии в осенний мясоед проходил мирской обеденный пир — «Никольщина» — с поеданием трёхлетнего, специально откормленного бычка[16].
С этого времени, около Филиппова дня, начинается «волчий месяц», волки стаятся и начинают бродить, и поближе к жилищам людей подбираются[17]. Со следующего дня начинались «Волчьи свадьбы»[18]. Болгары считали, с 11 по 21 ноября (волчьи праздники), а особенно в этот день, по земле бродят самые опасные болезни, день этот соответственно назывался — Мратинци (мертвяки)[19].
Филипповки — последний срок свадьбы справлять — конец осенним свадебным неделям (начинались в Покров день)[1], в посты свадеб не играли[20].
На Филиппово заговенье принято было выносить на двор закуску домовому, чтобы водился скот[4]. Домовых призывали на ужин, величая их и домовыми, и родителями[21].
Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2.
Грушко Е. А. Энциклопедия русских примет. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 432 с. — ISBN 5-04-004217-5.
Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. — М.: Терра, 1997. — 301 с. — ISBN 5-300-01265-3.
Народная Русь. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — 723 с.
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день / Сост. О. В. Стёпкина. — М.: РИПОЛ классик, 2009. — 768 с. — ISBN 978-5-386-00212-1.
Невский А. А. Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л.: Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
Русские: история и этнография / под ред. И. В. Власовой и В. А. Тишкова. — М.: Олимп, 2008. — 751 с. — ISBN 978-5-17-052666-6.
Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М.: ИЭА РАН, 2000. — Т. Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2.
Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
Шанский Н. М. и др. Карачун // Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. — М.: Просвещение, 1971. — С. 188.
Энциклопедия обрядов и обычаев / Составители: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респекс, 1996. — 560 с. — ISBN 5-7345-0063-1.
Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.(белор.)
Беларускі Праваслаўны каляндар на 1971 год. — Кліўленд: Выданьне Епарх. Управы Сьв. БАПЦ, 1970. — 169 с.(белор.)